Статья из опыта работы по теме "Особенности коррекционно-реабилитационной помощи детям-инвалидам по зрению в условиях ДОУ компенсирующего вида"
статья (физкультура) на тему

Елена Александровна Конюшенко

Статья из опыта работы воспитателя по ФИЗО по  использованию игровых технологий здоровьесберегающей направленности в процессе физкультурных занятий со слепым ребенком-дошкольником

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекционно-реабилитационной помощи детям-инвалидам

по зрению в условиях ДОУ компенсирующего вида

статья из опыта работы

Е.А. Конюшенко,

воспитатель по физической культуре

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»

Краткая информационная справка

Никита посещал наш детский сад с ноября 2008 по май 2011 года, с 10.00 до 13.00 ежедневно. С ним индивидуально занимались тифлопедагог, педагог-психолог, воспитатель по изодеятельности и воспитатель по физической культуре.

При первичном обследовании специалистами состояния физического развития мальчика было выявлено:

  1. наличие «блиндесменов» - бесцельных стереотипных, навязчивых движений, мешающих процессу обучения (подскоки на пружинистых ногах, ритмичные покачивания туловищем);
  2. невладение техникой ходьбы (шаркание ногами, «гусиная походка»);
  3. неуверенность перед самостоятельным передвижением в большом пространстве, но при этом присутствие достаточно активного стремления к новым знаниям, умениям, навыкам.

Также отмечалось наличие негативных поведенческих проявлений в общении с детьми и взрослыми, вербализм знаний.

Интеграция Никиты в среду зрячих (дошкольников с амблиопией и косоглазием) осуществлялась посредством посещения им совместных музыкальных занятий (где он учился петь, танцевать и играть в оркестре), занятий по развитию коммуникативной деятельности, прогулок, а также посредством участия в совместных детских играх, праздниках, развлечениях. Следует отметить высокую нравственную ценность совместной деятельности не только для Никиты, но и для его сверстников. Дети учились принимать Никиту таким, какой он есть, проявлять заботу о нем, сопереживать, помогать.

Индивидуальная программа по физическому воспитанию и развитию для Никиты составлена на основе «Коррекционной программы по физическому воспитанию для слепых дошкольников» (автор-составитель М.А. Денисова, С.-Петербург, 1995 г.). Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское и психолого-педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.

Актуальность представленной методики.

Проблема оказания коррекционно-реабилитационной помощи  детям-инвалидам, как со стороны родителей, так и со стороны образовательных учреждений является сегодня одной из актуальных. Слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности.

Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие, у них осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Все это обуславливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития, а также поиска и разработки специальных компенсаторных приемов и технологий физического воспитания.

На наш взгляд, использование игровых технологий здоровьесберегающей и развивающей направленности является наиболее действенным средством коррекции физического развития и физической подготовленности, а также совершенствования функционального состояния организма слепого ребенка-дошкольника.

Достигнутые результаты.

Посещая физкультурные занятия с использованием игровых технологий развивающей и здоровьесберегающей направленности в течение двух учебных лет (за период с ноября 2008 г. по май 2010 г.), Никита научился:

  1. ориентироваться по «схеме» тела;
  2. ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, за звуковым сигналом;
  3. ползать на четвереньках, по скамейке на животе, подтягиваясь руками;
  4. лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;
  5. энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах;
  6. катать мяч в заданном направлении, ориентируясь на звуковой сигнал;
  7. бросать мяч вниз о пол и вверх, ловить его двумя руками;
  8. принимать правильное исходное положение при метании;
  9. метать мяч, матбол правой и левой рукой из-за головы на звуковой сигнал;
  10. сохранять равновесие на ограниченной площади опоры.

Также  отмечается:

  1. расширение представлений о предметах, объектах, наполняющих ближайшее пространство ( помещения д/сада, участка, прилегающей территории детского сада);
  2. повышение уровня сформированности коммуникативных навыков (Никита стал более вежлив, тактичен в общении со сверстниками и взрослыми, расширились его познавательные возможности);
  3. развитие компенсаторных способов ориентировки.        

