Технология продуктивного чтения - слушания Чиндиловой О.В. Бунеевой Е.В
план-конспект занятия

Литвиненко Ольга Владимировна

Чтение дошкольников - не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания

«Читать – это ещё ничего не значит;  что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».

                                                      К. Д. Ушинский

«Технике восприятия необходимо учить», – писал основатель отечественной теории речевой деятельности A. A. Леонтьев.

Технология продуктивного чтения-слушания

-это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Практика проведения занятий с использованием технологии показала эффективность ее применения: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умения извлекать определенную информацию из части текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Составила: Литвиненко Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада «Улыбка», МО «Заларинский район»

Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы)

«Нас в любое время года учим мудрая природа»

р.п. Залари

2019 г

Ф.И.О. автора

Литвиненко Ольга Владимировна, МБДОУ детский сад «Улыбка» п.Залари

Используемая технология

Технология продуктивного чтения-слушания

Возраст детей

5-6 лет

Тема НОД

«Нас в любое время года учит мудрая природа»

Автор и название произведения

Познавательная экологическая сказка «Польза одуванчика»

Цели воспитателя

Организовать деятельность детей по восприятию художественной литературы, направленную на знакомство с познавательной  экологической сказкой «Польза одуванчика»;     способствовать формированию  навыка  эмоционально воспринимать сказку, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки,  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Актуальность темы

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Актуальность используемой технологии

Чтение дошкольников - не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания

«Читать – это ещё ничего не значит;  что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».

                                                          К. Д. Ушинский

«Технике восприятия необходимо учить», – писал основатель отечественной теории речевой деятельности A. A. Леонтьев.

Технология продуктивного чтения-слушания

-это природосообразная образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Практика проведения занятий с использованием технологии показала эффективность ее применения: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умения извлекать определенную информацию из части текста.

Интегративность

Используемая технология позволяет успешно интегрировать занятия из различных образовательных областей

Целостность

Все этапы занятия логичны и направлены на достижение планируемых результатов

Индивидуальный подход

На рефлексивном, перспективном этапах созданы условия для обращения детей к личному опыту

Предварительная вычитка текста воспитателем

Фактуальная:

На полянке вырос одуванчик. Ветерок был уверен, что он бесполезное растение. Потом появились другие одуванчики. Сначала они были зелеными, потом стали желтыми. На полянку прилетели насекомые. Потом пришла бабушка, следом прибежали дети. Затем одуванчики стали белыми. После всего ветерок понял, что одуванчик-полезное растение и он имеет к этому отношение. И после всего он улетел на другую полянку.

Подтекстовая:

Значимо в природе все: любое растение, насекомое, природное явление. Казалось бы, ничем не примечательный одуванчик, а сколько пользы приносит людям и природе.

Концептуальная:

В природе все взаимосвязано.

Предварительная работа

Наблюдение на прогулке за одуванчиком,  просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щеки?»; знакомство и разучивание стихов об одуванчике: Е. Серова «Одуванчик»,

З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько «Одуванчики», Т. Собакина «Если я сорву цветок», отгадывание загадок

Оборудование:

Деревянная рамка - ширма, иллюстрации к бумажному театру «Камишибай»  по сказке «Польза одуванчика», маски-ободки: одуванчик, ветерок, мальчик, девочка, бабушка, пчела, солнышко; текст сказки с  остановками-вопросами; текст сказки (смена иллюстраций); книга с текстом для воспитателя; мп3 «Шум ветра», «Голоса

Актуальность использования бумажного театра «Камишибай»

Бумажный театр «Камишибай»

(деревянная рамка-ширма)- эффективный способ для восприятия и осознания содержания прочитанного; это яркое, образное повествование рассказчика с опорой на иллюстрации, живой, активный диалог со зрителем; условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос при помощи театра «Камишибай» и иллюстраций к сказке

Художественная задача текста

Помочь увидеть причинно-следственные связи между объектами живой природы; почувствовать красоту природы  в разных ее формах и проявлениях; помочь детям ощутить себя единым целым с природой.

Предполагаемая цель ребенка

Узнать, какую пользу приносит одуванчик

Места остановок

На отдельном листе с напечатанным текстом

Этапы деятельности

Задачи

Действия воспитателя

Действия детей

1.Мотивационый этап

(До чтения)

- Создать условия для возникновения внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности

(Воспитатель держит в руках зеркальце и направляет его в сторону детей, где они могут обратить на него внимание)

- Какие вы внимательные, что заметили что-то необычное в нашей группе!

- Ребята, что это такое? Что такое «солнечный зайчик»?

Как он мог появиться у нас в группе?

«Солнце утром рано встало,

Всех  ребяток приласкало.

Дружно к солнышку тянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Солнца лучика поймайте,

Всем вокруг скорей раздайте.»

(Солнечный зайчик «спускается» к детям на пол, затем воспитатель «переводит» солнечного зайчика с пола на стену, следом дети замечают его на стуле, под столом, на столе, где он останавливается возле  театра  «Камишибай» с бумажной познавательной экологической сказкой «Польза одуванчика».

-Посмотрите, солнечный зайчик указывает на знакомый нам театр. Как вы думаете, что он нам хочет этим сказать?

(Свободно перемещаются по группе: самостоятельная деятельность)

1.Вариант: обращают внимание на солнечного зайчика.

2. Вариант: никто не обращает внимания на солнечного зайчика.

