Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
рабочая программа (старшая группа)

Ксения Михайловна Брильянт

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iyul_2025_ns.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЕ

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического

развития детей. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента.

Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предше-

ствующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой

времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался ве-

ками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христиан-

ство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Бытующее

в народе языческие обычаи (закликания птиц, обращения к силам природы) широко ис-

пользовались православными народными праздниками. Родная культура должна найти

дорогу к сердцу, к душе ребенка. Можно с полным основанием утверждать, что приоб-

щение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства.

Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое

фольклорное произведение, ведь в поговорках, в закличках, потешках часто употребля-

ются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже пояснения и коммента-

рии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специ-

альные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды,

с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может

сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций,

образцов народных промыслов, национальной одежды. От возраста к возрасту усложня-

ются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых

образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочета-

нии со словом. Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении

дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора, сказки, песни,

народные танцы, игры, ознакомление с росписью, детский фольклорный театр – все эти

виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историче-

ским прошлым русского народа. Организация таких занятий предполагает познаватель-

ную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или

иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываются соответ-

ствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Особое внимание уделяется

расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие пред-

меты имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин; полка-разинька, полати, ска-

мейка, табурет и пр). В нашем детском саду создан этнографический уголок народного

быта. Первые посещения уголка детьми младшего дошкольного возраста посвящаются

знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами дей-

ствий с ними. Причем если в младших группах даются только названия старинных пред-

метов и демонстрируется их функциональное использование, то в старших подчеркива-

ется историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина - ке-

росиновая лампа – электрическая лампа; валёк – чугунный утюг на углях – электриче-

ский утюг и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов

от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – све-

чами и т.п.), а также их место проживания (в лесистой местности, в основном, использо-

валась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной, - глиняная). Большое место в при-

общении детей к народной культуре занимают народные традиции и праздники. Детям

доставляют огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка

к ним. И тут попутно, без всякого напряжения решаются педагогические задачи: до-

школьники знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костю-

мами, устным народным творчеством. Кроме того, на «посиделках» и других праздниках

в разных формах и всевозможными способами осуществляется своего рода социализа-

ция детей, им сообщаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать

во взрослой жизни. Важно знакомить педагогов и детей с традициями русских праздни-

ков. Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно

общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций.

В реальных народных праздниках, обрядах, играх не бывает просто зрителей. Разнооб-

разие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонно-

стями и способностями: кто-то лучший плясун и первым выходит в пляске, кто-то знает

много частушек и с удовольствием их исполняет. А если у детей нет ярко выраженных

музыкальных или актерских способностей, он все равно активный участник праздника:

поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выра-

жает индивидуальность благодаря импровизационному характеру народных праздников

и обрядов. Приобщение детей к народной культуре направлено на активное приобрете-

ние детьми культурного богатства русского народа. Оно основано на формировании эмо-

ционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе

благодаря созданию особой среды, позволяющий как бы непосредственно с ним сопри-

коснуться. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных

праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддер-

живают интерес к его истории и культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....

Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...