Возможностиˎ фор мир ованияˎ ˎ твор ческихˎ пр оявленийˎ ср едствамиˎ изобр азительнойˎ деятельности
статья по аппликации, лепке

Баранова Татьяна Владимировна

Творческие проявления дошкольников в художественно- изобразительной деятельности имеют широкие возможности, однако педагог должен помнить о праве выбора ребенка ,праве поиска своего варианта и в праве проявлять им личностное отношение к тому, что предлагает преподаватель. Для развития творческих проявлений дошкольников важно создавать необходимые условия, при которых ребенок будет эмоционально реагировать на краски, цвета, формы предметов. Изобразительная деятельность должна формировать у дошкольника эмоционально-ценностное отношение к миру, а потребность в ней отвечать желаниям ребенка утвердить свою личностную позицию

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Возможностиˎ фор мир ованияˎ ˎ твор ческихˎ пр оявленийˎ ср едствамиˎ изобр азительнойˎ деятельности 

Виды художественной деятельности, которые доступны детям в дошкольном возрасте, это: музыкальная, театральная, художественно-речевая, изобразительная. Последняя включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Специфику каждого из перечеслиленных видов рассмотрим подробней.  

Р исование является одним из предпочитаемых дошкольниками видов деятельности. Здесь детям предоставлен широкий простор для творческих проявлений. Выбор тематики рисунков разнообразен. Это герои сказок и мультфильмов, предметы окружающего мира, явления природы и пр.  Дошкольникам доступны многие выразительные средства рисунка: цвет применяют для передачи сходства с предметом изображения и выражения отношения рисующего к этому предмету. Постепенно шаг за шагом овладевая приемами композиции дошкольники начинают отображать свои замыслы в сюжетных рисунках. Большую сложность, тем не менее, для них составляет техническая сторона рисования. Именно поэтому воспитателю необходимо с большой ответственностью подходить к выбору тематики рисунков. 

ˎˎ  В качестве основных средств на занятиях чаще всего используются цветные карандаши, гуашь и акварельные краски. Каждое из этих средств обладает разными возможностями. 

С помощью карандаша ребенок создает линейные формы. 

После линейноеˎ изобр ажениеˎ р аскр ашивается.ˎ Данная последовательность развивает аналитическое мышление ребенка. ˎ  

ˎ Акварельные кр аски и гуашь развивают чувство формы и цвета, ими передается все цветовое разнообразие окружаещего мира ребенка: голубое небо, зеленая трава, оранжевое солнце, иний горизонт. Данные темы легче передавать именно красками, потому что не требуют таких технических затрат как с карандашами. В программах ДОУ для каждой возрастной группы определены графические материалы. Так, например, в старшей и подготовительной группах на занятиях по рисованию используют угольные карандаши, пастель, сангина и мелки. Данные средства расширяют возможности дошкольников в художественно-изобразительной деятельности. Сангина с углем создают одноцветные изображения, поэтому дети работая с этим материалом сосредатачивают внимание на форме и фактуре предмета. 

Цветные  мелки позволяют легко справиться с крупными формами и большими поверхностями во время закрашивания, а пастель передает разнообразные оттенки цвета.  

Специфика лепки, как вида изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Это она является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым. Дошкольники на занятиях овладевают приемами работы с мягким пластическим материалом( глина и пластилин), так как он легко поддается воздействию руки.ˎ ˎЛепка,ˎ какˎ иˎ др угиеˎ видыˎ изобр азительнойˎ деятельности,ˎ направлена на решениеˎ воспитательныхˎ задач,ˎ удовлетвор яет познавательныеˎ иˎ творческие  ˎ потр ебности детей.ˎ В лепке ребенок овладевает техническим навыками намного быстрее чем в рисовании благодаря пластичности используемого материала. ˎ [Иванова 2008.,ˎ C.ˎ 344]ˎ ˎ Передача объемной формы является основной в создании изображения в лепке. Хорошо просушенные глиняные работы хранятся на протяжении длительного времени. Пластилин отличается от глины наименьшей пластичностью, однако яркий и разноцветный он прекрасно подходит для работы с дошкольниками. На основе разнообразных приемов детьми создаются сложные композиции, у них развиваются мелкая моторика рук и творческие способности. ˎ 

