Мастер-класс. Игровая оздоровительная гимнастика.
методическая разработка по физкультуре по теме

Чухловина Мария Викторовна

Оздоровление подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования, именно поэтому наш детский дом занимается решением этой проблемы. Предлагаю вашему вниманию работу по проекту "Остров здоровья". Вы можете ознакомится с конспектом мастер-класса игровой оздоровительной гимнастики для детей дошкольного возраста . Этот мастер-класс был проведен мною на одном из этапов городского конкурса "Педагог года". ( созданная презентация к масстер-классу превышает максимальный размер файла 3 МБ, поэтому не была загружена ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_master-klassu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом  г. Глазова »

Мастер - класс

Комплексы

игровой оздоровительной гимнастики

                                      Воспитатель: Чухловина Мария Викторовна

Глазов.  2012

Добрый день, дорогие коллеги, уважаемое жюри!

Прошу обратить ваше внимание на диаграмму: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу.

*(включить проектор – диаграмма)

Именно поэтому - оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования, именно поэтому наш детский дом занимается решением этой проблемы, поэтому я предлагаю вашему вниманию систему оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

В структуре патологической пораженности детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (плоскостопие, нарушение осанки); нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания, аномалии в развитии зрения. Основными причинами роста заболеваемости принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения, несбалансированность питания, малоподвижный образ жизни.

В связи с этим применяются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям когда-то хорошо известные, но теперь   подзабытые методы, формы  и средства оздоровления.

Для решения задачи валеологического воспитания в нашем детском доме разработан проект «Остров здоровья». В основе его лежат  исследования и труды известных педагогов, психологов: Галанова А.С., Давыдова В.Ю., Егорова Б.Б., Кудрвцева В.Т., Лазарева М.Л., Утробиной К.К.  Также используются авторские методики игрового массажа детей А. Уманской и К. Динейки; дыхательная гимнастика А. Стрельниковой; лечебные игры А. Галанова; психогимнастика М.Чистяковой

*(включить проектор с изображением модели физкультурно-оздоровительной работы)

Представляю вашему вниманию модель физкультурно-оздоровительной работы в детском доме по проекту «Остров здоровья».

ЗАДАЧИ:

-   Сохранение и укрепление здоровья детей.

Профилактика и коррекция плоскостопия, нарушения осанки.

Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Обеспечение психологического комфорта.

      Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

утренняя гимнастика;

физкультурные занятия;

физкультурные досуги;

физкультминутки, физкультпаузы;

подвижные игры;

пальчиковая гимнастика;

игры на свежем воздухе;

спортивные праздники и развлечения.

Оздоровительно-профилактические мероприятия:

дыхательная гимнастика;

лечебно-корригирующая гимнастика;

закаливание;

лечебный массаж

Сейчас я хочу вас познакомить с одной из форм оздоровительной работы – гимнастикой после сна.

*(Включаем проектор со схемой)

Игровая оздоровительная гимнастика после сна

Гимнастика пробуждения.

Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Дыхательная гимнастика.

Очень важно, чтобы каждое утро у нас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения.

Пробуждение происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию, она пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает, вялость, сонливость.

*(Слайд – шоу. На каждом этапе показываем фотографии)

I. Давайте  вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали  приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.

Итак, вы проснулись, улыбнулись, сделали глубокий вдох, выдох.

Пошевелите пальцами рук и ног, сожмите пальцы в кулак.

Разотрите ладоши до появления тепла.

«Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

Круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот.

Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

Прогнитесь.

Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладоши вверх.

Молодцы! Спасибо!  Мы с вами проснулись и снова готовы продолжить работу.

Гимнастика в постели также может включать такие элементы, как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы самомассажа.  

Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления.

Длительность гимнастики пробуждения – около 2-3 минут.

II. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. В детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем это может причинять много неприятностей и привести к искривлению позвоночника и снижению остроты зрения.

*(Слайд – шоу)

Детям предлагается:

Ходьба на носочках («лисичка»).

Ходьба на внешней стороне стопы («медведь»).

Ходьба с высоким подниманием колена («лось»).

Ходьба в полном приседе («ежик»).

