конспект непосредственной организованной деятельности и презентация "Дулевский фарфор"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Кузнецова Александровна Галина

развиваем и расширяем представление об окружающем мире, через восприятие декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynyy_serviz_iz_dulyova_2.docx19.74 КБ
Office presentation icon dulyovskiy_farfor.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Чайный сервиз из Дулёва».

Цель: продолжать развивать и расширять представление об окружающем мире, через восприятие декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

-познакомить старших дошкольников с художественным промыслом Подмосковья – Дулёвский фарфор.

- учить видеть красоту растительных узоров, стилизацию знакомых форм;

-создать условия для закрепления представления о посуде;

- совершенствовать умения и навыки работы с пластилином; овладение основными приемами в нетрадиционной технике - пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

-развивать мелкую моторику, координацию движения рук;

-воспитывать желание участвовать в создании коллективной работы;

-обогащать словарный запас детей.

Оборудование и материалы: предметы прикладного характера, выполненные из материалов разного вида и фактуры (фарфор, глина, стекло, металл, дерево, пластик), слайд-шоу «Дулёвский фарфор», предметы посуды, пластилин, стеки, салфетка для рук, плотный картон с нарисованными на нём контурами чайника, чашки с блюдцем, образцы росписи, схема последовательности изготовления чашки (чайника), карточки для дид.игры «Найди картинку по образцу».

Методические приемы: беседа, использование художественного слова, рассматривание подлинных изделий Ликино Дулёва, иллюстраций, создание игровых ситуаций, физкультминутка, продуктивная деятельность.

Ход НОД

1 Организационный момент.

- Ребята, нам почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что в ней.

Дети помогают распечатывать посылку и достают оттуда содержимое по одному предмету.

Начинают перечислять наименования предметов посуды (чашка, блюдце, чайник).

Как называется набор предметов (посуды) с одинаковым рисунком?

2 основная часть.

Беседа о чайном сервизе.

Педагог предлагает детям взять в руки чашку и описать её по внешним признакам.

-Как вы думаете, для чего она предназначена?

-Чашка какая? (Красивая, блестящая, круглая, гладкая, нарядная)

-Посуда, которая у нас стоит на столе, из какого материала она изготовлена? (фарфоровая)

Изготовлена из специальной глины –фарфора. Его изобрели очень давно в Китае. Посуда очень тонкая и хрупкая, поэтому как с ней надо обращаться? (аккуратно, бережно)

- Стенки посуды покрыты специальным составом – глазурью, поэтому она весело поблёскивает на солнце. А если по фарфору легонько постучать (дети стучат по посуде), то вы услышите мелодичный звук.

Педагог подходит к столу, где находится посуда, изготовленная из разных материалов.

-Из какого материала делается ещё посуда? Покажите на столе и назовите, из какого материала сделана эта посуда? (глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная, металлическая)

-Давайте постучим по посуде и послушаем, какие звуки она может издавать (дети стучат по очереди палочкой по посуде, изготовленной из разных материалов, и слушают звучание)

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник –

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки-

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки-

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принёс.

Педагог обращает внимание детей на то, что в посылке есть ещё что –то: конверт с письмом и вложенной в него флешкой)

-Что же на ней? Давайте посмотрим! И прочтём письмо.

Это нам послание из города Ликино - Дулёво. Это один из малых городов Подмосковья.

Показ слайд-шоу «Дулёвский фарфор» и рассказ воспитателя.

Нам с вами подарили замечательный чайный сервиз. Посуда, которую изготавливают на Дулёвском фарфоровом заводе, знаменита на всю Россию и в других странах.

2 слайд. Небольшой городок рядом с нами (показать на карте расстояние от Электростали до Ликино Дулёво лазерной указкой)

3 слайд. Это Матвей Сидорович Кузнецов, при нем русский фарфор приобрёл всемирную славу. Он построил завод по производству посуды.

4 слайд. Вот фарфоровый завод когда его только построили, а так выглядит завод в наше время Чашки, чайники, маленькие скульптурные композиции – всё это выпускается и сегодня. Парадные сервизы поставляются в Кремль. (можно спросить: кто президент нашей страны и где находится Кремль, уточнить название столицы нашей родины)

5 слайд. В России всегда любили чай, и даже на картинах изображали чаепитие (художник Кустодиев «Чаепитие»), и на этой картине вы видите Дулёвский фарфор.

6 слайд. У каждого завода существует свой стиль росписи.  Дулёвский фарфор очень яркий, праздничный, нарядный. Раньше в основном росписью занимались женщины-мастерицы, рисунки их были трогательные, наивные, но очень живые и яркие: ягоды, листья, затейливые узоры, цветы, животные, птицы, а также геометрические орнаменты. (Можно задать вопрос детям «какие геометрические фигуры вы знаете?»)