Аппликация как вид художественно-изобразительнлй деятельности знакомит дошкольников с простыми и сложными формами предметов, которые дети вырезают и наклеивают. У детей развивается мышление, воображение, математические представления. Во время создания силуэтного изображения происходит знакомство с геометрическими формами, пространственным положением предметов( справа, слева, по центру, снизу, сверху), а также величин ( больше, меньше). 

Кроме того, на занятия аппликацией развивают чувство ритма, симметрии, цвета, что естественно влияет на формирование художественно-эстетического вкуса. 

Аппликативные изображения развивают координацию и мускулатуру рук: работа с ножницами, умение правильно вырезать формы, а затем располагать их правильно и на нужном расстоянии друг от друга. 

Конструирование чаще всего бывает связано с игрой. Этот вид изобразительной деятельности представлен в детском саду в виде наборов конструкторов, строительного материала, природного и других материалов. 

Вˎ пр оцессеˎ констр уир ованияˎ дошкольникиˎ получают специальныеˎ знания,ˎ навыкиˎ иˎ умения: представления о симметрии, равновесии, пропорции, у точняются знания о геометрических фигурах, пространственные представления.ˎ ˎ Дошкольники овладевают приемами ˎˎˎ видоизмененияˎ плоскихˎ фор мˎ путемˎ сгибания,ˎ складывания,ˎ р азр езания,ˎ склеиванияˎ бумаги,ˎ вˎ р езультатеˎ чегоˎ появляетсяˎ новаяˎ объемнаяˎ фор ма.ˎ [Иванова М. 2008ˎ с.ˎ 344]ˎ ˎ 

Работая с природным материалом у дошкольников развиваются творческие проявления, совершенно иные изобразительные способности. 

Во время конструирования дети используют готовые формы, соединяя их они получают необходимый предмет или ихображение. Во время конструирования у ребенка развивается конструктивное мышление, сложность его процесса требует со стороны взрослого внимательного отношения. 

Несмотря на специфику, присущую каждому из видов художественно-изобразительной деятельности, все они находятся в тесном взаимодействии, которое осуществляется через содержание работ. Так, например, если если старшие дошкольники в процессе лепки, аппликации изображали лошадь, то полученные на занятиях знания о форме, размерах и соотношении отдельных частей лошади могут быть использованы в сюжетном рисовании. 

  

Художественно-изобразительная деятельность дошкольников способствует всестороннему развитию дошкольников: интеллектуальному, нравственному, физическому и эстетическому. 

Оˎ значенииˎ р исованияˎ дляˎ умственногоˎ р азвитияˎ писалˎ М.ˎ И.ˎ Калинин:ˎ «Человек,ˎ котор ыйˎ научилсяˎ рисовать,ˎ особоˎ подойдетˎ кˎ каждомуˎ новомуˎ пр едмету.ˎ Онˎ пр икинетˎ сˎ р азныхˎ стор он,ˎ нар исуетˎ такойˎ пр едмет,ˎ иˎ уˎ негоˎ будетˎ ужеˎ обр азˎ вˎ голове.ˎ Аˎ этоˎ значит,ˎ чтоˎ онˎ глубжеˎ пр оникнетˎ вˎ самуюˎ сутьˎ пр едмета».ˎ [Казакова Т.Г.2006.,ˎ с 256]ˎ ˎ  

Нравственное воспитание осуществляется через содержание детских работ, которое отражает отношение к окружающему миру, воспитывает у детей наблюдательность, настойчивость, активность, инициативу, самостоятельность и выдержку.  [там жеˎ с 256]ˎ ˎ  