Включаются в диалог, выдвигают свои предположения; эмоционально откликаются

Участвуют в динамической паузе скоординировано двигаются, повторяют за воспитателем

2.Ориентировочный

этап

(До чтения)

- Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос при помощи театра «Камишибай» и иллюстраций к сказке; 

(Воспитатель сидит за столом,  по  правую сторону, на уровне глаз детей,  от небольшого деревянного  ящичка с открывающимися дверками.  С  двух боковых сторон театр не имеет стенок, в эти отверстия, между двух стенок, и вставляются иллюстрации. Иллюстрации вставляются в определенном порядке (пронумерованные), в соответствии с текстом, и при открывании дверок театра, они становятся доступны для просмотра зрителю. По мере прочитывания, впереди стоящая иллюстрация убирается, тем самым открывая, следующую за ней.  Конструкция театра организует пространство чтения таким образом, что лишние детали не отвлекают ребенка – читателя, и все его внимание устремлено на картинку и восприятие текста.)

-Правильно. Он предлагает нам прочитать сказку. А какую сказку мы узнаем, когда откроем дверцы

(Открывает дверцы театра со словами) C:\Users\User\Desktop\сказка аттестация\деревянная рамка-ширма.png

« Солнце по небу гуляет. Много видит, много знает, лучиками своими играет

Солнечного зайчика к нам направляет.

Солнечный зайчик скорей

Открывай нам в сказку дверь»

(открывает дверцы театра)

-Сказка, которая называется «Польза одуванчика». Как вы думаете, о чем эта сказка? Как нам это проверить? (Прочитать)

Дети сидят на зеленых ковриках полукругом.

Высказываются, отвечают на вопросы

3.Исполнительский этап

 (Во время чтения)

3.1. Чтение-слушание

- Способствовать развитию умений внимательно слушать, воспринимать и осознавать прочитанную сказку, сопереживать героям, оценивать их поступки; устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Создать условия для восприятия читаемого текста при помощи театра «Камишибай» (ярче представить героев, активнее следить за развитием сюжета, более осознанно слушать сказку)

ВОСПИТАТЕЛЬ

НЕ ЧИТАЕТ, А РАССКАЗЫВАЕТ!!!

(Мп 3 звуки луга)- усилить восприятие читаемого текста)

Слушают, комментируют вопросы воспитателя, проявляют эмоции, отвечают на вопросы, высказываются

Физкультминутка

Создать условия для двигательной активности детей

-Теперь предлагаю немного поиграть.

Одуванчик золотой.

(соединить руки над головой, изображая бутон)

Был красивый, молодой,

(наклоны вправо-влево)
Не боялся никого,

( правая рука на пояс, указательным пальцем руки погрозить)
Даже ветра самого!

(руки вверх, изображаем, как дует ветер - покачиваем руками из стороны в сторону)
Одуванчик золотой.

(соединить руки над головой, изображая бутон)

Постарел и стал седой,

(опустить руки вдоль туловища)
А как только поседел,

( покачать головой)
Вместе с ветром улетел.

(Покружиться на месте)

Участвуют в физкультминутке, скоординировано двигаются

3.2. Обобщающая беседа  

(После чтения)

Создать условия для понимания того, что в природе все взаимосвязано

Беседа по сказке

- Правильно ли мы догадались, о чем сказка?

- Назовите главных героев сказки?

- Опишите одуванчика, какой он?

-Опишите ветерка, какой он?

- Чем ветерок обидел одуванчика?

-  Во что не верил ветерок?

- В чем польза одуванчика?

- С чем сравниваются семена одуванчика?

- Кто помог ему в это поверить?

- Какое  отношение ветерок имеет к одуванчику?

- Что могло бы произойти, если бы одуванчики не выросли?

 - Что могло бы произойти, если бы ветерка не было в природе?

Отвечают на вопросы, высказываются

3.3 Выражение своего

отношения

 к содержанию текста

(После чтения)

Создать условия для развития творческой активности, умения выражать свое отношение к героям; условия для формирования самостоятельности

(На 1 столе расположены маски - ободки героев сказки: одуванчик, ветерок, бабушка, ребенок, пчела. На 2 столе расположены иллюстрации к сказке. На 3 столе рамка-ширма театра.)

 Воспитатель предлагает детям  задание:

- По желанию, самостоятельно выберите маску-ободок того героя, кто вам больше всего понравился. Вспомните сюжет из сказки, который вы хотели бы нам показать. Найдите к нему иллюстрацию, и при помощи нашего театра перескажите этот сюжет, от лица героя. Например «Я-Одуванчик рос на полянке…», «Я- ветерок , однажды пролетая над полянкой…», «Я-  Пчела увидела красивый цветок….» и т.д.

Выполняют и представляют творческое задание

4. Рефлексивный этап

- Создать условия для обращения детей к личному опыту

(индивидуальный подход)

Перед тем, как прочитать сказку мы предположили, что сказка будет про одуванчик?

    Мы правильно догадались?

Что вам особенно запомнилось?

          Вы любите наблюдать за природой?

    Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений?

   А теперь будете наблюдать?

Проявляют свои эмоции по отношению к своим действиям

5. Перспективный этап

- Создать условия для применения полученных знаний на практике

Нас в любое время года учит мудрая природа!

    Вы хотите (желаете) учиться у природы?

    А что для этого нужно делать?

   Для этого нужно ходить в лес, к реке, на полянку возле леса? (на природу)

    Захотелось ли вам еще почитать другие (познавательные) сказки про природу?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого просто нужно стать добрее и улыбнуться друг другу.

А теперь мы улыбнемся

Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье.

Пусть всем будет  хорошо, будет  радостно, светло.

Раз, два четыре, пять- встретимся со сказкой опять.

Предполагают где можно использовать новые умения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект НОД с использованием технологии «продуктивного чтения-слушания»

Ознакомление с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства» с использованием технологии "продуктивного чтения-слушания....

Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»

Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...