перспективное планирование
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Габдрахманова

раздел Ручной труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_ruchnoy_trud.docx79.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” В.А.Сухомлинский

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

 Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия ручным трудом

Задачи программы:

  1. Обучать конкретным приёмам ручного труда (художественного творчества);
  2.  Обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами;
  3.  Развивать у детей творческую активность и инициативу.
  4.  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Программа рассчитана на 1год обучения для детей 6-7 лет подготовительной к школе группе. Форма работы групповая. Продолжительность НОД – 30 минут. Программа предполагает овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети овладевают элементарными трудовыми умениями при работе с иголкой, нитками и тканью, ножницами, бумагой и картоном.

Работа с тканью.

 - узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умения вдевать нитку, завязывать узелок; пришивать пуговицы,

-умеет выполнять шов «вперед иголку» и «через край

 Работа с природным материалом.

 - умений создавать выразительность образ, создавать общие композиции.

 - умение замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке;

 - умение аккуратно и экономно использовать материалы.

- могут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- развитие фантазии, воображения.

 Работа с бумагой и картоном

 -умения складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях;

 - использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.

 - умение самостоятельно продумывать композицию своей работы;

 -умения детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

- развитая моторика рук;

 - сформирован интерес к творческой деятельности; - развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение

Продуктивная деятельность по своему характеру является художественной деятельностью, поэтому имеет большое значение в эстетическом воспитании.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Таким образом, занятия продуктивными видами деятельности являются важным средством всестороннего развития детей.

С учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Широкие связи художественного труда с другими образовательными областями позволяют на одном занятии решать самые разные образовательные задачи, закреплять полученные знания и навыки в других видах образовательной деятельности.

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие

Основными принципами построения данной программы являются:

 - доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;

 - систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

- личностно-ориентированный подход к ребенку.

 Индивидуальный подход в работе с детьми создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одаренности каждого воспитанника. Именно индивидуальный подход в обучении дает возможность раскрыться и утвердиться «трудному» или замкнутому ребенку.

- изучение интересов и потребностей детей

практическое участие и наглядное оформление

В ходе реализации программы предполагается использование различных природных материалов: семена арбуза, яблока, дыни, тыквы; различные крупы (гречка, рис, горох); сухие листья.

 Для поделок используется соленое тесто, макаронные изделия.

Для работы с бумагой и картоном: двусторонняя цветная бумага, цветной картон.

 Для работы с тканью: хлопчатобумажная ткан, иголки, пуговицы и нитки.

Формы контроля освоения программы:

- Педагогическое наблюдение (диагностика);

- Анализ детских работ;

- Работы по образцу;

- Творческие работы. Формы подведения итогов программы: выставки; участие в смотрах, конкурсах детского сада, города и т. Д

          Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо:

 Аудиозаписи:

1. Ф. Шопен – Весенний вальс

2. Д. Д. Шостакович – Прелюдия №5 для фортепиано и скрипки

3. Ф. Лист – Грезы Любви (Ноктюрн №3)

 4. Э. Григ - Утреннее настроение (Пер Гюнт)

 5. Ф. Шопен – Весенний вальс

6. Ф. Шуберт. Вечерняя серенада.

7. Альбом Чайковского для детей - Времена года.

8. Классика для малышей В. Вивальди. Дождь (Времена года – Зима)

 9. Классика для малышей В.А. Моцарт «Симфония №6 Музыка ангелов

Материалы и оборудование:

 Ножницы

 Кисточки для клея и красок

Краски акварель

 Краски гуашь

 Клей ПВА

Баночки для воды

 Баночки для клея

Картон разного цвета

Цветная и белая бумага Бумага разная по фактуре

Салфетки и клеенки для работы с красками и клеем

 Шаблоны

 Трафареты

 Макаронные изделия разного цвета и формы

 Пуговицы и крупные бусины для декора

Простые карандаши

 Фломастеры

 Нитки №40

 Шпажки

Ленточки

 Гелевые ручки

Формочки для теста звезды

 Иголки №3

 Игольницы

 Наперстки Т

кань хлопчатобумажная 15х15

 Пуговицы с двумя отверстиями

Тесьма для петли

 Глаза самоклеющиеся

 Доска для лепки

 Мука и соль для приготовления соленого теста

Перспективный план на год по ручному труду. Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

1.«Картинки из камня»

Пр.сод.: учить детей составлять композицию из речных камней, наклеивая их на картон. Развивать творчество, фантазию, чувство ритма. Продолжать учить убирать свое рабочее место. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Развивать мелкую моторику.
Материал: речные камни, картон, клей ПВА.