Ходьба по корригирующим дорожкам (Вот шагаем по дорожке – укрепляем наши ножки)

Ходьба по корригирующим дорожкам способствует развитию координации движений, чувства равновесия. Различный материал, из которого изготовляются дорожки, воздействуют на стопу ребенка, массажируют ее.

 Хочу познакомить вас с различными видами корригирующих дорожек:

ребристая

пуговицы

вязанная

следы

крышечки

   Также на этом этапе проводим массаж ног, который дети делают сами под руководством воспитателя.

Цель массажа – воздействие на биологически активные точки, расположенные на подошвах ног.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, поэтому и массаж мы проводим в виде игры. В своей работе я использую элементы игрового массажа А.Уманской и К.Динейки. Комплексы лучше сопровождать стихами. Вот один из примеров:

*(показ слайд – шоу)

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем рядом, отдохнем

И массаж подошв начнем.

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Расстерай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно,

Это всем давно понятно.

 

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй.

Ну, активнее давай!

Вот работа так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай,

Да за нею поспевай!

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра!

Также для профилактики плоскостопия можно использовать мячи – массажеры и ванночки с различным наполнителем (песком, крупой, мелкими шариками)

2) Следующим этапом гимнастики после сна является выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки. Это  не только задача физического воспитания, но важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.

Уважаемые коллеги, Вы все проводите на уроках физкультминутки: для снятия усталости, перехода к другому виду деятельности и так далее.

 Предлагаю провести физкультминутку. Попрошу вас поучаствовать в этом:

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь.

Наклоняюсь, выпрямляюсь, поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Спасибо!

Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, флажки, обручи, гантели и другое нестандартное оборудование.

111. Заключительным этапом оздоровительной гимнастики после сна является выполнение комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную А.Н.Стрельниковой:    

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

улучшает дренажную функцию легких;

способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани;

 положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и снова прошу вас помочь мне.

Упражнение «Ладошки»

И.П. - встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить.

Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять вдохнули носом, звучно, на всю комнату и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует расстопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия.

Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный воздух».

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких вдоха-выдоха.

2. Переходим ко второму упражнению «Погончики»

И.П. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

 В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. При этом во время толчка руки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в И.П.: кисти руке снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в И.П. - выдох уходит самостоятельно через рот., рот широко не открывается, воздух выходит абсолютно пассивно.

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки, затем пауза 3-5 секунд и снова  8 вдохов-движений. Это упражнение можно делать сидя или даже лежа. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

3. Упражнение «Насос»

И.П.- встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая, голова опущена (смотрит вниз в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Кисти рук во время наклона должны опускаться только до колен, не ниже.

Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через рот.

 Сделайте подряд 8 наклонов-вдохов. После чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова  8 наклонов-вдохов.

Норма: 12 раз по 8 вдохов.

Спасибо. Эти упражнения полезны не только для детей младшего возраста, но и для старших. Рекомендую использовать их.

Еще раз хочу  отметить, что все оздоровительные мероприятия. В том числе и гимнастику после сна, я провожу в игровой форме. Это позволяет создать  положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, я одновременно  решаю несколько задач: оздоравливаю детей, развиваю у них двигательное воображение, формирую осмысленную моторику. И все это доставляет им огромное удовольствие и радость.

Но главная цель моей работы, моя цель-мечта, Чтобы диаграмма, которую вы видели в начале выступления *(показ) выглядела следующим образом *(показ)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "КОМПЛЕКСЫ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА"

Коррекционная гимнастика после сна - это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения...

Методическая разработка мастер-класса на тему "Дыхательная гимнастика в игровой форме"

Вашему вниманию предлагается ряд игр на развитие длительного выдоха и тренировки носового дыхания....

Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений....

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для педагогов "Пальчиковая гимнастика ,как игровая форма организации образовательного процесса"....

Мастер – класс для родителей «Оздоровительный комплекс физических упражнений с использованием элементов пилатеса и мимической гимнастики»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ....

Мастер-класс на тему: «Оздоровительная гимнастика в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов. Кратко - о структуре и вариантах проведения утренней гимнастики. Предложен комплекс в стихотворной форме для младшего возраста и комплекс с гимнастической палкой для ...