Занятие по лепке "Сказочная птица"
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Денисова Ольга Владимировна

Актуальность повышенного внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания детей обусловлена объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей как одно из условий сохранения и развития человека, общества, отечества – с другой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skazochnaya_ptitsa.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

ОО Художественно-эстетическое развитие

«Сказочная птица»

Тематика работы: лепка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: приобщение детей к декоративной прикладной деятельности по мотивам народного искусства.

Задачи: воспитывать у детей интерес к народным промыслам.

Формировать умение замечать и называть средства выразительности, присущие дымковской игрушке.

Совершенствовать изобразительные умения.

Подводить к пониманию общих особенностей изображения фигур птиц в народных игрушках.

Состав группы воспитанников: 25 человек (13 девочек, 12 мальчиков).

Актуальность.

Актуальность повышенного внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания детей обусловлена объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей как одно из условий сохранения и развития человека, общества, отечества – с другой. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к обществу, к государству, к миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Главная цель духовно-нравственного воспитания поколения – содействие становлению способности к саморазвитию, саморегуляции, самоуправлению человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями.   Духовное возрождение нации невозможно без постановки и решения ряда новых задач в области художественного воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет базисный компонент содержания дошкольного образования, цель которого формировать эстетически-ценностное отношение к миру, способствовать художественному развитию детей в контексте художественного воспитания детей. Художественное воспитание – это содействие становлению художественного вкуса, формированию у детей творческих умений, осознание чувства прекрасного. Красота как духовно-нравственная категория определяет понятия красоты души, человеческих отношений, помыслов, поступков и проявляется во взаимосвязи эстетической и нравственной культуры личности. Одной из важных проблем художественного воспитания на современном этапе является проблема определения его содержания. Художественное воспитание призвано не только сформировать художественный вкус ребенка, но и совершенствовать его нравственные, интеллектуальные и физические силы. Содержание стандарта художественного воспитания обеспечивает инвариантная часть образовательной программы дошкольной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей на основе приобщения к культурным традициям региона объединяет содержание духовно-нравственного и художественного воспитания. В духовной культуре нашей страны заложены глубокие нравственные устои, хранимые православной религией и культурой. Имеющие сакральные корни, художественные традиции православия интегрируют миропонимание народа о смысле жизни, о добре, о духовных ценностях.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Круг основных задач: воспитание уважения к национальному достоянию и приобщение к национальной народной и духовной культуре; формирование духовных качеств личности; вовлечение в художественно-творческую деятельность на основе высоких примеров художественной культуры духовного содержания; развитие художественно-творческих способностей, воображения, фантазии, словарного запаса; воспитание у детей возвышенных чувств и помыслов.

Предполагаемый результат.

Должны знать:

- историю зарождения и развития Городецкого промысла и лепки из глин;

- названия основных и составных цветов;

- этапность при росписи и лепки;

- правила составления композиций:

- семантическое прочтение традиционных мотивов;

- материалы и инструменты для Городецкой росписи и лепке;

- способы оформления изделий из глины;

- виды рельефных форм;

- способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный;

- понятия: промысел, роспись, композиция, симметрия, ассиметрия, условность в

росписи, орнамент, рельеф, стека, шаблон (способы изготовления и применения).

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: уважительное отношение к верующим людям, сопряженное с представлением о вере как одной из ценностей человека, выраженной: в традициях, в произведениях искусства.

Занятие «Сказочная птица».

Тип занятия: творческая мастерская.

Предварительная работа:

  1. Рассказ воспитателя о промысле дымковской игрушки.
  2. Экскурсия на выставку глиняной игрушки (рассматривание дымковской игрушки, сравнение ее с филимоновской и жбанниковской, выделение общих и отличительных черт).
  3. Рассматривание схем лепки дымковской игрушки.
  4. Рассматривание дымковских птиц.
  5. Роспись силуэтов птиц дымковским узором.
  6. Рисование на тему «Сказочная птица».

Материалы и оборудование: глина, восковый пластилин, доски, стеки, влажные салфетки, стеллажи под изделия, музыкальное произведение (русские народные мелодии).

Методы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Совместное определение способов лепки.

Этапы занятия:

  1. Постановка цели и мотива деятельности.
  2. Собственная декоративная изобразительная деятельность детей.
  3. Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям:

  1. Дети самостоятельны в выборе материала.
  2. Использование приемов косвенного руководства (советы, одобрения, вопросы).
  3. Приемы прямого обучения (объяснение, совет, указание, напоминание, показ, использование карточек-подсказок).

Место проведения занятия: помещение группы.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям письмо из волшебной страны от Весны. (Она пишет, что злой волшебник Зимний Хмурень налетел студеным ветром и унес из ее волшебного сада всех птиц. Тихо стало в волшебном саду, деревья и цветы засыхать начали. А она, Весна, без волшебного сада силы свои теряет. А ведь ей скоро в путь – дорогу собираться, тепло и свет на землю нести. Без волшебного сада, что сил ей, Весне, придает, не справиться ей с холодной Зимой и злым Хмуренем. Вот если бы кто-то создал птиц глиняных, Весна оживила бы их своим волшебством, и птицы смогли бы помочь волшебному саду. Тогда у Весны сил прибавится и сможет она Зиму одолеть и тепло на Землю принести. Просит Весна помощи у детей).

Воспитатель: ребята, можете ли вы помочь Весне? И какими вы представляете сказочных птиц? (подвести к мысли, что они очень похожи на сказочных дымковских птиц).

Воспитатель: ребята, а что, если вылепить таких птиц и отправить их Весне? Как вылепить такую птицу? (если дети затрудняются, напомнить им, что дымковские птицы лепятся конструктивным способом, богато украшаются налепом и яркой росписью. Предложить кому-то из детей показать основные способы лепки).

Физкультминутка («Птички»)

В процессе работы индивидуально обговаривать последовательность лепки, замыслы по украшению изделия.

Готовые работы рассмотреть их индивидуальность, выразительность.

Игровая мотивация.

При этом учитываем  следующие условия:
1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; 
2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;
4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;
6. Учёт индивидуальных, возрастных особенностей воспитанников;
7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Совместное определение способов лепки.

Педагогически оправданная и естественная реакция воспитателя на содержание, успехи, затруднения ребенка (в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь).

Список рекомендуемой литературы:

  1. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества: учебно-методическое пособие/под ред. Г.Г. Григорьевой. – Часть 1. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
  2. Лаврентьева Ирина Алексеевна «Формы и методы духовно-творческой самореализации детей дошкольного возраста [Коломна], 2014.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «Мир открытий»/под общ. редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Знакомство с птицами, живущими на участке".

Это занятие на улице  лучше проводить зомой....

Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"

Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы. Весна.

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания д...

конспект познавательного занятия "Детям о птицах"

конспект занятия в старшей группе о зимующих, перелетных, кочующих птицах...

Презентация к занятию "Весна. Перелётные птицы."

Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшей коррекционной группы с темой: "Весна.Перелётные птицы". Эту презентацию можно использовать на занятии и в совместнойдеятельности с ...