Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. “ Карельская калитка”
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Понягина Светлана Владимировна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. “ Карельская калитка”

 

Цель: Формирование  у детей представления о прошлом быта  карельского народа  через  получение практических навыков в приготовлении карельских калиток .

Задачи:  Познакомить детей со способом изготовления карельских калиток из соленого теста.

Продолжать формирование умение передавать форму знакомых предметов их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.

Закреплять раннее изученные знания о прошлом быта карельского народа.

Совершенствовать умение детей поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя.

 Развивать  мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность при  выполнении работы  с соленым тестом. Воспитывать интерес к традициям карельского народа.

Воспитывать толерантность.

Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный экран,   запись карельской музыки, скалки, соленое  тесто, калитки.

Активизация словаря: Горница, скалка, сканцы.

Предварительная работа: чтение карельских сказок, просмотр презентации о жизни карельского народа, прослушивание карельских песен и  знакомство с карельскими народными играми.

ХОД:

(Звучит музыка «карельский  народный наигрыш». Дети входят. Хозяюшка встречает детей сидя за прялкой).

Хозяйка:

Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В карельскую избу проходите.

Хозяйка: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Я хозяйка, этой избы.                                                                        Разные народы мира общаются на разных языках. И мы ,карелы , не исключение, у нас тоже есть свой язык, а называется  он –карельский.  «Тэрве» здравствуйте, так мы  здороваемся .Давайте попробуем вместе .

Детей. (здороваются)

Хозяйка:

-А кто знает, как называли  комнату в избе? 

Ответ детей (горница).

Хозяйка:-Молодцы

Посмотрите, как светло и просторно в моей горнице.

Обратите внимание посреди горницы стоит печь.

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи: и хлеба, и калачи,

Каши и картошка и баранья ножка!

Хозяйка:-В деревенской избе самая главная – это печь. Это сердце дома. О ней говорили«Без печи, и изба не изба».

 Хозяйка: А для чего еще нужна печь?

Ответы детей.

 Хозяйка: Правильно, чтобы готовить на ней и что бы было тепло.

-Ой, что то стало прохладно, надо подбавить дров. (Прошу несколько детей подбросить паленья).                                                       

Хозяйка:  Эх, гори, гори ясно! ( Включаю  светодиодный фонарик.).                                                                                             Хозяйка:  Ребята, отгадайте загадку.                                                                               «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» 

Дети: (ответ детей)

 Хозяйка:  Правильно, самовар. – Ребята, а для чего нужен самовар?

Дети: (ответ детей).                                                                                                  Хозяйка:   А как вы думаете, почему он такой большой?

Дети:  (ответы детей).                                                                                                  Хозяйка:   За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья более 10 человек, они пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.                                                         Хозяйка. Кстати, ребята, у меня у меня тоже большая семья. Давайте, и мы с вами посчитаем, большая ли у меня  семья?

 

Пальчиковая гимнастика "Как у нас семья большая"

Как у нас семья большая да веселая, (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются, (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются, (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)

Хозяйка. Сколько человек получилось?

Дети. (ответ детей)

Хозяйка. Молодцы.

Хозяйка.А с чем еще можно попить чай?

Дети. (ответ детей)

Хозяйка.   Моя семья очень любит калитки  и я хотела сегодня их напечь, но я думаю, что одна  не успею. Что же мне делать?                                                                  Дети. (ответ детей)                                                                                                Хозяйка.  Какие же вы ребята помощники, что бы я без вас делала. Я буду очень рада, если вы мне поможете                                                                       (Предлагаю детям перейти за столы)

Хозяйка. Карельские женщины говорили: «Калитка просит восьмерки». 

-Как вы думаете почему?

Дети. (ответ детей)                         

Хозяйка. А сейчас я вам  расскажу.  Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель или крупа). 

Хозяйка. Их пекли и пекут различной формы. - Ребята, а какой формы? (показываю две калитки круглой и овальной формы).

Дети. (ответ детей)

 Хозяйка. А карельское название калитки «Калиттто».

   Показ лепки калиток. С помощью скалки раскатайте кусочек теста в лепешку  (в сканец). Положите  начинку (картофельное пюре, тоже из соленого теста) в середину калитки и защипываем края  сканца к центру. Дети испекли калитки и кладут на противень.                                                                           Хозяйка:  -Ребята, пока наши калитки пекутся ,я предлагаю поиграть в карельскую игру .

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»).               Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  - пляшет.

(Пока мы играем, другой воспитатель меняет калитки из теста на настоящие калитки).

Хозяйка:-Ребята,  чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок:  Я б калиточек картофельных поел,

                  Что б лежали на тарелочке горочкой,

                  Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка: -Ребятки, наверно наши калитки испеклись, пойдем и посмотрим. ( подходим к печи).

Хозяйка: Посмотрите, какие калиточки  румяные получились.

-Вам понравилось печь калитки?

-А вам понравилось у меня в гостях?

- А что именно?

-А что нового вы узнали?

-А кто запомнил, как по - карельски здороваются?

-А как по - карельски калитки?

Хозяйка: Я предлагаю попить чай, но с начало надо все убрать.(дети помогают убирать)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. “ Карельская калитка”

Цель: Формирование  у детей представления о прошлом быта  карельского народа  через  получение практических навыков в приготовлении карельских калиток .

Задачи:  Познакомить детей со способом изготовления карельских калиток из соленого теста.

Продолжать формирование умение передавать форму знакомых предметов их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.

Закреплять раннее изученные знания о прошлом быта карельского народа.

Совершенствовать умение детей поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя.

 Развивать  мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность при  выполнении работы  с соленым тестом. Воспитывать интерес к традициям карельского народа.

