Игры-забавы в жизни дошкольника
материал по физкультуре по теме

Нуралиева Саулеш Сарсынбаевна

Игры-забавы в жизни дошкольного возраста играю весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению разной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. 

Конспект физкультурного занятия с использованием художественного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

«Игры – забавы в жизни дошкольника»

Инструктор по физкультуре и плаванию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район»

Астраханская область г. Ахтубинск.

Удивителен феномен игры. В разных формах игра сопровождает человечество на своем пути его исторического развития от древности до современности. Понятие игры многопланово. Ею пронизаны практически все области устного народного творчества. Когда – то игра была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Она магически представляла желаемое  и как бы предвосхищала появление его в реальной действительности. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как это требуют обстоятельства.

По- разному играет человек от рождения до старости. Но все, же слово «игра» непрерывно связано в нашем восприятии именно с детством. Мир детства невозможно представлять себе без игры, которая является по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно, эстетически.  О роли игры в развитии дошкольника написано очень много. Значительный вклад в историю детской игры в нашей стране был сделан учениками и последователями Л.С. Выготского, одна из заслуг которого состоит в том, что он связал ключевые вопросы детской игры с проблемой психического развития дошкольников: «Игра – источник  развития и создает зону ближайшего развития… По существу…через игровую деятельность движется ребенок».

Среди разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе дошкольных учреждений, одно из ведущих мест по праву принадлежит играм, созданным на народном материале, играм-забавам.

В этих играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народной педагогике, т. е. фольклор.  Русский народ - мастер на всякого рода прибаутки, присказки, пословицы, поговорки, созданный им язык изобилует образными, разговорными формами, и это богатство родного языка, традиций, жизненного уклада, житейских  заповедей может быть донесено до детей с помощью народных игр. Народные игры как средство воспитания подрастающего поколения получили самую высокую оценку со стороны таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, А.А.Симонович, П. Ф. Каптерев. Так, Ушинскому принадлежат слова: «Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство – задача будущей педагогики».

Особый интерес к народным играм – забавам проявлялся в России в 40-х годах прошлого  века. Так, например, В. И. Даль в труде «Пословицы русского народа» значительное место отводит скороговоркам, загадкам, приговорам, считалкам, которые широко использовались в детских играх, а П. А. Бессонов в сборнике «Детские песни» собрал и опубликовал все жанры детского фольклора – от колыбельных песен и частушек до игр, которыми увлекались подростки.

Итак, игры-забавы в жизни дошкольного возраста играю весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению разной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопомощи. Вспомните, например, известную игру-забаву «Мальчик-пальчик». Игры- забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки, метание), так они могут оказать помощь в физическом воспитании в укреплении здоровья. Вот, например:

Еду, еду, к бабе, деду  - (топают ногами)

На лошадке в красной шапке!

По ровной дорожке – (скачут на одной ноге)

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо

А потом вдруг… в ямку - бух! – (приседают).

Игры-забавы могут быть использованы для развития детского творчества. Например, игра «Солнечные зайчики», читая потешку

Солнечные зайчики, солнечные зайчики,

Скачут по стене.

Поманю их пальчиком

Пусть бегут ко мне.

Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков и фантазируют, на кого они похожи, что делают и т.д.

Анализируя различные классификации народных игр-забав (М. Н. Мельников, П.А. Бессонов, В.Б. Аникин и др.) опираясь на практический опыт, целесообразно выделять следующие критерии отбора игр-забав, позволяющие наиболее полно раскрыть их потенциальные возможности для развития детей:

  1. Возраст детей (от самых маленьких, которым предназначены простые потешки, сопровождающие простыми движениями, как правило, вместе со взрослыми, до старших дошкольников, предпочитающих игры со сложными действиями, например: «Горелки», «Цапки»);
  2. Число занятых в играх детей (от одного ребенка до целой группы детей, например: «Красная шапочка», «Перелизы»);
  3. Сезонность (игры-забавы хорошо организовывать именно в то время года, о котором в них говорится).
  4. Используемый материал (словесный в сочетании с движениями, игрушки, такие как юла, каталка, свистулька).
  5. Сюжет (бытовой, спортивный, праздничный).

Широко практикуются занятия – забавы. Они обычно проходят под речитатив воспитателя, но иногда используются музыкальные инструменты. Особенность таких занятий в том, что активизируется внимание детей, сосредоточенность на текстах, эмоциональная активность. Ритм выполнения физических упражнений, которые сопровождают текст (поднятие рук, качание головой, хлопки и др.) обуславливается интонационно и содержанием текстов, характером произведений. Занятия – забавы позволяют рассматривать творческие возможности детей, раскрепостить их.  Такие занятия можно использовать и по частям, включая и другие виды деятельности.

Конечно, не следует видеть в играх-забавах панацею от всех бед, но и преуменьшать их значение для воспитания детей  было бы ошибкой, т. к. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах» (К. Ушинский).

Конспект физкультурного занятия в средней группе «Игрушки»

(по произведениям А. Барто).        

