Интегрированная непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы «В гостях у матрёшки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Васюкова Алёна Владимировна

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию НОД музыка и ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад  № 93

                        Конспект открытого занятия на тему:

Интегрированная непосредственная

образовательная деятельность

для детей старшей группы

«В гостях у матрёшки»

                               Подготовили:

                                                         Воспитатель МБДОУ № 93

                                 Васюкова А.В.

                                           Муз. руководитель

                                      Вичкуткина В.И.

        

ТВЕРЬ 2020

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через      интеграцию НОД музыка и ИЗО.

Задачи: 

   Образовательные: 

- познакомить детей с историей матрёшки;

- изготовить плоскостную игрушку – матрёшку;

Развивающие:

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера;

 - развивать интерес детей к народному творчеству;

 - развивать творческие способности детей при выполнении работы по  пластилинографии;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и  любовь к народному искусству.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек разных видов, рассматривание деревянных матрешек, игры с ними, разучивание с детьми песен, танцев, игру на музыкальных инструментах, стихотворений о матрешках, изготовление декораций, подбор вместе с родителями костюмов для детей, оформление музыкального зала, изготовление поделок детьми и их родителями на тему «Матрешечка, матрешка!», подбор музыкального сопровождения.

Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.

Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение

(русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи,  русская народная песня «Русская матрёшка»), медиа- ресурсы (презентация «Русская матрёшка»). музыкальные инструменты (ложки, трещетка большая, ксилофон), 2 лавки, покрытые покрывалом в стиле пэчворк, столы для изготовления поделок, заготовки матрешек, наборы пластилина, стеки, доски для лепки, влажные салфетки, наборы для украшения матрешек (горох, фасоль 3 цветов, кофейные зерна, макаронные звездочки),  поделки, изготовленные детьми и их  родителями.

Атрибуты: костюм Матрёшки, платки и юбки для девочек, рубашки в русском стиле для мальчиков, 2 среднего размера платка для хороводной пляски, , макет паровоза. большая игрушка-матрешка, декорации деревенского домика для Матрёшки, заборчик, клумба с цветами, макеты деревьев с плодами, макеты солнца, облаков, груши и яблони,.

Оформление: В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика забор, клумба с цветами, плодовые деревья; у окна стоят лавки, у стены стоят столы, на которых лежат заготовки матрешек, наборы для лепки и  украшения для матрешек. На другой стене расположилась выставка поделок детей и их родителей.

                                                                Ход занятия:

1 блок.  Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.

Муз. руководитель:

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Рада видеть вас в нашем музыкальном зале! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети:

Здравствуйте!

Муз. руководитель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети:

Да, любим!

Муз. руководитель:

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

                                                Алый шёлковый платочек,

                                                Яркий сарафан в цветочек,

                                                Упирается рука

                                                В деревянные бока.

                                                А внутри секреты есть:

                                                Может – три, а может, шесть.

                                                Разрумянилась немножко.

                                                Это русская ………

Дети:

Матрёшка.

Муз. руководитель:

Правильно, матрёшка!

                               Путь не близкий будет, что же, не беда!

                               С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Ну что, готовы в путь дорогу?

Дети:

Да.

Муз. руководитель:

А вот на чём мы поедем в гости?

Дети:

На паровозе!

Муз. руководитель:

                                  Все за мною становитесь,

                                 Друг за другом повернитесь!

                                 Я – ваш новый паровоз,

                                 Ничего, что нет колёс!

                                Друг за другом мы пойдём,

                                За вагончиком вагон.

Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Музыкальный руководитель несет макет поезда. Дети останавливаются перед  домиком, из которого выходит матрёшка.

2 блок.  Познавательно-развлекательный.

Матрёшка:

Здравствуйте, дети!

Дети:

Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка:

                                      Я матрёшечка, я круглёшечка!

                                      Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

                                      Я в деревне родилась и на славу удалась.

                                     Щёчки пухленькие, сама кругленькая

                                     А на голове платок, словно яркий цветок.

Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

Матрёшка:

Не одна я в домике была, а с подружками своими. Да где же они? Ребята, вы видите подружек?

Дети:

Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

Матрешка раскрывает игрушку-матрешку и расставляет всех матрешек на подоконник домика.

Матрешка:

Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок:

                                            Матрёшка на окошке

                                             В ярком сарафане,

                                            И вся семья в матрёшке

                                            Как в доме деревянном.

2 ребёнок:

                                           Очень любят все матрёшки

                                            Разноцветные одёжки:

                                           Всегда расписаны на диво

                                          Очень ярко и красиво.

3 ребёнок:

                                         Они игрушки знатные,

                                         Складные и ладные.

                                         Матрёшки всюду славятся

                                         Они нам очень нравятся.

Матрешка:

Молодцы, ребятки! Присаживайтесь на лавки. Слушайте внимательно.

Я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 2 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку -  большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки  и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек:

(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что  весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет -  …….

Дети.

Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Матрешка:

Правильно вы заметили.

                                        Ну, ребятки не зевайте

                                        А в кружочек все вставайте.

                                        Хотите поиграть немножко?

                                        Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 2-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»

                                        Эх, матрёшечка, матрёшка

                                        Аленький платочек

                                        Сарафан в цветочек.

