Открытое занятие с применением технологии ситуация
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Матвеева Мария Анатольевна

Создание игровой атрибутики для игры-ходилки "Путишествие по Иркутску"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта педагогического мероприятия в старшей группе.

Провела

Матвеева М.А.

Дата

16.10.23

Тема ОС:

Воздушный транспорт из бросового материала.

Технология:

«Ситуация» Л.Г. Петерсон.

Культурная практика:

Изобразительная деятельность.

Культурно-смысловой контекст:

Создание игровой атрибутики для игры - ходилки  «Путешествие по Иркутску».

Цель:

Формирование умения самостоятельно создавать игрушки  в изобразительной  деятельности.

Задачи:

 -Выяснить способы соединения частей и целого;

- осваивать умение преобразования исходного материала;

-отрабатывать навыки мыслительных операций: анализа, сравнения и уподобления;

- закрепить навык использования мнемотаблицы в работе;

-поддерживать желание работать  вместе, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других;

-проявлять  аккуратность в работе.

Оборудование:

 Иллюстрация  с изображением Сибирячка,  схематичные изображения транспорта, магнитные плоскостные модели, стилизованные под геометрические фигуры;  пластилин, клей ПВА, крахмал, вода, емкости для клея, стеки для нанесения клея.

Футляры «киндер-сюрприза», пластиковые крышки от бутылок, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш  -  на каждого ребенка.

 Мнемотаблица «Будь внимателен!», магнитная доска.

Предварительная работа:

 Дидактическая игра «Танграм», «Палочки Кьюзинера»; дидактические упражнения «Геометрическая мозаика», «Превращения квадратов», «Превращения кругов». Проработка проекта «Моя малая Родина». Конструирование из конструктора «Лего», изготовление игры – ходилки «Путешествие на Байкал», рассматривание иллюстраций «Транспорт», чтение  и обсуждение произведения С. Михалкова «От кареты до ракеты», чтение журнала «Сибирячок».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Вот как пальчики шагают» И.Е. Авериной.

Этапы занятия:

Деятельность педагога. Приемы работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

 1. Введение в ситуацию:

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

Педагог:

-Ребята, к нам в гости  пришел Сибирячок. Его друзья просят показать им Иркутск с высоты птичьего полета.

 А у Сибирячка  самолетов нет. Ему нужна помощь.

 Хотите помочь? А сможете?

 Как  же помочь Сибирячку?

Помочь  можно двумя способами: или помочь Сибирячку и его друзьям придумать любое воздушное транспортное средство, или придумать свой  самолет.

Воспитатель предлагает детям выбрать  способ помощи Сибирячку и разделиться на подгруппы:

1. Первая подгруппа работает над созданием творческих моделей  любого воздушного транспорта, на котором можно облететь Иркутск.

2. Вторая подгруппа работает над созданием самолета из киндер-сюрпризов.

Коммуникативная

Формулируют  «детскую цель» и способы  решения проблемы.

Самостоятельно выбирают, что именно и с кем  будут делать.

2. Актуализация знаний и умений:

 Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей;

2) используя метод игрового моделирования закрепить умение ориентироваться в схематических изображениях;

3)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память.

Дидактическая игра «Узнай и покажи»

Педагог: - Отгадайте  загадки, найдите  изображения отгадок на карточках  и поместите их на магнитную доску.

Зачитывает загадки о транспорте и предлагает детям найти отгадку в изображении

Дидактическая игра: «Что изменилось?»

Педагог предлагает запомнить, в каком виде расположены модели воздушного транспорта. Затем предлагает отвернуться, меняет какой-либо элемент (меняет карточку    на другую с изображением  схематичной модели транспорта, в силуэте которой изменены геометрические фигуры).

Игровая

Дети отгадывают,  называют и подбирают изображения воздушного транспорта, размещают их на доске.

Дети отмечают изменения, объясняют, что изменилось и где.

3. Затруднение в ситуации:

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию  поиска материала для реализации творческого замысла;

2) формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель:

 -Выберите то, что, по вашему мнению,  пригодится в работе

Воспитатель рассматривает  принесенный материал:

 - Ребята, что вы подобрали? Как это можно использовать? Чем скрепить детали, чтобы это было прочно и надежно?  Пластилином? Давайте попробуем испытать этот материал на пригодность.

Опыт с пластилином.