Игровое индивидуальное занятие развивающей направленности

с тотально слепым (слепорожденным) ребенком Никитой Ш., 5 лет

 «Как богатырь Никита Русь спасал»

(методика и развернутый сценарий)

Цель представленной методики: обеспечение всестороннего и полноценного развития слепого ребенка, охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса и положительного отношения к своему здоровью, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Повышение физиологической активности органов и систем детского организма, освоение основных двигательных навыков и умений, предусмотренных программой возраста.

2. Своевременная профилактика и предупреждение развития вторичных отклонений у слепых и слабовидящих детей.

3. Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление мышечно-связочного аппарата.

4. Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки (ориентировка в спортзале, пользование спортивным инвентарем пособиями с использованием сохранных анализаторов).

5. Формирование готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства, повышение мобильности как средства интеграции в общество зрячих.

6. Формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Инновационность методики.

Известно, что слепой ребенок любит играть в те же игры, что и зрячий, только в отличие от зрячего слепому необходимо создать специальные условия, чтобы он, опираясь на сохранные анализаторы, мог бы научиться игровым действиям.

Инновационность применения игровых технологий здоровьесберегающей и развивающей направленности на занятиях физической культурой со слепыми и слабовидящими в нашем детском саду заключается в создании условий, включающих:

  1. специально созданные ситуации (игровые, проблемные, поисковые, сюжетные), соревновательные элементы, игровые правила;
  2.  разнообразные атрибуты и оборудование (в том числе нестандартное спортивное оборудование, которое представлено в Приложении-презентации).

Это способствует не только физическому развитию,  воспитанию интереса к различным доступным ребенку с ограниченными возможностями здоровья видам деятельности, но и формированию положительных эмоциональных реакций, воспитанию нравственных и личностных качеств ребенка.

Основные идеи, подходы, принципы.

Основные идеи, целевые установки: стимулировать у ребенка желание жить, быть здоровым, заниматься спортом; учить его ощущать радость от каждого прожитого дня; вызывать у него позитивную самооценку.

Основные подходы:

Данная методика реализуется только на основе личностно-ориентированного подхода и  предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта физического воспитания и здоровьесбережения. Отличительные особенности реализации методики: отсутствие назидательности и авторитарности, индивидуальный подход к обучению, наличие мотивации на здоровый образ жизни педагога и воспитанника, интерес к спорту, познанию, желание заниматься, наличие гигиенического контроля.

Реализуемая методика строится на основных общепедагогических, коррекционно-педагогических принципах, а также на принципах здоровьесберегающих технологий.

Необходимое оборудование и средства обучения.

Физкультурный зал, музыкальный центр, спортивное оборудование: гимнастическая стенка, скамейки, доски, «полоса препятствий», сухой бассейн, матболы (набивные мячи), баскетбольные мячи, свисток.  

Дополнительное оборудование:  «мягкая» стенка для коррекционных упражнений и ориентировки в пространстве, напольные ориентиры, массажные дорожки для профилактики плоскостопия, сундук,  ключ, вожжи, корзина с крупным конструктором.  

Краткий ход занятия

(сюжет занятия составлен по мотивам русских сказок и былин)

I. Вводная часть.

1). Введение в тему занятия, распределение ролей.

Никита берет на себя роль богатыря, воспитатель – роль коня и помощника. Воспитатель надевает вожжи, ребенок, держась за вожжи, по периметру зала бежит за воспитателем, темп бега меняется 2-3 раза, затем переход на ходьбу.

Воспитатель:        Долго мы с тобой скакали, оба устали.

Чтобы силы подкопить, с зарядкой мы должны дружить!

2). Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений в паре:

1 упражнение  «Солнышко».

Исходное положение: стоя лицом друг к другу, руки в замке внизу.

1 – руки через стороны вверх, 2 – исходное положение (5-6 раз).

2 упражнение «Силачи».

Исходное положение: стоя лицом друг к другу, руки в замок перед грудью, одна рука согнута в локте. 1 -10 – поочерёдное сгибание и разгибание рук.