                                        Мы тебя кормили,

                                        Мы тебя поили.

                                        На ноги поставили

                                        Танцевать заставили.

                                       (говорком) Танцуй сколько хочешь,

                                        Выбирай кого захочешь.

(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)

(Слайд 6 презентации «Русская матрёшка»)

Матрешка:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……

Дети:

Платок.

Матрешка:

А поверх сарафана………

Дети:

Фартук.

Матрешка:

Платок матрёшек украшает роспись.

                                      Наши девочки – матрёшки

                                      Не устали ваши ножки?

                                      В центр зала выходите

                                      Как танцуете нам покажите.

                                     А вы мальчишки не зевайте

                                     На музыкальных инструментах играйте.

Девочки исполняют танцевальную картинку «Матрёшка» под  песню «Русская матрёшка» CD «Хлопайте в ладоши» Ю. Вережникова. Мальчики играют на музыкальных инструментах.

(Слайд 7 презентации «Русская матрёшка»)

Матрешка:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

(Слайд 8 презентации «Русская матрёшка»)

Матрёшка.

                                           Ах, матрёшечка – матрёшка.

                                          Хороша не рассказать!

                                          Очень любят с тобой детки

                                          В детском садике играть!

А давайте мы песенку споём про матрёшек.

Дети исполняют песню «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой

Матрешка:

Русская матрешка- желанная гостья в каждом доме. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Предлагаю и нам с вами сегодня своими руками создать красивых, неповторимых матрешек и подарить их своим родным и друзьям.

(Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)

                               Предлагаю вам, ребята, в мастерскую к нам пройти.

                                Все для вас уже готово, сможете здесь все найти.

                                Мастера, скорей за дело: украшать матрешек смело!

                                Выберем любой узор, чтоб порадовал наш взор!

3 блок. Продуктивный.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки, стеки, наборы  пластилина, доски для лепки, влажные салфетки, наборы для украшения матрешек.

Посмотрите, на столах у каждого приготовлен пластилин, доски для пластилина, стеки, влажные салфетки, наборы для украшения матрешек.

Но, чтоб матрешек украшать, надо пальчики размять.

Проводится пальчиковая гимнастика:

  Мы- красавицы матрешки.(Разжимают кулачки, шевелят пальцами)

  Разноцветные одежки.

  Раз-Матрена, два- Милаша,

  Мила-три. Четыре-Маша,

  Маргарита-это пять.(Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

  Нас нетрудно сосчитать.(Разжимают кулачки 2 раза)

Матрешка:

А сейчас мы будем раскрашивать пластилином. Как эта техника называется?

Дети:

Пластилинография.

Матрешка:

Сначала мы выбираем, каким цветом у наших матрешек будет платочек, фартук, сарафан. И заполняем наряды пластилином, не выходя за контуры. Отщипываем от большого куска маленький кусочек, слегка размягчаем его в руках и намазываем пальчиками на фигуру. Когда наряд матрешки закрасили, можно приступать к его украшению. Каким узором можно украсить наряд?

Дети:

Горошинами, цветами.

Матрешка:

Правильно. Для украшения наряда можно использовать стек, а также горох, фасоль, кофейные зерна, макаронные звездочки. Приступаем к работе.

Звучат русские народные мелодии в записи. Дети с воспитателем изготавливают плоскостных матрёшек. После собираются и раскладывают матрешек  у одного стола.

4 блок.  Рефлексия.

Матрешка:

Посмотрите, какие замечательные матрешки у нас получились. Как вы считаете, какая матрешка самая веселая? Самая яркая? Самая румяная? Ребята, а что вы узнали сегодня нового?

Звучат ответы детей.

Муз. руководитель:

Понравилось  ли вам ребята в гостях у Матрёшки?

Дети:

Да, понравилось.

Муз. руководитель:

А чем же мы с вами занимались сегодня?

Ответы детей.

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. И споем песню «Русская матрешка».

Дети.

Спасибо!

Дети исполняют русскую народную песню «Русская матрешка».

Матрёшка.

Ну а сейчас пришло время расставанья.

До свидания!

Дети:

До свидания!

Муз. руководитель:

А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.

Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы МЫ ИДЁМ В МАГАЗИН (основное). (Цвет: желтый, красный, голубой)

Основные предметные цели:учиться разбивать множество на классы в соответствии с задан­ными общими названиями (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия);учиться разбивать множества на классы по цвету (выде...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

Конспект НОД интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы "Подружись с зубной щеткой"

Доминирующая образовательная область: "Познание окружающему миру", фото, справка к данному занятию.Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуник...

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для  детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы "Заюшкин огород".

Цель: Создание условий для формирования эмоционального здоровья детей.Задачи:Развитие сенсорных и творческих способностей, общей и мелкой моторики, фантазии.Формирование через творческую деятельн...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности "В лес за грибами"

Тема. «В лес за грибами».Цель. Обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Формирование эмоциональной отзывчивости на окружающие явления, формир...

Непрерывная интегрированная образовательная деятельность для детей старшей группы «Осенние краски в музыке»

Основная ОО: «художественно-эстетическое развитие»Интеграция с другими ОО: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познаватель...