Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
рабочая программа (старшая группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЕ
Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического
развития детей. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента.
Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предше-
ствующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой
времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался ве-
ками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христиан-
ство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Бытующее
в народе языческие обычаи (закликания птиц, обращения к силам природы) широко ис-
пользовались православными народными праздниками. Родная культура должна найти
дорогу к сердцу, к душе ребенка. Можно с полным основанием утверждать, что приоб-
щение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства.
Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое
фольклорное произведение, ведь в поговорках, в закличках, потешках часто употребля-
ются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже пояснения и коммента-
рии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специ-
альные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды,
с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может
сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций,
образцов народных промыслов, национальной одежды. От возраста к возрасту усложня-
ются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых
образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочета-
нии со словом. Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении
дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора, сказки, песни,
народные танцы, игры, ознакомление с росписью, детский фольклорный театр – все эти
виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историче-
ским прошлым русского народа. Организация таких занятий предполагает познаватель-
ную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или
иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываются соответ-
ствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Особое внимание уделяется
расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие пред-
меты имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин; полка-разинька, полати, ска-
мейка, табурет и пр). В нашем детском саду создан этнографический уголок народного
быта. Первые посещения уголка детьми младшего дошкольного возраста посвящаются
знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами дей-
ствий с ними. Причем если в младших группах даются только названия старинных пред-
метов и демонстрируется их функциональное использование, то в старших подчеркива-
ется историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина - ке-
росиновая лампа – электрическая лампа; валёк – чугунный утюг на углях – электриче-
ский утюг и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов
от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – све-
чами и т.п.), а также их место проживания (в лесистой местности, в основном, использо-
валась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной, - глиняная). Большое место в при-
общении детей к народной культуре занимают народные традиции и праздники. Детям
доставляют огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка
к ним. И тут попутно, без всякого напряжения решаются педагогические задачи: до-
школьники знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костю-
мами, устным народным творчеством. Кроме того, на «посиделках» и других праздниках
в разных формах и всевозможными способами осуществляется своего рода социализа-
ция детей, им сообщаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать
во взрослой жизни. Важно знакомить педагогов и детей с традициями русских праздни-
ков. Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно
общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций.
В реальных народных праздниках, обрядах, играх не бывает просто зрителей. Разнооб-
разие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонно-
стями и способностями: кто-то лучший плясун и первым выходит в пляске, кто-то знает
много частушек и с удовольствием их исполняет. А если у детей нет ярко выраженных
музыкальных или актерских способностей, он все равно активный участник праздника:
поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выра-
жает индивидуальность благодаря импровизационному характеру народных праздников
и обрядов. Приобщение детей к народной культуре направлено на активное приобрете-
ние детьми культурного богатства русского народа. Оно основано на формировании эмо-
ционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе
благодаря созданию особой среды, позволяющий как бы непосредственно с ним сопри-
коснуться. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных
праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддер-
живают интерес к его истории и культуре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

«Воспитание духовности посредством приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Презентация...

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя...

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа»....
Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....
Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...
