Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию .
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Гайнетдинова Алия Тимербулатовна

Тема: “Русская матрёшка»

(аппликация в технике «квиллинг»).

Цель: Познакомить детей с историей возникновения матрёшки на Руси, научить выполнять объёмный цветок в руках матрёшки расписанную под Хохлому, Гжель и Городецкую роспись, используя нетрадиционную технику работы с бумагой «квиллинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_matreshka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию в старшей №1 группе.

Тема: “Русская матрёшка»

(аппликация в технике «квиллинг»).

Цель: Познакомить детей с историей возникновения матрёшки на Руси, научить выполнять объёмный цветок в руках матрёшки расписанную под Хохлому, Гжель и Городецкую роспись, используя нетрадиционную технику работы с бумагой «квиллинг».

Задачи:

Обучающие: Обучить навыкам работы с бумагой – скручивание бумаги в технике «квиллинг». Научить изготавливать основные формы «квиллинга» (плотную спираль, свободную спираль, каплю,) и в дальнейшем составить композицию цветок.

Развивающие: Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

 Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

Приоритетная образовательная область - «Художественно-эстетическое развитие»,

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Оборудование:

 Раскрашенные матрёшки из бумаги с готовым эскизом, гофрополоски, баночки с клеем ПВА, кисточки для клея, палочка для скручивания полосок, влажные салфетки для рук, подкладная доска, иллюстрации с изображением матрёшек. Таблица базовых форм для квиллинга . Технологическая карта выполнения цветочка. Домики и матрёшки, расписанные росписями (Хохлома, Гжель, Городецкая роспись). Музыка для динамической паузы и во время самостоятельной работы.

Предварительная работа:

- рассматривание предметов народного промысла;

- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

- дидактическая игра круги Лиллуя "Подбери правильный узор", «С какого платочка узор?»

- просмотр видео для детей из цикла «Как это сделано? - Русская матрешка».

Ход Нод.

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу под музыку и встают в круг.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

-Ребята, посмотрите внимательно на меня и улыбнитесь. А теперь давайте передадим наше веселое настроение друг другу.

- Ребята к нам сегодня пришла в гости интересная игрушка, чтобы узнать, кто это нужно отгадайте мою загадку.

       Алый шёлковый платочек,

       Яркий сарафан в цветочек,

       Упирается рука в деревянные бока.

       А внутри секреты есть,

       Может три, а может шесть.

       Разрумянилась немножко

        Эта Русская……………………………………. МАТРЁШКА.

   II.Основная часть.

  1. Изложение новой темы

Правильно ребятки, я вижу, что вы все знакомы с этой точёной игрушкой. А вы знаете откуда появилась матрешка?  Сейчас мы с вами пройдём за столы, и я вам расскажу историю возникновения матрешки.

2. Беседа об истории возникновения матрешки.

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку старого мудреца Фукурума. У него была вытянутая голова оттого, что мудрец много думал. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукурума пряталась вся его семья. (рис).

Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное.

И назвал игрушку МАТРЁШКОЙ  от имени Матрёна, отсюда и название.

Почему она так одета? Девушки тех лет покрывали голову платком и носили яркие сарафаны.

Матрёшка символизирует образ русской девушки.

Путешественники из других стран, приезжая к нам в страну обязательно увозят с собой сувенир русскую народную матрёшку. Так как матрёшка — это символ России.

3.Особенности росписи разных матрёшечных промыслов.

Матрёшечный промысел очень быстро развивался.

Роспись матрёшек стала красочной и разнообразной.

В разных местностях расписывали матрёшек по -своему.

4.Цвет росписи.

Давайте рассмотрим картинки с матрешками.

 Скажите ребята какие основные цвета есть в росписи этой матрёшки? (красный, жёлтый, чёрный).

Ребята к какой росписи относится эта матрешка? (Хохломской росписи).

 Рассмотрим следующую матрешку.

Какие основные цвета есть в этой матрешки? (голубой, синий, белый). К какой росписи относится эта матрешка? (Гжельская росписи).  

   А вот под какую роспись расписана это матрёшка? На ней интересные цветы в    разных оттенков. Как называются эти за цветы? (купавки и розаны). К какой росписи относится эта матрешка? (Городецкой росписи).  

5.Последовательное введение в работу.

Сегодня мы с вами выполним объёмную аппликацию, вложим цветочек в руки матрёшки. в необычной технике. Эта техника называется бумагокручение. И имеет красивое название «квиллинг».

Прежде чем приступить к работе, ребята скажите мне правила работы с клеем.

              Правила работы с клеем

-Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы.

-Излишки клея убирай салфеткой.

- После работы хорошо вымыть руки с мылом.

 Прежде чем приступить к работе мы немного разомнёмся. Ставим руки на поясе и повторяем движения за мной.

                                                   Физминутка.

Мы, матрёшки, вот какие крошки. (Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево).

Посмотрите, вот у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами).

Мы, матрёшки, вот какие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево).

Посмотрите, вот у нас розовые щёчки. (растирание руками щёк).

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево).

Посмотрите, вот у нас яркие платочки. (повороты головы вправо-влево).

6.Базовые формы квиллинга.

Для того чтобы выполнить цветок нам нужно научиться выполнять три формы квиллинга.

Обратите внимание на технологическую карту на ней изображены эти формы:

 Тугая спираль, свободная спираль, капля. С помощью этих форм мы выполним вот такой цветочек. (рис).

III.Практическая часть.

  1. Берём полоску одного цвета, вкладываем конец полоски в разъем палочки и начинаем плотно закручивать полоску. Выполняем форму тугая спираль, осторожно снимаем форму с палочки. Отгибаем полоску наносим клеем и немного придерживаем. Это будет середина цветочка.
  2. Выполняем лепестки цветка они выполняются из формы свободный спирали и капли.

Берём полоску бумаги вкладываем её в разъем палочки и начинаем закручивать и выполняем форму тугой спираль. Убираем палочку, затем немного распускаем форму в руках, и у нас получается свободный спираль, затем мы ее прижимаем с одной стороны большим и указательным пальцем, получается форма капля наносим на кончик полоски клей, прижимаем, нужно немного подождать и откладываем в сторону. Пока лепесток сохнет закручиваем следующий и так все полоски.

 Под музыку дети выполняют самостоятельную работу

IV. Рефлексия.

Ребята, пока ваши работы сохнут у нас есть время поговорить о том, что нового вы сегодня узнали.

- С какой новой техникой вы сегодня познакомились? (Квиллинг).

А также вы познакомились с историей возникновения русской матрёшки.

- Как появилась матрёшка?  (Её выполнили похожей на японскую игрушку Фукуруму)

    - От какого имени произошло название «Матрёшка»? (Имя Матрёна).

- Почему её изображали в сарафане, в платочке? (Она похожа на русскую девушку).

Ребята, когда мы разбираем матрешку у нас, получается большая семья, а у каждой семьи есть свои дом. Вот и у нас для каждой матрешки он есть. Они расписаны разными росписями.  Вам нужно найти домик для вашей матрёшки.

Поместить матрёшку каждую к своему домику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»

Конспект Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Юные ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (Рисование))"Подушка".

Занятие по рисованию в 1 младшей группе "Подушка". Тематическая неделя  "Мебель"  Нетрадиционная техника рисования тычком....