2.«Лев»

Пр.сод: учить детей выполнять аппликацию из семян ясеня. Закрепить навыки работы с ножницами при вырезании отдельных деталей из бумаги (глаза, рот уши, лапки). Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Развивать мелкую моторику.
Материал: лист картона, семена ясеня, цветная бумага, ножницы, клей.

3. «Сказочные герои леса»

Пр.сод: продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус.
Материал: шишки еловые, сосновые, крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив, мох.

4.«Кактус»

Пр. сод: учить детей выполнять поделку-кактус из природного материала ( из огурца, кабачков), используя зубочистки. Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Материал: Огурец или кабачок, зубочистки, ягоды рябины, маленький горшочек для цветов.

ОКТЯБРЬ

1."Бусы"

Пр.сод.: учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место, аккуратно обращаться с природным материалом. 
Материал: ягоды рябины, прочные нитки, иголки, при желании семена дыни, арбуза.

2."Ковер"

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию. 
Материал: картон разной формы и размера, пластилин, семена разных растений

3. «Волшебные листочки»

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из листьев. Развивать творчество, воображение. Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место, аккуратно обращаться с природным материалом. 
Материал: сухие листья, клей, картон.

4. «Тарелочка для кукол»

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию. 
Материал: картонная тарелочка, пластилин, семена разных растений, образец. 

НОЯБРЬ

1.«Чайная посуда для кукол»

Пр.сод: Учить детей украшать посуду мелкими камушками, ракушками, используя пластилиновую основу, оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Воспитывать художественный вкус. Развивать мелкую моторику. 
Материал: речные камни, ракушки, пластиковые стаканчик и блюдце, пластилин.

2."Кокошники"

Пр.сод.: учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма. 
Материал: кокошники выполненные из картона и наклеенной бархатной бумагой, семена разных растений, засушенные цветы, листья, ножницы, клей ПВА, кисти, образец. 
Литература: В.Пудова "Игрушки из природных даров" стр. 41-43

3. "Снежинки"

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию. 
Материал: картон разной формы и размера, пластилин, семена разных растений.

4.«Гроздь винограда»

Пр. сод: учить детей изготавливать поделку из грецких орехов на пластилиновой основе. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику.
Материал: грецкие орехи (3 шт.на ребенка) пластилин, картон.

ДЕКАБРЬ

1. "Шумелки"

Пр.сод.: учить детей изготавливать музыкальные инструменты из различного бросового материала, оформлять поделку по своему желанию, развивать фантазию, сообразительность, учить внимательно слушать план работы. 
Материал: стаканчики из под йогурта, круглая палочка, спичка, леска, канифоль, шило, нож. (Работу с шилом и ножом выполняет воспитатель заранее)

2."ВЕРТУШКИ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь. 
Материал: квадраты цветной бумаги, карандаш для изготовления палочки, гвоздики, молоток.

3. "ЖИРАФ. ЗЕБРА"

Пр.сод.: учить выполнять поделку из спичечных коробков, дополнять поделку деталями придавая выразительность и сходство с настоящими животными. Продолжать учить анализировать чертеж и образец. Побуждать детей делать поделки для дальнейшего использования в игре. Развивать творчество, фантазию, мышление. 
Материал: спичечные коробочки, цветная

4. "КАТАМАРАНЫ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; анализировать схему; развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, ножницы, клей, кисти, схемы, образец. 

ЯНВАРЬ

1."Платье для Нептуна"

Программное содержание: учить детей изготавливать несложные поделки из фольги, создавать собственную композицию в соответствии с замыслом, использовать полученные знания и умения в создании художественного образа. Развивать творческий интерес к различным техникам конструирования из бумаги.
Материал: салфетки, фольга, иголка, нитки, булавка, ножницы.

2. "ЛИСА"

Пр.сод. : продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию
Материал: альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные , краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.

3."БУРЕНКА С ТЕЛЕНКОМ"

Пр.сод.: продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; 
Материал: альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.

4."РАМКА ДЛЯ КАРТИН"

Пр.сод.: учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая рамку для картин. Развивать умение анализировать чертеж. Выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику.
Материал: прямоугольные листы белой бумаги (или обои), карандаш простой, линейка, чертеж. 