Программное содержание: продолжать учить согласовывать движения согласно тексту стихотворений, музыке, умению группироваться при подлезании под дугу правым и левым боком; закреплять умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку, умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по повышенной площади опоры, развивать умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках через предметы.  В подвижной игре развивать бег, не наталкиваясь друг на другу, действуя в паре. Развивать чувство коллективизма, доброжелательности, сопереживания.

Оборудование: аудиокассета, игрушка – заяц, «вожжи», гимнастическая скамейка, дуга высотой 50 см, три кубика высотой 10 см.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

- Ребята, сегодня  мы поедем в путешествие по произведениям А. Барто «Игрушки». А поедем мы на грузовике, давайте вспомним стихотворение «Грузовик» и расскажем его:

- Нет, напрасно мы решили – качание головой  в стороны.

Прокатить кота в машине – «тянут» за веревку.

Кот кататься не привык – «крутят руль».

Опрокинул грузовик – развести руки в стороны.

- Ой, беда – то какая!        

Кукла Маша услыхала – подскоки

Самой первой прибежала.

Вот шагают петушки – ходьба, высоко поднимая колени.

Золотые гребешки.

А матрешки куклы – крошки – топающий шаг.

Ручками захлопали – хлопают.

Ножками затопали – топают.

А веселые Петрушки,

Взяли в руки погремушки.

Погремушки в руки взяли

Очень весело бежали – легкий бег.

2 . Основная часть.

- Мы встретили много игрушек: куклу, петушков, Петрушек, матрешек, а  теперь  приглашаю вас покататься на автобусе. Но сначала надо встать парами, чтобы пройти к автобусу (дети встают парами, идут по кругу, и садятся на колени).

Звучит музыка, аэробика «Автобус».

 1 КУПЛЕТ: «Вот мы в автобусе сидим» - дети сидят на стульчиках или на полу, опустившись на колени. Шлёпают поочерёдно руками в такт музыке по ногам.

«…глядим» - смотрят из-под ладони- козырька то в одну, то в другую сторону.

2 КУПЛЕТ: «Глядим назад…» - поворачивают голову или корпус то в одну, то в другую сторону.

«Что ж нас…» - пожимают плечами.

3 КУПЛЕТ: «Колёса закружились…» - совершают круговые движения руками  сбоку от  туловища.

4 КУПЛЕТ: «А щётки …» - качают согнутыми в локтях руками перед лицом.

5 КУПЛЕТ: «Крутят руль» и бибикают.

6 КУПЛЕТ: Подпрыгивают на месте. На проигрыш дети идут или бегут по залу, «крутят руль».

- Ой, лопнула  шина, надо ее накачать.

Дыхательное упражнение «Насос».

Основные движения

- Ребята, кто-то там лежит, да это заяц. Наверно это тот заяц, которого бросила хозяйка, давайте расскажем, что с ним случилось.

«Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со ступеньки слезть не смог,

Весь до ниточки промок».

(Дети мимикой рассказывают стихотворение).

  1. «Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти» - ходьба по гимнастической скамейке прямо, руки в стороны.
  2. «Здесь детишкам не пройти, здесь придется проползти» - подлезание под дугу правым и левым боком.
  3. «Перепрыгнем через кочки» - прыжки на двух ногах через кубики.

 - Молодцы, ребята, дошли, давайте пожалеем его.

Подвижная игра «Лошадки».

Дети во время игры проговаривают стихотворение «Лошадка»:

- Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.

Дети делятся на пары и берут вожжи, скачут по кругу.

3.Заключительная часть.

Мало – подвижная игра «Игрушки».

Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривая слова:

«Принесли мы вам игрушки,

Кто захочет, тот возьмет.

Кукла Таня с лентой яркой,

Конь, мишутка, самолет».

Водящий в кругу выбирает игрушку. Дети проговаривают стихотворения А. Барто «Игрушки» и двигаются согласно тексту («Наша Таня», «Лошадка»,  «Мишка», «Самолет») и двигаются согласно тексту.

- Хорошо, ребята, попутешествовали: покатались на грузовике, автобусе, помогли зайке и поиграли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра путешествие на участке с играми забавами в младшей группе.

конспект Игра путешествие на участке с играми забавами в младшей группе"кто пришел к нам в гости"...

Игры забавы в жизни дошкольника.

О роли игры в жизни дошкольника написано очень много. Значительный вклад в теорию детской игры был сделан Л. С. Выготским, его заслуга состоит в том, что он связал ключевые вопросы детской игры с проб...

Игры - забавы для детей второго года жизни

Игры - забавы для детей второго года жизни...

Консультация для воспитателей Тема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»

Консультация для воспитателейТема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»...

Статья на тему: «Игры-забавы и игрушки-забавы»

Русские игрушки-забавы – неваляшка, погремушки с различными наполнителем, гремелки, «Лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробат...

Статья " Игры - забавы для дошкольников "

Любая деятельность дошкольника эффективна только в том случае, если ребёнок занимается ею с удовольствием и в хорошем настроении. Самый верный способ создать необходимый эмоциональный фон — включить м...

Методическая разработка "Игры- забавы с младшими дошкольниками".

Словесное сопровождение игры, создание тонких парадоксальных ситуаций в игре-забаве учит малышей понимать шутки, адекватно реагировать на них, создает позитивный настрой при адаптации....