Конспект занятия "Жаворонки-веснянки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Халиуллина Татьяна Олеговна

Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок . image

Учимся  работать с тестом: раскатывать в шар или в жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или надрезанием лепешки с последующим скручиванием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zhavoronki-vesnyanki.doc819.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

«Жаворонки-веснянки».

         (Тестопластика по народным мотивам)

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,  «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструктивная, восприятие художественной литературы.

Цели:

  1. Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов (на выбор).
  2. Продолжать учить работать с тестом: раскатывать в шар или в жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или надрезанием лепешки с последующим скручиванием.

З. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.

4. Воспитывать желание привносить и сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники).

Подготовка к работе: технологическая карта «Жаворонки - веснянки».

Трудовые умения: раскатывать тесто, делить на части, лепить жаворонки - веснянки традиционными способами по выбору: 1) сворачиванием жгута в узел; 2) скручиванием углов треугольника; смазывать сиропом с помощью кисточки или перышка.

 Педагог по возможности готовит два варианта жаворонков-веснянок для показа. Подготовка теста (сдобного или соленого). Разучивание и рассказывание закличек о жаворонках-веснянках.

Материалы и оборудование: лепные жаворонки - веснянки. Готовое тесто (рецепт на усмотрение педагога; стеки или ножи столовые; изюм и гвоздика для оформления изделий; сироп или разведенный мед и кисточки или перышки для смазывания изделий; доски разделочные или клеенки; противни; подносы или декоративные тарелки для выставки; детские фартуки.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети. Утро доброе, хозяйка. Позвольте войти, да на лавочку сесть.

Воспитатель. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее! А я вам что-то расскажу. С древности у славян существовала вера в то, что в день весеннего равноденствия(22 марта) из теплых стран прилетают сорок разных птиц. Почему они возвращаются?

Дети. Наступила весна, стало тепло, птицам есть чем питаться.

Воспитатель. Предлагаю поиграть и вспомнить птиц возвращающихся с юга.

Игра «Ай да птица, что за птица!»

Ай да птица, что за птица,

Что за птица ....(грач, скворец, жаворонок...)

Дети передают по очереди мяч и называют перелетную птицу.

Воспитатель. Какая птица прилетает первой?

Дети. Жаворонки, скворцы.

Воспитатель. Правильно, чтобы они прилетели быстрее, люди кликали, зазывали в гости жаворонков-веснянок, с их помощью закликали Весну -Красну. Как они это делали?

Дети. Выходили на улицу и рассказывали заклички, звали в гости жаворонков.

Воспитатель.  Давайте их позовем!

Дети рассказывают заклички.

Жаворонки, прилетите!

Лето в клюве принесите! Солнце землю пусть согреет, Травка пусть зазеленеет.

Жаворонки, прилетите,

Красно лето принесите.

Зима надоела.

Весь хлебушек поела.

Воспитатель. Желая приблизить это событие, хозяйки пекли из теста фигурки птиц (показывает печеных птичек) с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из черемухи или изюма. Как называли этих птичек?

Дети. Жаворонками, грачами, птюшками, чувильками.

Воспитатель. Чтобы испечь птичек-веснянок, хозяйки замешивали тесто по древним рецептам, которые передавались бабушкам от прабабушек, а прабабушкам — от прапрабабушек. Эти рецепты и способы важно было сохранить без изменений - как и слова в закличке, тогда они имели волшебную силу, а как они это делали, мы сейчас увидим.

Показ презентации «Как хозяйка тесто месила».

(воспитатель комментирует последовательность приготовления теста)

Воспитатель. Я совсем забыла, что на печке кастрюля стоит.

Сюрпризный момент. Воспитатель вносит кастрюлю.

Познакомьтесь все - кастрюля,

А зовут ее ХИТРЮЛЯ!

С ребятишками играет

И всегда нас удивляет.

Воспитатель. Чем сегодня удивит нас кастрюля, что в ней может находиться?

Дети. Тесто, инструменты, щи, бублики.

Воспитатель. Как проверим?

Дети. Надо кастрюлю открыть и посмотреть.

Воспитатель. Ира потяни за уголочек, подними скорей платочек.

Воспитатель. Какой сюрприз приготовила нам кастрюля «Хитрюля»?

Дети. Тесто.

Воспитатель. Какое оно?

Дети. Пышное, воздушное, толстое, жирное, вкусное, ароматное.

Воспитатель. Что мы сможем приготовить из теста?

Дети. Слепить булочки, пирожки, бублики, пирог...

Воспитатель. А может вы мне, поможете, слепить жаворонков веснянок. В этот день в печь сажали по несколько десятков (часто - по 40) жаворонков. Без вас мне не справиться.

Дети. Да, поможем.

Воспитатель. А чтобы у вас получились жаворонки, надо внимательно рассмотреть технологическую карту.

Дети рассматривают карту и рассказывают, каким способом они будут лепить жаворонков.

Воспитатель. Молодцы, вы поняли последовательность трудовых действий, можем приступать к работе.

Дети моют руки, одевают фартуки, берут по куску теста и начинают лепить птичек. По окончании работы, дети переносят своих птичек на противни и смазывают их сиропом.

Воспитатель. Дайте оценку сами себе: как вы справились с поручением?

Дети. Хорошо, отлично, понравилось.

Воспитатель. А что мы будем делать с булочками?

Дети. Их надо испечь, поставить в духовку, отнести на кухню.

Воспитатель. А кто нам может помочь?

Дети. Повар.

Дети зовут повара, передают ему поднос, он относит его на кухню, ставит выпекаться.

Воспитатель. А что вы будете делать с печеными булочками?

Дети. Угостим маму, папу, родных, мальчиков, раздадим знакомым.

Воспитатель. А можно провести обрядовые игры, побегать по улице с жаворонками. Хотите?

Дети. Да, хотим.

Дети снимают фартуки, приводят в порядок рабочее место. Возвращаются в группу.

После занятия дети выходят на прогулку, девочки выносят печеные булочки, мальчики – птичек, сконструированных из бросового материала. Играют, рассказывают заклички.

Жаворонушки, мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принесите ко мне Весну красную, Лето теплое.

С сохой, с бороной и с кобылой вороной Игра «Жаворонок».

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....