ФЕВРАЛЬ

1. "РЫБКИ"

Пр.сод.: продолжать учить выполнять поделки из различного материала, ; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь. 
Материал: воздушные шарики на каждого ребенка (разного цвета), самоклеящаяся бумага, ножницы, нитки, скотч, карандаши простые, образец.

2. « Самолёт».

Цель занятия: учить детей делать из бумаги самолёт; закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали. Учить оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Развивать мелкую моторику. 
Материалы: модели самолетов, цветные листы бумаги , фломастеры различных цветов .

3. "ЧУДАКИ ВО ФРАКАХ"(пингвины)

Пр.сод.: вызывать у детей положительные эмоции и потребности в получении новой информации; закреплять конструктивные навыки и умения; развивать творчество; обогащать словарь. Продолжать выполнять аппликацию способом обрывания. 
Материал: черные квадраты бумаги, схемы, образец, картон темно-синего цвета и белая бумага для льдин, ножницы, клей.

4."ПТИЧКИ"

Пр.сод.: продолжать учить детей выполнять поделку из бумаги, правильно переводить трафарет на лист картона, продолжать учить складывать бумагу "гармошкой" получая веер; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь. 
Материал: трафареты птицы, образец, картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, нитка прочная. 

МАРТ

1. "ТЮЛЬПАН"

Пр.сод.: вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность; развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения; расширять социальный опыт и обогащать словарь. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, продолжать учить работать в паре, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки. 
Материал: квадраты разных цветов и оттенков подходящие по цвету тюльпану, полоски зеленой бумаги для выполнения стебелька и листьев, схемы, образцы. 
Литература: Кобитина "Работа с бумагой. Поделки и игры" стр.55-56

2. «Царство бисера»

Пр. сод: познакомить с историей развития бисероплетения. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Способствовать формированию и удовлетворению познавательного интереса к бисеру разных фактур. Способствовать “погружению” детей в удивительное царство бисера. 
Материал к занятию: разнообразные изделия из бисера.

3. “Поясок для куклы”

Пр. сод: способствовать развитию умения нанизывать бисер на льняную нить, предварительно сделав узелок на конце нити.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.

4. "Дорожка из бисера"

Пр. сод: учить нанизывать бисер на нить, чередуя бисер в определенном порядке. Развивать чувство ритма. Воспитывать усидчивость, терпение. Развивать мелкую моторику. 
Материал: бисер разных цветов, льняная нить.

АПРЕЛЬ

1 “Украшение для куклы (подвеска)”

Пр. сод.:Поощрять желание детей сделать своими руками забавную поделку для куклы. Способствовать развитию умения нанизывать бисер на нить, предавать нужную форму веревочке и соединять концы деталей.
Материал к занятию: льняная нить, бисер.

2. « Колечко на пальчик»

Пр. сод: Насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулировать детское творчество. Закреплять навык соединения концов веревочки из бисера, образуя из нее колечко. Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь.Развивать мелкую моторику.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.

3.«Браслет в подарок для именинников»

Пр. сод: Вызвать у детей желание порадовать своим подарком именинников. Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять навыки бисероплетения. Способствовать развитию творческого отношения к труду.
Материал к занятию: леска, бисер.

4. «Нарядный пояс для куклы Веснянки»

Пр. сод: Вызвать желание сделать своими руками пояс для куклы Веснянки. Развивать умение выполнять детали из бисера разной формы и цвета. Развивать чувство ритма. Развитие мелкой моторики.

МАЙ

1,2 «Крокодил» (2 занятия)

Пр. сод: учить плести из бисера плоскостных животных - крокодила, используя параллельное, петельное плетение. Учить пользоваться схемой плетения. Воспитывать усидчивость, терпение. Развивать мелкую моторику. 
Материал к занятию: льняная нить, бисер.

3,4 «Пчелка» (2 занятия)

Пр. сод: учить плести из бисера плоскостных животных - пчелку, используя параллельное, петельное плетение. Учить пользоваться схемой плетения. Воспитывать усидчивость, терпение. Развивать мелкую моторику. 
Материал к занятию: льняная нить, бисер.

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сал №4 города Туймазы

Муниципального района Туймазинский район

Программа по ручному труду

«Детская мастерская»

в подготовительной к школе группы для детей 6-7 лет

Выполнил: Габдрахманова Ю.Н.

                                                               Воспитатель 1й категории

                                                    Стаж работы: 8 лет

                                                                         Туймазы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...