3 упражнение «Лодочка».

Исходное положение: сидя лицом друг к другу, ноги в упоре, взявшись за руки. 1-2 – перетягивание за руки друг друга (5-6 раз).

4 упражнение «Гибкая спина». 

Исходное положение: сидя спиной друг к другу, руки в замке, ноги согнуты в коленях. 1-наклон вперёд, 2 – наклон назад, с упором на спину партнёра (5-6 раз).

5 упражнение «Кто сильнее».

Исходное положение: сидя спиной друг к другу, руки в упоре на полу, ноги согнуты в коленях. По команде партнёры начинают толкать  друг друга, не отрывая от пола ягодиц (4-5 раз).

6 упражнение «Тачка». 

Исходное положение: ребенок  стоит в упоре на руки, взрослый держит его за ноги. Прохождение ребенком по периметру спортивного зала на руках. Выравнивание дыхания.

3). Упражнение на развитие слухового внимания,  чувства ритма, координации речи и движения: отбивание от пола и ловля баскетбольного мяча с одновременным проговариванием скороговорки «От топота копыт, пыль по полю летит» (2-3 раза).

II. Основная часть.

Воспитатель: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться: рыбки наловить, ухи на обед сварить.

1). Игра «Поймай рыбку» 

Цель:  развитие мелкой и крупной моторики, ловкости рук.

Игровое задание: как можно быстрее накрутить на деревянную палку верёвку длиной 2-3 м, к концу которой  прикреплена рыбка (мягкая игрушка). Возможно использование соревновательного момента, для более быстрого и успешного выполнения задания.

Воспитатель:             Вот теперь, разбойник, берегись! Вот теперь, Соловей, держись!

                                     Богатырь Никита идёт и с дороги тебя уберёт!

2). Игровое упражнение «Попади в Соловья-Разбойника»

Цель: развитие скоростно-силовых качеств, формирование навыков ориентировки в пространстве на перемещающийся источник звука. 

Игровое задание: выполнение броска медбола (набивного мяча) способом из-за головы в сторону звукового сигнала.

Воспитатель:    Молодец Никита, победил Соловья, освободил Русь от злодея. Осталось нам с тобой Кощея победить, а для этого нам  надо сундук найти. А что в том сундуке лежит, ты знаешь? (Предполагаемый ответ ребенка: «Там его смерть спрятана в яйце на конце иглы»).

3). Игровое упражнение «Найди сундук»

Цель: формирование навыков ориентировки относительно себя при выполнении поворотов на месте и ходьбы по залу.

Игровое задание: найти сундук в процессе ходьбы по заданному маршруту с поворотами на месте (по инструкции взрослого).

Воспитатель: Сундук мы нашли, а на нем замок висит. Ключ от Кощеевой смерти в болоте спрятан, теперь его будем искать.

4). Игровое упражнение «Найди ключ в болоте» (полоса препятствий)

Цель: упражнение в координации движений, сохранении равновесия, умении справляться с трудностями; профилактика плоскостопия.

Игровое задание: прохождение полосы препятствий (подлезание под воротами, подтягивание на руках,  лёжа на гимнастической скамейке, прохождение по ребристой дорожке, подъем по наклонной доске на высоких четвереньках с переходом на шведскую стенку и прохождение ее с одного пролета на другой, погружение в сухой бассейн, упражнение в равновесии на качающейся доске «качели»).

В «болоте» (в сухом бассейне) ребенок находит ключ от сундука. Вместе с педагогом Никита открывает сундук, достает оттуда яйцо, находит в нем иглу (деревянная палочка) ломает её.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодец, богатырь Никита! Ты Кощея победил, спас Русь от врагов, а теперь надо башню сторожевую построить. Будут в ней богатыри охранять Русь нашу!

Воспитатель вместе с Никитой строят башню из кирпичей – мягких модулей.

IV. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Работа с родителями по формированию ЗОЖ в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Статья представляет описание работы с родителями по формированию ЗОЖ в условиях ДОУ компенсирующего вида ....

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...