«Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по художественному-творчеству с детьми, имеющими нарушения слуха»
статья по коррекционной педагогике

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по художественному-творчеству с детьми, имеющими нарушения слуха»

М.В. Бакиева,    

воспитатель,                                                                                                        

                                                                                       казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья №1»,

 г.Нижневартовск

Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха, более позднее, чем у слышащих, становление предметной и игровой деятельности, речевое недоразвитие и трудности общения обуславливают некоторые особенности развития изобразительной деятельности глухих, слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации.

У дошкольников с нарушениями слуха отмечаются более позднее становление предметного рисунка, обедненность его содержания. У большинства детей с нарушенным слухом к трем годам не наблюдаются попытки тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами или игрушками. Тематическое рисование появляется, как правило, к четырем-пяти годам: дети начинают активно рисовать, лепить. Сюжетное рисование появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Естественно, нам взрослым очень трудно руководить рисованием, лепкой, конструированием не владеющего речью ребенка. Успехи в овладении изобразительной деятельностью в определенной степени зависят от состояния речи ребенка и возможностей общения с ним.

Задачи обучения изобразительной деятельности

Задачи изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха определяются с учетом закономерностей ее развития у дошкольников. Учитываются также специфические особенности глухих, слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации.

Основной задачей обучения детей изобразительной и конструктивной деятельности является формирование самой деятельности, в первую очередь ее мотивационно-потребностного плана: формирование интереса и желания рисовать, лепить, конструировать. Интерес к изобразительной деятельности мы формируем в процессе наблюдений за рисованием взрослых и других детей, рассматривания и обыгрывания рисунков, лепных поделок, соотнесения продуктов изобразительной деятельности с реальными игрушками и предметами. В процессе обучения формируем другие уровни деятельности: ориентировочно-исследовательский, связанный с определением замысла и тематики изображений, восприятием и обследованием предметов; операционально-технический, предполагающий усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а также развитие умения подбирать необходимые материалы и средства для создания изображений или лепных поделок. Важное значение мы придаем оценочной части деятельности: детей учат адекватно оценивать свою и чужую продукцию, соотносить ее выполнение с заданием.

Другой важной задачей является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. Для того чтобы изобразить предмет в рисунке, лепке, необходимо полноценно его воспринять, т. е. вычленить свойства, учет которых важен при изображении. Своеобразие восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из основных причин замедленного формирования рисования. Поэтому в процессе обучения мы проводим планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Развитие этих видов восприятия происходит в ходе рассматривания, обведения предметов по контуру перед рисованием или ощупывания перед лепкой.

Третья задачей является  формирование представлений о предметах и явлениях, так как важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними объекты, но и те, которые дети наблюдали раньше. Влиять на полноценное формирование представлений можно, соединяя воспринимаемое со словом. Поэтому в процессе изобразительной деятельности работа по формированию представлений оказывается тесно связанной с работой по развитию речи. Речевое развитие детей в изобразительной и конструктивной деятельности также выступает в качестве одной из задач, так как дети овладевают словарем, связанным с названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений, характерных для данной деятельности (лепить, рисовать, строить, раскрашивать, штриховать, обводить, ощупывать). Когда ребенок совершает конкретные действия с предметами, он лучше овладевает значениями соответствующих слов. Значения слов, обозначающих цвет, форму, величину, пространственные отношения, получают в рисовании, лепке, конструировании чувственную опору. (Например: Что ты делаешь? Я леплю. Что ты лепишь? Я леплю огурец. Огурец какого цвета? Огурец зеленого цвета. Покажи. И т.д).    

Изобразительная деятельность глухих, слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации  — одно из наиболее доступных средств эстетического воспитания. Влияние музыки, танцев, художественного чтения в силу особенностей нарушения слуха и речи у детей данной категории несколько меньше по сравнению с изобразительной деятельностью. Задача эстетического воспитания детей с нарушенным слухом решается в процессе ознакомления с произведениями искусства (народные поделки, игрушки, репродукции картин).

Все названные задачи мы решаем в непосредственно–образовательной деятельности, где проводим обучение рисованию (предметному, сюжетному, декоративному), лепке (предметной, сюжетной), аппликации (предметной, сюжетной, декоративной). Кроме того, развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности происходит в свободное время и в семье.

Содержание и методы обучения изобразительной деятельности

На всех этапах обучения мы прививаем интерес к изобразительной деятельности, вызваем желание рисовать, лепить, строить. Поэтому в качестве одного из главных методов используюем обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно слепить. В непосредственно образовательной деятельности используюем дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируем восприятие цвета: сначала основных цветов, а затем и оттеночных, умение различать цвета еще до того, как ребята научатся их называть. В обучении изобразительной деятельности на начальных этапах (младшая группа) в качестве одного из методов используем подражание действиям взрослого. Более сложная деятельность требуется от ребенка в процессе рисования, лепки, аппликации по образцу, так как ребенок не видит действий взрослого, перед ним находится только их результат. Для того чтобы воспроизвести образец, его необходимо проанализировать: определить цвет, форму, величину, выделить части изображения и их пространственное соотношение (например: Что это? Это кукла. Мяч  большой или маленький? Какой формы мяч? Мяч круглой формы. Какого цвета мяч? Мяч красного цвета.).

Одним из наиболее широко используемых методов обучения предметному рисованию и лепке является использование натуры. Для того чтобы научить детей последовательно воспринимать предмет и его свойства, мы учим их целенаправленному обследованию предметов, которое предшествует рисованию детей. В процессе обследования дети сначала целостно воспринимают предмет, затем выделяют его основные части, определяют цвет, форму, величину, пространственное расположение частей, а затем снова целостно воспринимают предмет. Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства. Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием, ощупывание предмета перед лепкой.

Большое значение для детей с нарушениями слуха имеют рисование, лепка, аппликация, конструирование с опорой на представления детей. Обучение восприятию и обследованию предметов, накопление запаса графических образов, овладение некоторыми техническими навыками позволяет накопить запас представлений. Рисование по представлению связано с использованием словесных заданий и описаний, потому что представления детей могут быть актуализированы через речь. Вначале воспитатель учит детей точно воспроизводить в рисунке содержание описания предмета, которое составлялось в процессе обследования натуры. Обычно переход от рисования или лепки с натуры к рисованию по тексту происходит на одном и том же занятии, когда после рисования с натуры педагог убирает натуру и выполненные работы детей, оставив только текст и предложив детям нарисовать предмет с опорой на текст. Например, дети иллюстрируют тексты прочитанных рассказов и сказок, готовят книжки-самоделки. Наиболее высоким уровнем формирования изобразительной деятельности является рисование по замыслу, это подлинное творчество ребенка, в процессе которого он сам определяет тему и способы ее отражения в рисунке. Обучение рисования по замыслу проходит в течение всего периода формирования изобразительной деятельности детей с нарушением слуха.

Так же мы часто используем нетрадиционные методы в продуктивных видах деятельности. Организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования является одним из способов, направленных на создание условий для эмоционального и творческого самовыражения ребенка.

Нетрадиционные методы привлекают своей простотой, доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.  Они играют важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, в тоже время положительно влияет на развитие эмоций, сопровождающих процесс  рисования, лепки, аппликации,   оказывают лечебное воздействие   на психосоматические процессы,  мобилизируют его резервные силы.

Важное значение мы придаем оценочной части деятельности: детей учат адекватно оценивать свою и чужую продукцию, соотносить ее выполнение с заданием.

Таким образом, творчество бесспорно влияет на ребенка с нарушением слуха, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Дети  с нарушением слуха, которые занимается творчеством, умеют выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевают возникшие проблемы легче, ведь у них есть много вариантов их решения. Помимо этого, работая вместе, мы – педагоги, дети и родители сближаемся, лучше взаимодействуем и понимаем друг друга.

Литература:

  • Венгер А. А. «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности»,  М.,1972.
  • Катаева А. А. «Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха»,   М. 1993.
  • Головчиц Л.А.  «Дошкольная судопедагогика», М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха

Консультация для родителей детей с нарушениями слуха...

Методическая разработка занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми ясельной группы «Курочка и цыплята».

Во время занятия познакомить детей с домашними птицами-курицей и цыплятами. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пальчиковым рисованием. Разучить несколько потешек....

конспект занятия по лепке "Девочка в шубке" с детьми имеющими нарушения слуха

Цель: освоение способа создания знакомого образа посредством пластилина. Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе зимой, за одеждой взрослых и детей ...

конспект занятия по рисованию в средней группе с детьми имеющими нарушение слуха. Петушок - золотой гребешок.

развитие творческих способностей детей, формирование навыков использования нетрадиционных приёмов рисования....

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха

Содержание  Введение………………………………………………………&h...

Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»

Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...