Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами искусства.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Алевтина Николаевна Забалуева

Развитие творческих способностей детей  с ОВЗ средствами искусства.

Забалуева А.Н., воспитатель 1 категория МБДОУ ДС «Калинка» г.Волгодонск, Ростовской области.

 Одной из важных составляющих стратегии развития образования в России является создание общедоступной образовательной среды, которая позволит создать равные возможности для получения образования всеми гражданами страны вне зависимости от каких бы то ни было их особенностей, в том числе вне зависимости от состояния здоровья. Для детей, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, не получающих в домашних условиях должной подготовки к обучению в начальной школе и имеющие проблемы со здоровьем, в детском саду Калинка создана группа кратковременного пребывания, где созданы оптимальные условия для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей, успешную социализацию и адаптацию ребёнка, приобретение коммуникативного опыта взаимодействия, формирование опыта творческой деятельности.

Контингент группы состоит из детей, имеющих различные заболевания, которые не позволяют находится в группе полный день.  Одной из главных задач государства является социализация (приобщения ребенка к обществу, становление его неотъемлемой частью) детей с ОВЗ.

2 слайд

Эту задачу можно реализовать через развитие творческих и изобразительных способностей. Ведь влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо, так как в процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Учитывая то, что занятия по изодеятельности  способствуют  развитию у детей c ОВЗ интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображению, способствуют формированию уверенности в себе, в своих способностях, я своей работе стала   широко использовать творческие занятия, которые помогают детям избавиться от стресса, психического напряжения, а также развивают мелкую моторику рук, увеличивают  способности детей в концентрации внимания, развивается умение максимально сосредоточится и совершенствовать волевые качества, помогает в преодолении барьеров в общении, развивает эстетическое восприятие художественных образов и предметов, творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья, формирует устойчивый интерес к художественной деятельности, знакомит с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними,  воспитывает эстетический вкус.

3 слайд

 Для детей, которые проходили длительное лечение и восстановление в больнице, в формировании личности ребенка немаловажную роль играют различные виды художественно - творческой деятельности: лепка, вырезание фигурок из бумаги, рисование и др. Эти занятия дарят детям радость творчества и познания. Овладеть умением изображать невозможно без зрительного восприятия окружающего мира. Что бы нарисовать предмет или вылепить, с ним необходимо ознакомиться, запомнить форму, цвет, величину. Постепенное расширение запасов познания, сравнения, наблюдения играет важную роль в умственном развитии.

У воспитанников с ОВЗ часто отсутствуют практические умения и навыки в области художественного творчества, возможность создать нечто  новое своими силами. В современный мир внедряется большое количество инноваций. Таковыми можно считать и нетрадиционное рисование. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок  преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие.

 Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить,  у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке 

Нетрадиционные техники рисования

4 слайд

Рисование пальчиками

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

5 слайд

Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

6 слайд

Выдувание трубочкой

Выливается клякса на альбомный лист и раздувается трубочкой для коктейля.

7 слайд

 Печать листьев

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

8 слайд

Тычок жесткой кистью.

Набирается концом щетинистой кистью гуашь и наносится на рисунок. Таким способом можно нарисовать траву, шерсть животного, пушистый одуванчик.

9 слайд

Отпечаток на стекле пейзажа и ли натюрморта

На стекле рисуется пейзаж или натюрморт, кладем лист на стекло, проглаживаем рукой, снимаем со стекла и дорисовываем детали.

10 слайд

Отпечаток на стекле фона для рисования

На стекло наносим палитру красок или осени, или зимы, или весны. На следующем занятие рисуем любой сюжет.

11 слайд

Восковые мелки или свеча + акварель

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

 

 

 

11 слайд

Рисование гуашью

На средину цветка кладется белая гуашь, затем набирается любая другая гуашь и рисуется от средины цветка, смешиваясь с белой гуашью.

В процессе работы по изодеятельности, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в работе своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, учат способам использования и их выразительные возможности при создании разных работ, что очень важно для воспитанников с ОВЗ. Применение нетрадиционных техник рисования, дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения воспитанника. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

13 слайд

Мои воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня и получают грамоты и сертификаты, что создает ситуацию успеха и уверенности в своих силах.

14 слайд

 Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. У детей с ОВЗ развитие моторики отстает от сверстников. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения.    В формировании такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направления, внимание.

Воспитанники с ОВЗ после длительного лечения часто приходят в группу без запасов познания, сравнения, наблюдения, что влияет на умственное развитие. Овладеть умением изображать невозможно без зрительного восприятия окружающего мира. Что бы нарисовать предмет или вылепить, с ним необходимо ознакомиться, запомнить форму, цвет, величину.

 15 слайд 

Лепка позволяет изобразить предметы в трёхмерном пространстве. В работе с детьми использую три вида лепки: лепку предметную, сюжетную  и декоративную. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей. Обучение лепке  детей с ОВЗ направлено на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение.

Для развития интеллектуальных способностей даю такие задания:

17слайд

- слепить из одинаковых кусочков пластилина кота и мышку, но передать их характерные особенности так, чтобы кот не съел мышку, когда они оживут

18 слайд

- работая над образами зайки, по произведению Некрасова «Дед Мазай и зайцы» слепить зайку так, чтобы мы узнали зайка трусливый или храбрый;

19 слайд

-на занятии  «Слепи отгадку» дети по форме, цвету и по другим внешним признакам лепят фрукт или овощ;

 Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики, которые можно с успехом проводить в ходе занятий лепкой, у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость. Формируется игровая и учебно – практическая деятельность, развиваются интеллектуальные способности.

20 слайд

Большое значение в осуществлении художественно – эстетического воспитания детей и в развитии их творчества имеет интеграция как важный принцип осуществления воспитательно–образовательной работы с воспитанниками. Она обеспечивает взаимо связь всех образовательных областе, т.е.весь содержательный материал объединяется вокруг одной темы, которая определяет смысловое содержание образовательной работы и позволяет объединить пять образовательных областей, что придает образовательному процессу целостность и расширяет возможности развитя детей. В процессе интеграции разных видов деятельности дети получают возможность глубоко и многосторонне ознакомиться с изучаемой темой, возрастает уровень социальной и творческой активности, в том числе и эмоционального благополучия.

23 слайд

 Нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского интеллекта можно выделить бумагопластику.

Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Выполнение практических действий с бумагой происходит в процессе обыгрывания сюжета и сопровождается непрерывным разговором с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Близкие жизненному опыту ребенка сюжеты позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности.

Существуют разные виды бумагопластики.

-разрывание

-скручивание

-сгибание

-разрезание

Мятая бумага

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создавать определённые формы, из которых потом можно сделать практически всё: лепить, моделировать, делать объёмные фигуры, панно и даже игрушки, которые потом украшают самыми различными материалами: бисером, бусинами, нитками или разукрашивают красками и фломастерами.

 

 

  Результаты воспитанников

-повышается уровень эмоционального   благополучия воспитанников;

-воспитанники проявляют большую самостоятельность, инициативу;

-умеют планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;

-могут выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

-сочетают нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

-могут дать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".

Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)...

«Развитие творческих способностей у детей средствами театрального искусства» Статья для педагогов

 Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого перевоплощения и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом ...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.  Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...

Развитие творческих способностей дошкольников к изобразительному искусству

Раскрытие творческих способностей у детей и правильное их развитие является важной педагогической задачей, которую необходимо решать с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития...