Лепка из воска в вальдорфской группе.
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Тарасова Юлия Николаевна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_voska.docx192.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка из воска в группах вальдорфской педагогики.

C:\Users\user\Desktop\Новая папка (2)\P80201-104700.jpg

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются обе руки. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов.

В группах валдорфской направленности, для лепки используют воск.

Воск  -это экологичный натуральный материал, его очень уважают поборники за чистоту окружающей среды и вообще любители всего с приставками "эко", "био" и "органик";

+ Он отдает тепло, приятен на ощупь, а также обладает приятным естественным цветом и ароматом - благодаря чему приверженцами вальдорфской методики развития детей считается "гармонизирующим" материалом;

+ Обладает оздоравливающими свойствами - нашел применение в народной медицине как противовоспалительный и антимикробный материал;


+ Подходит для любых поделок (не только свечей), которыми любят заниматься дети - для лепки обычных фигурок, елочных украшений и проч.

+ Является материалом многоразового использования - поделки можно растопить и использовать воск снова :)

Настоящий воск твердый, поэтому перед занятием мы размягчаем его в тепле. Когда дети берут из горшочка воск в руки, он теплый, мягкий и ароматный, что благоприятно воздействует на тактильную и тепловую чувствительность, а также на обоняние. Детям очень нравится лепить из такого материала, его приятно даже просто держать в руках.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. Предложите ребёнку открыть свою мастерскую или магазин игрушек, придумать чудесные превращения, сочинить  сказку и т. д.

Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

 

Методика проведения лепки в ваоьдорфской  группе «Родничок»:

 

  • Мы берем неокрашенный воск, чтобы не отвлекать детей от работы с формой, чтобы все старания, весь поиск были направлены именно на лепку, а не на подбор цветных кусочков.

C:\Users\user\Desktop\Новая папка (2)\P80118-102431.jpg

  • Во время занятия детки учатся лепить из целого куска, как это делают настоящие скульпторы. Такой подход позволяет формировать более правильное чувство формы, наблюдать эволюцию формы от простого комочка к узнаваемому объекту.

C:\Users\user\Desktop\Новая папка (2)\P80118-102437.jpg

  • Тему для лепки дети выбирают по собственному желанию, никаких ограничений здесь нет. Они лепят деревья и птиц, фей и бабочек. Лучше не поправлять детей, а лишь помогать, если об этом просит сам ребенок, потому что главное в таких занятиях — это самовыражение и радость от творчества. Да и некогда поправлять, ведь взрослый занят своей работой — он тоже увлеченно лепит мышку или домик, тем самым обеспечивая непременное условие для любой деятельности — пример.

  • Можно рассказать и показать какую-либо историю после окончания занятия, используя для этого те фигурки и предметы, что вылепили дети. Таким образом, задания даются детям в непрямой форме, оставляя свободное пространство для спонтанной инициативы ребенка. Здесь вальдорфский подход отличается от традиционного, когда ребенка учат лепить определенные предметы из отдельных элементов, осваивая лепку, как набор операций с постепенным усложнением и совершенствованием навыков. Другое отличие касается метода лепки. Вальдорфская методика не следует традиционному порядку, когда работа выполняется от частей к целому. Воспитатель, наоборот, лепит на глазах детей сначала обобщенную (универсальную) форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки (существа). Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно и, исходя из своей фантазии, стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию.

C:\Users\user\Desktop\Новая папка.jpg

Воск, даже теплый, не так податлив как пластилин, и с ним приходится работать более энергично. Постепенно он остывает, и к концу занятия застывшие фигурки устанавливаются на плетеные подносы, чтобы все могли полюбоваться результатами.

В то время как занятия лепкой из мягких материалов раскрепощают, дают чувство свободы, про-буждают и развивают фантазию

Богатый сенсорный опыт, на представления ребенка о вещах, их свойствах и отношениях ребенок приобретает в процессе занятий, предусмотренных программой, в ходе которых он соприкасается с различными предметами и материалами или наблюдает процессы в окружающем мире. Разминая воск, ребенок усваивает, что этот материал пластичный и мягкий.

Здесь также находят свое выражение общие принципы вальдорфской дошкольной педагогики в отношении художественной деятельности. С одной стороны, воспитатель проводит занятия и задает своими действиями определенное направление (через показ). С другой стороны, детям дается возможность самим выполнять задания, «как у них получается», и лепить то, что им хочется самим. Дети наблюдают, как лепит взрослый: на глазах у детей в руках воспитателя рождаются разнообразные фигурки. Все изделия детей, независимо от их качества, принимаются с радостью, благожелательно, без оценивания.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в вальдорфской группе.

Особенности организации театрализованной деятельности в условиях вальдорфской группы детского сада...

Конспект занятия по лепке для детей второй младшей группы Лепка «Осеннее дерево»

Занятие по лепке,тема "Золотая осень" в младшей группе....

Методическая разработка: Гармоничное развитие ребёнка в вальдорфской группе.

Все люди уникальны и неповторимы, но полноценными личностями они могут стать только в социуме.Гармоничные, правильные отношения индивидуальности и общества очень важны. Поэтому нужно не только создать...

Конспект занятия по лепке в подготовительной к школе группе. Коллективная лепка «Веселый зоопарк»

Закрепление у детей умения обсуждать тему будущей работы, учитывать желание друг друга, уступать, оказывать друг другу помощь....

Конспект игры - занятия Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Направление «Изобразительная деятельность», (лепка) Тема: «Покормим цыплят» возрастная группа: группа раннего возраста

Конспект игры - занятия/ Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»/ Направление «Изобразительная деятельность», (лепка).Тема: «Покормим цыплят...

Конспект занятия в младшей группе по лепке "Цветущая ветка" в младшей группе.

Цель: Формирование умение изображать ветку весеннего дерева с помощью пластилинаЗадачи:Уточнить представления детей о времени года - весна, признаках весны.Учить гармонично располагать композицию...