Воспитывать толерантность.

Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный экран,   запись карельской музыки, скалки, соленое  тесто, калитки.

Активизация словаря: Горница, скалка, сканцы.

Предварительная работа: чтение карельских сказок, просмотр презентации о жизни карельского народа, прослушивание карельских песен и  знакомство с карельскими народными играми.

ХОД:

(Звучит музыка «карельский  народный наигрыш». Дети входят. Хозяюшка встречает детей сидя за прялкой).

Хозяйка:

Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В карельскую избу проходите.

Хозяйка: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Я хозяйка, этой избы.                                                                        Разные народы мира общаются на разных языках. И мы ,карелы , не исключение, у нас тоже есть свой язык, а называется  он –карельский.  «Тэрве» здравствуйте, так мы  здороваемся .Давайте попробуем вместе . 

Детей. (здороваются)

Хозяйка:

-А кто знает, как называли  комнату в избе? 

Ответ детей (горница).

Хозяйка:-Молодцы

Посмотрите, как светло и просторно в моей горнице.

Обратите внимание посреди горницы стоит печь.

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи: и хлеба, и калачи,

Каши и картошка и баранья ножка!

Хозяйка:-В деревенской избе самая главная – это печь. Это сердце дома. О ней говорили«Без печи, и изба не изба». 

 Хозяйка: А для чего еще нужна печь?

Ответы детей.

 Хозяйка: Правильно, чтобы готовить на ней и что бы было тепло.

-Ой, что то стало прохладно, надо подбавить дров. (Прошу несколько детей подбросить паленья).                                                        

Хозяйка:  Эх, гори, гори ясно! ( Включаю  светодиодный фонарик.).                                                                                             Хозяйка:  Ребята, отгадайте загадку.                                                                               «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» 

Дети: (ответ детей)

 Хозяйка:  Правильно, самовар. – Ребята, а для чего нужен самовар?

Дети: (ответ детей).                                                                                                  Хозяйка:   А как вы думаете, почему он такой большой?

Дети:  (ответы детей).                                                                                                  Хозяйка:   За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья более 10 человек, они пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.                                                         Хозяйка. Кстати, ребята, у меня у меня тоже большая семья. Давайте, и мы с вами посчитаем, большая ли у меня  семья?

Пальчиковая гимнастика "Как у нас семья большая"

Как у нас семья большая да веселая, (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются, (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются, (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)

Хозяйка. Сколько человек получилось?

Дети. (ответ детей)

Хозяйка. Молодцы.

Хозяйка.А с чем еще можно попить чай?

Дети. (ответ детей)

Хозяйка.   Моя семья очень любит калитки  и я хотела сегодня их напечь, но я думаю, что одна  не успею. Что же мне делать?                                                                  Дети. (ответ детей)                                                                                                Хозяйка.  Какие же вы ребята помощники, что бы я без вас делала. Я буду очень рада, если вы мне поможете                                                                       (Предлагаю детям перейти за столы)

Хозяйка. Карельские женщины говорили: «Калитка просит восьмерки».  

-Как вы думаете почему?

Дети. (ответ детей)                          

Хозяйка. А сейчас я вам  расскажу.  Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель или крупа).  

Хозяйка. Их пекли и пекут различной формы. - Ребята, а какой формы? (показываю две калитки круглой и овальной формы).

Дети. (ответ детей)

 Хозяйка. А карельское название калитки «Калиттто».

   Показ лепки калиток. С помощью скалки раскатайте кусочек теста в лепешку  (в сканец). Положите  начинку (картофельное пюре, тоже из соленого теста) в середину калитки и защипываем края  сканца к центру. Дети испекли калитки и кладут на противень.                                                                           Хозяйка:  -Ребята, пока наши калитки пекутся ,я предлагаю поиграть в карельскую игру .

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»).               Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  - пляшет.

(Пока мы играем, другой воспитатель меняет калитки из теста на настоящие калитки).

Хозяйка:-Ребята,  чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок:  Я б калиточек картофельных поел,

                  Что б лежали на тарелочке горочкой,

                  Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка: -Ребятки, наверно наши калитки испеклись, пойдем и посмотрим. ( подходим к печи).

Хозяйка: Посмотрите, какие калиточки  румяные получились.

-Вам понравилось печь калитки?

-А вам понравилось у меня в гостях?

- А что именно?

-А что нового вы узнали?

-А кто запомнил, как по - карельски здороваются?

-А как по - карельски калитки?

Хозяйка: Я предлагаю попить чай, но с начало надо все убрать.(дети помогают убирать)

C:\Users\Денис\Desktop\домовой\2NHSsY6rw7A.jpg C:\Users\Денис\Desktop\домовой\Jv_xXaK-yxc.jpg  C:\Users\Денис\Desktop\домовой\9N0CG0MnnjQ (1).jpg

C:\Users\Денис\Desktop\домовой\emAH8zNFWuk.jpg C:\Users\Денис\Desktop\домовой\y4C1OL9KDU0.jpg    C:\Users\Денис\Desktop\домовой\FXnZV08pKPY.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей второй группы раннего развития. «Репка»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию(рисование) для детей второй группы раннего развития.«Репка»Цель: закреплять знание русской народной сказки «Репка»; упр...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Лепка "Улитка, улитка, отвори калитку"

Формировать представления детей о жизни улиток, их внешнем виде, месте обитания. Развивать мышление, память, мелкую моторику, связную речь, художественное творчество. Воспитывать интерес к лепке, любо...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (аппликация) для детей второй младшей группы. Тема: «Автобус»

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (аппликация) для детей второй младшей группы.Тема: «Автобус»Программное содержание:1. Учить детей передавать характерные особенн...