Конспект совместной образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект совместной образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна.

Дата проведения: 20.11.2023 г.

Тема. Кокошник для мамы.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.

Цель: Формирование умения украшать предметы узорами при помощи бисера.

Задачи:

1. Обучающие.

- Учить создавать узор стекой, и индивидуальные композиции из бисера.

- Закрепить умение соотносить край силуэта и середину (центр), располагать узор по краю предмета и в центре, составлять композицию.

2. Развивающие.

- Развивать внимание (работа по плану), общую и тонкую моторику, творческое воображение, художественный вкус.

- Активизировать словарь по теме «Одежда. Головные уборы»: предметы русского народного костюма - кокошник, сарафан, рубаха.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к предметам народного искусства, приобщать детей к культурному наследию и традициям наших предков.

Словарная работа: кокошник, сарафан, рубаха.

Материалы и оборудование. Заготовка (кокошник). Несколько образцов кокошников с элементами узора. ТСО: презентация «Русские красавицы», мультимедийное оборудование, аудиозапись «Русская народная плясовая», переносная колонка.

Раздаточный материал. Бусины разного размера, разного цвета. Дощечки, стеки, салфетки.

Предварительная работа. Изготовление силуэтов кокошников: равномерное распределение пластилина по силуэту кокошника путем налепа.  Рассматривание иллюстраций женщин в русском народном костюме. Подбор иллюстративного материала по теме «Русский кокошник», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход СОД.

I этап. Организационный момент.

Звучит русская народная плясовая.

 Ребенок (Даша) в русском национальном костюме. Дети рассматривают наряд Даши.

-Во что одета Даша? (Сарафан, рубаха.)

-Сарафан, рубаха – это… (русский народный костюм).

-Что у Даши на голове? (Кокошник.)

Воспитатель: Кокошник – русский народный головной убор. На Руси женщинам и девушкам  нельзя было ходить без головного убора. Голову покрывали либо вышитым платком, либо другим головным убором. Кокошником на Руси назывался женский головной убор. Кокошники делали из недорогих подручных материалов – кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты.

-Как назывался женский головной убор на Руси? (Кокошник.)

-Кто его носил на Руси? (Девушки, женщины.)

Грамматическое упражнение «Из чего сделан? – Какой?»

-Кокошник из кожи, какой? (Кожаный.) Кокошник из шелка, какой? (Шёлковый.) Кокошник из шерсти, какой? (Шерстяной.)

-Украшали кокошники вышивкой, жемчугом, бисером, золотом и драгоценными камнями.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и нитью златой.

Выставка картин русских художников.

-Пройдемте к выставке картин.

-Многие художники изображали женщин в русском народном головном уборе – кокошнике.

-Картина Алексея Веницианова «Жница». На ней изображена девушка в кокошнике. Чем украшен кокошник? (Лентой.)

-Иван Аргунов написал портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Здесь кокошник обтянут парчой и вышит бисером.

-Портретист Константин Маковский тоже написал девушку в русском народном костюме. Обратите внимание на ее головной убор. Чем украшен кокошник? (Драгоценные камни, бусины, бисер.)

-Императрица Екатерина II тоже носила кокошник.

 

Презентация «Русские красавицы».

Воспитатель:

-Красив русский народный головной убор! В кокошнике наша Дарья выглядит настоящей русской красавицей. 

- В наше время кокошник так же является современным и модным головным убором. Его используют артисты во время выступления. Мы посмотрим презентацию о том, как украшают современные кокошники. Презентация называется «Русские красавицы».

Физминутка. Русская народная плясовая.

В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда вмиг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски!

Яркие насыщенные краски!

 

II этап. Основной.

Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с вами будем украшать кокошники. Это будет подарок мамам к празднику «День матери».

Воспитатель показывает заготовку кокошника:

-Ребята, помните, мы делали заготовки кокошников для наших мам? Они красивые? (Нет.)

-Как вы думаете, вашим мамам понравятся такие головные уборы?

-Хотите посмотреть, как я украшу свой кокошник? Присаживайтесь.

Дети садятся за столы.

Демонстрация всех этапов лепки.

-Сначала я нанесу узор стекой. В центре кокошника я нарисую круг. Что я нарисовала? (Круг.) Где расположен круг: по краю или в центре? (В центре.) Вверху по краю я нарисую полоску. Где полоска? (Вверху.) Так же я нарисую полоску внизу кокошника. Где полоска? (Внизу.)