Н.ˎ К.ˎ Кр упскаяˎ писала:ˎ «Надоˎ помочьˎ р ебенкуˎ чер езˎ искусствоˎ осознаватьˎ своиˎ мыслиˎ иˎ чувства,ˎ яснееˎ мыслитьˎ иˎ глубжеˎ чувствовать;ˎ надоˎ помочьˎ р ебенкуˎ этоˎ познаниеˎ самогоˎ себяˎ сделатьˎ ср едствомˎ познанияˎ др угих,ˎ ср едствомˎ болееˎ тесногоˎ сближенияˎ сˎ коллективом,ˎ ср едствомˎ чер езˎ коллективˎ р астиˎ вместеˎ сˎ др угимиˎ иˎ идтиˎ сообщаˎ кˎ совер шенноˎ новой,ˎ полнойˎ глубокихˎ иˎ значительныхˎ пер еживанийˎ жизни».ˎ [там же 5,ˎ 14,67,62]ˎ ˎ  

На занятиях по аппликации педагог не только помогает и направляет детей, развивая у них понятия о форме предметов, их цвете, раскрывая конструкцию, но и проводит беседу как важен труд строителя ( тема - дом, здание), фермера (  тема - овощи и фрукты), водителя ( тема - автомобиль). Так на занятии решаются задачи трудового воспитания. 

Особая роль отводится эстетическом у воспитанию дошкольников. Широкие возможности для  развития чувства прекрасного и эмоционально-эстетическогоˎ отношенияˎ кˎ действительности.ˎ Существенное место в развитии творческого потенциала дошкольников отводится учет интересов и возрастных особенностей развития дошкольников.  

Очень часто на проявление интереса к художественно-изобразительной деятельности влияет процесс наблюдения: за рисующими, занимающимися лепкой, конструированием или аппликацией или личный пример педагога. 

Говоря о творческом воспитании мы должны помнить, что оно тесно связано с эстетическим, поэтому организовывая образовательный процесс по художественно-изобразительной деятельности важно помнить о соблюдении чистоты и порядка. Красивая и опрятная обстановка вызовет у детей желание работать и творить. [Алпатов М. В. 2003.,ˎ с.ˎ 89-104]ˎ ˎ  

Всеˎ видыˎ занятийˎ художественно-изобр азительнойˎ деятельностьюˎ ˎˎдолжны позитивноˎ влиятьˎ наˎ физическоеˎ р азвитиеˎ р ебенка.ˎ Ониˎ способствуютˎ поднятиюˎ общегоˎ жизненного тонуса  и настроения. [Алпатов М. В. 2003.,ˎ с.ˎ 89-104]ˎ ˎ  

 

Отмечая все возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности важно выделить этапы их развития. В дошкольной педагогике выделяют четыре основных этапа прохождения ребенка на пути к творческому таланту: 

  1. Игровой ( ребенок играет своими способнотями при этом примеряя разные виды занятий). 
  1. Индивидуальность ( некоторые дети увлекаясь одним из видов художественно-изобразительной деятельности начинают заниматься в студиях и секциях, у дошкольника появляются наставники, которые работают с ним индивидуально). 
  1. Этап роста (необходимо участвовать в конкурсах, соревнованиях, выставках для поддержания желания трудиться). 
  1. Этап творческого мастерства. 

Подводя итоги хочется отметить, что творческие проявления дошкольников в художественно- изобразительной деятельности имеют широкие возможности, однако педагог должен помнить о праве выбора ребенка ,праве поиска своего варианта и в праве проявлять им личностное отношение к тому, что предлагает преподаватель. Для развития творческих проявлений дошкольников важно создавать необходимые условия, при которых ребенок будет эмоционально реагировать на краски, цвета, формы предметов. Изобразительная деятельность должна формировать у дошкольника эмоционально-ценностное отношение к миру, а потребность в ней отвечать желаниям ребенка утвердить свою личностную позицию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Возможности использования интерактивных технологий как важного компонента гармоничного развития дошкольников в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя

Предложенный материал отржает актуальность испоьзования педагогами более эффективных средств обучения и воспитания детей для развития у них устойчивого позновательного интереса....