 У каждого сервиза есть своё название, давайте попробуем угадать его или придумать своё название:

-6 слайд («Праздничный»);

-7 слайд («Золотой олень»);

-8 слайд («Красавица»);

 -9 слайд («Вишенка»); -

10 слайд («Тюльпан»)

11 слайд. Когда фарфор обожгли в больших печах посуда приобрела белый цвет - «бельё».

 Многих мастериц, которые расписывали посуду звали Агафьями, т.е. Агафьи рисовали, а «агашками» стали называть их рисунки.

12 слайд. Дулёвская роспись – это знаменитые «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручная живописная раскраска. Ещё «агашка» это цветок.

-Какой цветок называют «царицей цветов»?

-Самый излюбленный дулёвский узор – яркая роза с круглыми лепестками, розово-пурпурного цвета. Такие цветы рисовались кистью или просто пальцами.

Бутоны вырезные, рубашки расписные.

Листик с листиком завязан узелочком.

Узелок не простой, в нём цветок золотой.

Лопнет этот узелок – и раскроется цветок. (И. Таптыг)

13 слайд. -Как называется узор? («агашка»)

Зовут меня розой, примите меня,

Я очень душиста и цветом нежна.

По цвету и имя такое мне дали.

И даже царицей за пышность назвали. (А. Пчельникова)

- Давайте представим, что мы с вами тоже попытаемся сделать чайный сервиз.  Для этого нам надо отправится в художественную мастерскую. Где расписывают посуду. Для того чтобы у нас с вами всё получилось, мы должны выбрать главного мастера. Он выберет рисунок. Которым мы будем расписывать посуду. Давайте его выберем при помощи считалки!

Дети встают с ковра, образуют круг и начинают считать.

«Главный мастер» подходит к педагогу и выбирает один из представленных ему узор. Приглашает всех остальных детей в мастерскую. Дети садятся за столы. У них на столе лежат карточки.

Дидактическая игра «Найди картинку по образцу».

Дети переворачивают карточки, ребенок называет по картинке предмет и «главный мастер» раздаёт готовый силуэт каждому из детей. Мастер садиться вместе с детьми за стол.

- Ребята, давайте подготовимся к работе.

Пальчиковая гимнастика

Мы зарядку начинаем,

Наши руки разминаем.

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

3. Практическая работа.

- Ребята, у чайного сервиза на всех его предметах одинаковый рисунок! Посмотрите на наш сервиз так ли это?!

Педагог показывает детям схему последовательности изготовления (украшения) предметов сервиза.

- Мастера-живописцы рисуют красками, а мы будем украшать нашу посуду при помощи пластилина.  

Звучит очень тихая музыка.

Пока дети лепят, педагог может попросить кого-то рассказать какой бывает чай, как его готовят, для чего кипятят воду («сырую» воду нельзя пить из-под крана, почему?), так же может уточнить что такое чайная пара, для чего нужно блюдце, кто наливает горячий чай – ребёнок или взрослый? Какую первую помощь можно оказать самому себе, если на тебя вылился кипяток? И т.д.

4. Итог занятия.

- Молодцы, дети! Вы сегодня потрудились на славу! Были очень старательными, усидчивыми и аккуратными.

- Напомните мне, что такое «агашка», где изготавливают фарфоровую посуду в Подмосковье, и тд.

-Давайте накроем стол и расставим всё по местам. Дети «сервируют стол» собирают скатерть – пазл (геометр. фигуры) на столе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63 общеразвивающего вида» г.о. Электросталь Проект «Дулёвский фарфор» Автор: воспитатель высшей категории Кузнецова Галина Александровна 31 января 2018 год

Слайд 3

Кузнецов Матвей Сидорович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной деятельности с детьми по русской народной сказке «Репка» Образовательная область: Художественная литература.

Конспект непосредственной организованной деятельности с детьми  по русской народной сказке «Репка» Образовательная область: Художественная литература. Цели занятия.ВоспитательныеØвыраб...

Конспект непосредственной организованной деятельности во второй младшей группе "Пересказ сказки "Цыпленок". Угощение для курочки и цыпленка", образовательная область "Коммуникация" и "Художественное творчество" (лепка).

Пересказ сказки «Цыпленок». К.И. Чуковский. Угощение для курочки и цыпленка.Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»...

КОНСПЕКТ Непосредственно-организованной деятельности «В гости к лесным жителям» ( 2 младшая группа)

ЦЕЛЬ: Закреплять  знания детей о диких животных , расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках и местах обитания. Воспитывать интерес у детей к  животным, желание пом...

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...

Конспект непосредственно организованной деятельности по изобразительной деятельности (аппликации) в старшей группе на тему "Огурцы и помидоры в банке".

Презентация занятия с детьми по изобразительной деятельности (аппликация) старшей группы от 5 до 6 лет...