-Теперь я украшу кокошник бусинами. Круг выложу из мелких бусин. Из круга можно сделать цветок. Я выложу лепестки цветка вот так. Верхнюю и нижнюю полоски я выложу крупными бусинами.

После показа выставляет все образцы на доску:

-Можно украсить кокошник вот так. Какие элементы узора используем? (Круг, полоска.) Обратите внимание на то, что полоски расположены вверху и внизу кокошника, а цветок – в центре.

-Можно украсить кокошник вот так. Сколько здесь цветов? (Два.) Обратите внимание на то, что рисунок д.б. симметричный. Если цветок слева, то и справа точно такой же цветок.

-Назовите элемент узора на этом кокошнике. (Завиток.)

 

Пальчиковая гимнастика. Русская народная потешка «У Аленки в гостях».

-Перед работой разомнем пальцы.

 

У Аленки в гостях                                                                                                (парные хлопки)

Два цыпленка в лаптях,  

Петушок в сапожках,                            (загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,                                                                                                  (парные хлопки)

В теплом полушубке.

 

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель раздает тарелочки с бусинами разного размера и разного цвета.

-Изготовляем кокошник по плану: сначала рисуем узор стекой. Потом выкладываем бусинами узор по центру. После украшаем бусинами верхний и нижний края кокошника. Не забывайте помыть руки и прибрать свое рабочее место после окончания лепки.

 

Индивидуальная работа и оказание помощи детям. По мере необходимости, воспитатель напоминает детям о навыках аккуратной лепки.

 

III этап. Заключительный (рефлексия).

Отметить разнообразие, красоту получившихся работ. Оформить выставку «Кокошник для мамы». Ребята, у нас получилось сделать подарок для мамы?

-Даша, у тебя получился кокошник? Дима, тебе было легко или трудно? Митя, твоей маме будет приятно получить такой подарок?

-Артем, как ты думаешь, мы можем организовать выставку подарков для мам?

Всех мам пригласим на нашу выставку «Кокошник для мамы»

-У каждого получился красивый, оригинальный кокошник. Вы молодцы! Настоящие мастера! Вот наша выставка «Кокошник для мамы». Сегодня вечером мы пригласим наших близких посетить выставку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.11.2023_permyakova_v.n._kokoshnik.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) – 5 детей.

ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна.

Дата проведения: 20.11.2023 г.

Тема. Кокошник для мамы.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.

Цель: Формирование умения украшать предметы узорами при помощи бисера.

Задачи:

1. Обучающие.

- Учить создавать узор стекой, и индивидуальные композиции из бисера.

- Закрепить умение соотносить край силуэта и середину (центр), располагать узор по краю предмета и в центре, составлять композицию.

2. Развивающие.

- Развивать внимание (работа по плану), общую и тонкую моторику, творческое воображение, художественный вкус.

- Активизировать словарь по теме «Одежда. Головные уборы»: предметы русского народного костюма - кокошник, сарафан, рубаха.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к предметам народного искусства, приобщать детей к культурному наследию и традициям наших предков.

Словарная работа: кокошник, сарафан, рубаха.

Материалы и оборудование. Заготовка (кокошник). Несколько образцов кокошников с элементами узора. ТСО: презентация «Русские красавицы», мультимедийное оборудование, аудиозапись «Русская народная плясовая», переносная колонка.

Раздаточный материал. Бусины разного размера, разного цвета. Дощечки, стеки, салфетки.

Предварительная работа. Изготовление силуэтов кокошников: равномерное распределение пластилина по силуэту кокошника путем налепа.  Рассматривание иллюстраций женщин в русском народном костюме. Подбор иллюстративного материала по теме «Русский кокошник», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход СОД.

I этап. Организационный момент.

Звучит русская народная плясовая.

 Ребенок (Даша) в русском национальном костюме. Дети рассматривают наряд Даши.

-Во что одета Даша? (Сарафан, рубаха.)

-Сарафан, рубаха – это… (русский народный костюм).

-Что у Даши на голове? (Кокошник.)

Воспитатель: Кокошник – русский народный головной убор. На Руси женщинам и девушкам  нельзя было ходить без головного убора. Голову покрывали либо вышитым платком, либо другим головным убором. Кокошником на Руси назывался женский головной убор. Кокошники делали из недорогих подручных материалов – кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты.

-Как назывался женский головной убор на Руси? (Кокошник.)

-Кто его носил на Руси? (Девушки, женщины.)

Грамматическое упражнение «Из чего сделан? – Какой?»

-Кокошник из кожи, какой? (Кожаный.) Кокошник из шелка, какой? (Шёлковый.) Кокошник из шерсти, какой? (Шерстяной.)

