Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Свиридова Юлия Ивановна

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе

Тема «В гости к дымковским мастерам»

Цель: Вызвать у детей интерес к изделиям народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес к истории создания дымковской игрушки; развивать внимание, эстетическое восприятие, память.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров; воспитание уважения к взрослому труду и к труду гончаров.

Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка, шаблоны дымковских игрушек, краски гуашь, кисти.

Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_dymkovskim_masteram.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе

Тема «В гости к дымковским мастерам»

Цель: Вызвать у детей интерес к изделиям народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес к истории создания дымковской игрушки; развивать внимание, эстетическое восприятие, память.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров; воспитание уважения к взрослому труду и к труду гончаров.

Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка, шаблоны дымковских игрушек, краски гуашь, кисти.

Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, во что вы любите больше всего играть?

Дети: Мы любим играть в игрушки.

Воспитатель: А вы знаете, из чего сделаны ваши игрушки?

Дети:  Игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: А хотите узнать, какие игрушки делают в селе Дымково?

Дети: Да.

2. Основная часть

Воспитатель: Давно это было. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, недалеко от города Вятки (ныне города Кирова). (Слайд 2).

 Исстари в слободе селился люд мастеровой – печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Каждая деталь игрушки состоит из тела и остальных частей (ножки, ручки, голова и так далее). Все детали между собой скрепляются плавными переходами (Слайд 3). Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — это муфельная печь, где температура достигает 1000С.  Затем остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.

Следующий этап создания игрушки — это раскраска, где используются только чистые цвета без смешивания. (Слайд 4).

 В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса. Сегодня есть для этого готовые акриловые краски. Главное требование дымковской игрушки – это яркость и естественность. Для раскраски игрушки также использовали особый мотив, который получил название «дымковский».

Игрушка  выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый... и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды. (Слайд 5)

Старые люди поговаривают, что свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.

Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью. (Слайд 6).

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен: каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран – счастье, а корова – достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.

Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!

Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных – это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ – женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся. (Слайд 7)

Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы – офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев – детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках...

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковскую игрушку делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка - это веселая, безобидная дворняга. Медведь - музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек. (Слайд 8)

Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.

Вопросы по теме беседы:

1.Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)

2.Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)

3.Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)

4.Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)

5.Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)

6.Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных - уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы - кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)

7. Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)

8. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов — красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)

9.Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.

Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

3. Рефлексия

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось наше путешествие к дымковским мастерам?

Дети:  Да!

Воспитатель:  А вы желаете попробовать слепить такие же игрушки?

Дети:  Мы хотим попробовать слепить такие же игрушки.

 

Воспитатель: На следующее занятие я принесу Вам солёное тесто и мы вместе слепим  дымковского «Коня». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...