Воспитатель предлагает ребятам взять по небольшому кусочку пластилина:

- Ребята, для того, чтобы у нас получилась наша поделка, материал крепления должен быть прочным и не зависеть от воздействия солнца и температуры воздуха. Давайте попробуем нагреть пластилин, как это можно сделать?

Вместе с детьми разминает пластилин, спрашивает, что изменилось, что произошло с пластилином.

Помогает сформулировать вывод о недостаточной прочности пластилина. Воспитатель:

- Ребята, выдержал ли пластилин проверку на прочность?  Почему вы так решили? Можем мы его использовать для прочного соединения деталей поделки.

Акцентный вопрос:

 Что еще можно использовать для крепления?

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская деятельность

Подбирают материал в уголке творчества и выкладывают собранный материал  на столе.

Дети  показывают материал,  объясняют свой выбор.

 

 Высказывают предположения по его использованию.

Разминают, отмечают изменение  состояния пластилина. В процессе совместного обсуждения приходят к выводу, что пластилин не подойдет для прочного скрепления.

Дети объясняют возникшее затруднение: нужен  более прочный материал для крепления частей.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с новыми способами соединения частей и целого;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепления способа получения информации «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

Воспитатель: Где мы это можем узнать?

Воспитатель проговаривает с детьми каждое предположение и выбирает вместе с ними оптимальный вариант:

-Ребята, я знаю и умею скреплять части и целое прочно. Я точно и умею и покажу вам.

Воспитатель показывает детям способ изготовления крепежного состава на основе клея ПВА, кукурузного крахмала и воды. Наносит клей на поверхность деталей, соединяет части с помощью нового состава.

Воспитатель  демонстрирует мнемотаблицу «Будь внимателен» и  напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности при работе с клеем и ножницами.

 Рассказывает о правилах безопасности при работе с клеем

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети называют варианты: спросить у того, кто знает, посмотреть в книге, в компьютере, придумать самому.

Дети знакомятся  с новым способом получения прочного крепежного состава.

5. Закрепление и включение в систему знаний

Дидактические задачи:

1) освоить новый способ крепления частей и целого;

2) закрепить навыки творческого преобразования бросового материала.

Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «вот как пальчики шагают»

Создание продукта.

Воспитатель предлагает приступить к изготовлению поделок по своему желанию.

Двигательная

Изобразительная деятельность.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети делают поделки по подгруппам.

6. Рефлексия познавательной деятельности

Дидактические задачи:

1)провести рефлексию деятельности на занятии;

2)создание ситуации успеха.

Смогли мы помочь  Сибирячку? Как мы помогли? Кто что сделал? Кто сделал  человечков? Что нам в этом помогло? Что вам больше понравилось? Что было трудным?

Для чего нам могут пригодиться наши поделки?

Коммуникативная

Дети делятся впечатлениями. Рассказывают о своем выборе.

Проговаривают  способ, который помог справиться с  проблемой.

Предлагают использовать поделки в игре – ходилке.

 Комментарии к сценарию: конспект занятия подготовлен для детей старшей по тематической неделе «Транспорт».  Занятие разработано в рамках технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон.

Литература:

1. От рождения и до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.

3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий.  Игры и упражнения по конструированию.3-е изд., перераб. и дополн. -М.: ТЦ Сфера, 2016.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. Занятия и игры по конструированию.- М.: ТЦ Сфера, 2019.

5. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.( с.60-61).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света

Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...

Конспект открытого занятия с применением технологии проблемного обучения Тема: «Барыня-тыква» Возрастная группа: средняя группа

Цель: создание условий для повышения интереса  детей к  здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезным овощем – тыквой....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии «Ситуация» в подготовительной группе.

Тема: «Исследуем бумагу на прочность»Задачи:Расширять представления детей о свойствах бумаги: гибкость, увеличение прочности, при изменении формы.Закрепить основные свойства бумаги.Уз...

Методическая разроботка занятия "открытия" нового знания в технологии "Ситуация"

Занятие с детьми дошкольного возраста организуется на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности, таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, тв...

Конспект занятия по развитию связной речи в группе детей 5-6 лет с ТНР с применением "технологии СИТУАЦИЯ" по теме "Зима".

Конспект может быть использован логопедами для работы с детьми с ТНР в старшей группе. Конспект разработан таким образом, чтобы  параллельно с традиционной структурой занятия специалисты могли...