-Украшали кокошники вышивкой, жемчугом, бисером, золотом и драгоценными камнями.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и нитью златой.

Выставка картин русских художников.

-Пройдемте к выставке картин.

-Многие художники изображали женщин в русском народном головном уборе – кокошнике.

-Картина Алексея Веницианова «Жница». На ней изображена девушка в кокошнике. Чем украшен кокошник? (Лентой.)

-Иван Аргунов написал портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Здесь кокошник обтянут парчой и вышит бисером.

-Портретист Константин Маковский тоже написал девушку в русском народном костюме. Обратите внимание на ее головной убор. Чем украшен кокошник? (Драгоценные камни, бусины, бисер.)

-Императрица Екатерина II тоже носила кокошник.

Презентация «Русские красавицы».

Воспитатель:

-Красив русский народный головной убор! В кокошнике наша Дарья выглядит настоящей русской красавицей.  

- В наше время кокошник так же является современным и модным головным убором. Его используют артисты во время выступления. Мы посмотрим презентацию о том, как украшают современные кокошники. Презентация называется «Русские красавицы».

Физминутка. Русская народная плясовая.

В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда вмиг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски!

Яркие насыщенные краски!

II этап. Основной.

Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с вами будем украшать кокошники. Это будет подарок мамам к празднику «День матери».

Воспитатель показывает заготовку кокошника:

-Ребята, помните, мы делали заготовки кокошников для наших мам? Они красивые? (Нет.)

-Как вы думаете, вашим мамам понравятся такие головные уборы?

-Хотите посмотреть, как я украшу свой кокошник? Присаживайтесь.

Дети садятся за столы.

Демонстрация всех этапов лепки.

-Сначала я нанесу узор стекой. В центре кокошника я нарисую круг. Что я нарисовала? (Круг.) Где расположен круг: по краю или в центре? (В центре.) Вверху по краю я нарисую полоску. Где полоска? (Вверху.) Так же я нарисую полоску внизу кокошника. Где полоска? (Внизу.)

-Теперь я украшу кокошник бусинами. Круг выложу из мелких бусин. Из круга можно сделать цветок. Я выложу лепестки цветка вот так. Верхнюю и нижнюю полоски я выложу крупными бусинами.

После показа выставляет все образцы на доску:

-Можно украсить кокошник вот так. Какие элементы узора используем? (Круг, полоска.) Обратите внимание на то, что полоски расположены вверху и внизу кокошника, а цветок – в центре.

-Можно украсить кокошник вот так. Сколько здесь цветов? (Два.) Обратите внимание на то, что рисунок д.б. симметричный. Если цветок слева, то и справа точно такой же цветок.

-Назовите элемент узора на этом кокошнике. (Завиток.)

Пальчиковая гимнастика. Русская народная потешка «У Аленки в гостях».

-Перед работой разомнем пальцы.

У Аленки в гостях                                                                                                (парные хлопки)

Два цыпленка в лаптях,  

Петушок в сапожках,                            (загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,                                                                                                  (парные хлопки)

В теплом полушубке.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель раздает тарелочки с бусинами разного размера и разного цвета.

-Изготовляем кокошник по плану: сначала рисуем узор стекой. Потом выкладываем бусинами узор по центру. После украшаем бусинами верхний и нижний края кокошника. Не забывайте помыть руки и прибрать свое рабочее место после окончания лепки.

Индивидуальная работа и оказание помощи детям. По мере необходимости, воспитатель напоминает детям о навыках аккуратной лепки.

III этап. Заключительный (рефлексия).

Отметить разнообразие, красоту получившихся работ. Оформить выставку «Кокошник для мамы». Ребята, у нас получилось сделать подарок для мамы?

-Даша, у тебя получился кокошник? Дима, тебе было легко или трудно? Митя, твоей маме будет приятно получить такой подарок?

-Артем, как ты думаешь, мы можем организовать выставку подарков для мам?

Всех мам пригласим на нашу выставку «Кокошник для мамы»

-У каждого получился красивый, оригинальный кокошник. Вы молодцы! Настоящие мастера! Вот наша выставка «Кокошник для мамы». Сегодня вечером мы пригласим наших близких посетить выставку.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности  по лепке «Кокошник для мамы».

Цель. Формирование умения украшать предметы узорами при помощи подручного материала.

Задачи:

 1.Обучающие.

Учить создавать узор стекой, создавать индивидуальные композиции из бисера.

Закрепить умение соотносить край силуэта и середину (центр), располагать узор по краю предмета и в центре, составлять композицию.

2. Развивающие.

Развивать внимание (работа по плану), общую и тонкую моторику, творческое воображение, художественный вкус.

Активизировать словарь по теме «Одежда. Головные уборы»: предметы русского народного костюма кокошник, сарафан, рубаха.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к предметам народного искусства, приобщать детей к культурному наследию и традициям наших предков.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.

Средства реализации:  презентация ноутбук, проектор, магнитная доска, указка.

Демонстрационный материал. Заготовки образцы кокошников, подручный  материал.

Раздаточный материал. Заготовки кокошники, подручный материал, тряпочки, дощечки на каждого ребенка.

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

В настоящий момент нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в образовательном процессе. Поэтому в рамках тематической недели «Одежда, головные уборы», я выбрала тему занятия по лепке «Кокошник для мамы».

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР и длилось 30 минут.

Для создания интереса был использован сюрпризный момент, когда в группу входит девочка в русском народном костюме. Воспитатель обращает внимание детей на девочку и ее куклу. Детям было предложено рассмотреть и потрогать ее наряд. В ходе данных манипуляций, дети смогли назвать предметы русского народного костюма.Обучениедетей с ЗПР основывается на конкретных образах в силу их наглядно-действенного характера мышления. Поэтому в данном случае нами была использована натуральная наглядность (реальный предмет). Таким образом, при помощи натуральной наглядности, решалась задача по активизации словаря.

Далее, уже на занятии, от реального предмета мы перешли к изображениям – выставке картин русских художников. В ходе рассматривания картин, мы решали несколько задач, в том числе:

  1. Задачи патриотического воспитания.Развитие интереса к Родине на эмоционально-чувственном уровне.Приобщение детей к культурному наследию и традициям наших предков.
  2. Рассматривание кокошника и его элементов.
  3. Мотивация детей на занятие. Решая эту задачу, детям было предложено создать свою выставку и назвать ее «Кокошник для мамы». Пригласить на выставку своих родных.

Далее от изображений кокошника на Руси мы перешли к изображению современного кокошника в виде фотографий. Для этого детям была предложена презентация «Русские красавицы». Данная презентация решает несколько задач:

1) визуализировать образовательный процесс;

2) преодолеть у детей негативизма к занятиям;

3) познакомить с вариантами украшения кокошника;

4) приобщать детей к культурному наследию и традициям наших предков. Т.е. решались задачи патриотического воспитания.

С целью решения обучающих задач, проводилась демонстрация этапов лепки, и были предоставлены разные варианты украшения кокошников.

Необходимо отметить, что изготовление кокошника проходило в 2 этапа: 1)подготовка макета, 2)украшение. И чтобы каждый ребенок понял важность своей длительной и кропотливой работы была организована выставка «Кокошник для мамы», в которой поделка каждого ребенка заняла свое почетное место.

Задача по закреплению навыков аккуратной лепки решалась в течение всего занятия, я следила, чтобы дети не разбрасывать кусочки пластилина и подручного материал, не пачкали одежду, по окончании работытщательно мыли руки и прибирали свое рабочее место.

С целью развития общей и тонкой моторики и профилактики переутомления проводились аудиофизминутка и пальчиковая гимнастика. Оба здоровьесберегающих момента проводились в соответствие с традициями русского народного фольклора.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете. Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего занятия. С целью профилактики переутомления и удержания внимания детей, активно использовалась развивающая предметно-пространственная среда. Например, выставка картин русских художников была размещена в познавательной зоне, для выставки детских работ задействована зона изодеятельности, непосредственно лепка проводилась за столами в учебной зоне, а физминутка – в центре группы, на ковре.

Методы и примы подобраны в соответствие с обучающими, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

На протяжениивсейдеятельностиподдерживался познавательный интерес с использованием сюрпризного момента, игр.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность.

Редактирование НОД по ходу деятельности (для чего???)

При подведении итогов, я задавала вопросы, стимулирующие осмысление детьми их деятельности (У тебя получилось? Тебе было трудно?) и вопросы, стимулирующие целеполагание (Можем ли мы организовать выставку? Расскажешь ли маме о выставке?).

Так же я поддерживала ситуацию успеха для каждого ребенка, хвалила, поддерживала.

Выводы. Считаю, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Приключения Бабы Яги»

Конспект интегрированного занятия тифлопедагога и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей  с нарушением зрения...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр

Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками   подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...

Конспект совместной образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) "Кокошник для мамы"

Конспект совместной образовательной деятельностиВозрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР) – 5 детей.ФИО воспитателя: Пермякова Вера Н...