Главные вкладки

    Нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников "Йога для детей"
    консультация по физкультуре на тему

    Для поддержания здоровья детей, а также развития их гибкости и выносливости, специалистами был разработан специальный детский вариант йоги, учитывающий все физические, физиологические и психологические особенности детского возраста.

    Йога — древнейшая система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. В настоящее время практика йоги становится всё более популярной, а её терапевтические эффекты более значимыми. Занятия йогой — это прекрасный способ начать путешествие внутрь себя. Движения тела и дыхательные упражнения способны сделать нас более гибкими, спокойными и здоровыми, а медитация и созерцание помогут справиться со стрессами, беспокойством и депрессией.

    Йога предлагает нам инструменты, необходимые для изучения и понимания истиной природы всех наших составляющих — тела, энергетического потенциала, эмоций, ума и духа. Также известно, что йога помогает достичь лёгкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. И это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью осознанной и регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.

    Многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом считают воздействие йоги на организм ребёнка благотворным. Дети от природы открыты для всего нового и обладают неистощимой энергией. Йога может направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

    Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создаёт все условия для гармоничного роста и развития. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, то и подход, применяемый на занятиях йогой, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста практикующего.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Йога для детей

    Для поддержания здоровья детей, а также развития их гибкости и выносливости, специалистами был разработан специальный детский вариант йоги, учитывающий все физические, физиологические и психологические особенности детского возраста.

    Йога — древнейшая система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. В настоящее время практика йоги становится всё более популярной, а её терапевтические эффекты более значимыми. Занятия йогой — это прекрасный способ начать путешествие внутрь себя. Движения тела и дыхательные упражнения способны сделать нас более гибкими, спокойными и здоровыми, а медитация и созерцание помогут справиться со стрессами, беспокойством и депрессией.

    Йога предлагает нам инструменты, необходимые для изучения и понимания истиной природы всех наших составляющих — тела, энергетического потенциала, эмоций, ума и духа. Также известно, что йога помогает достичь лёгкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. И это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью осознанной и регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.

    Многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом считают воздействие йоги на организм ребёнка благотворным. Дети от природы открыты для всего нового и обладают неистощимой энергией. Йога может направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

    Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создаёт все условия для гармоничного роста и развития. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, то и подход, применяемый на занятиях йогой, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста практикующего.

    Давайте разберёмся, почему же мы уделяем такое внимание именно физическому развитию детей от рождения до школьного возраста.

    Современные нейрофизиологи выяснили, что наибольшее влияние на развитие мозга от 0 до 15 месяцев, а также в период перинатального развития имеет стимуляция вестибулярного аппарата. Ребёнку полезно двигаться, крутиться, кувыркаться. Поэтому занятия можно начинать с самого раннего возраста, то есть когда ребёнок находится в утробе матери. Это помогает не только развить физическое тело, но и воспитать эмоционально и интеллектуально зрелую личность.

    Нейрофизиологи называют детский комплекс хатха-йоги гимнастикой мозга — и не напрасно: когда мы не двигаемся и не развиваем вестибулярную систему, мы перестаём принимать информацию из окружающей среды, то есть замыкаемся в себе. Отсюда берётся синдром гиперактивности у ребёнка, или обратный — синдром замкнутости. На первых порах, в период с 1 года до 6 лет, занятия обычно проходят вместе с мамами, при этом мама не только занимается физическими упражнениями со своим ребёнком, она узнаёт истинные потребности малыша.

    Занятия, как правило, носят игровой, динамический характер. Детки бегают, прыгают, кувыркаются и играют, снимая все динамические зажимы, и при этом выполняют все необходимые для снятия статических зажимов асаны. Даже уже в этом возрасте становится заметно, что ребёнок становится внимательным, добрым, здоровым и более физически развитым, по сравнению с незанимающимися физическими упражнениями сверстниками.

    В старшем возрасте, начиная с 8 лет, детям интереснее познавать философию йоги. Занятия проходят традиционно, возможно отсутствие родителей на занятиях. Каждая асана описывается метафорами и легендами, что помогает ребёнку связать себя с той или иной стихией и почувствовать связь с окружающим миром. Лучше всего, если обучение йоге ребёнка будет проводить инструктор, имеющий опыт работы с детскими группами. Главное внимание при этом уделяется не времени, проведённому в той или иной асане, а ощущением ребёнком того состояния, которое даёт асана.

    Для того, чтобы ребёнку было легче войти в это состояние, желательно для каждой асаны иметь небольшой рассказик. Асаны направлены на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все они просты в исполнении, но помогают ребёнку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своём теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

    Маленькие дети очень подвижны, активны, поэтому занятия йогой лучше воспринимаются детьми в игровой форме и основываются на подражании, а асаны преподаются в лёгкой доступной форме. Детям лучше не пытаться заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии чаще используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: "кузнечик", "журавль", "лук", "кошка", также могут быть названия изображений окружающего мира, например гор или деревьев. Это развивает у ребёнка память, наблюдательность и воображение.

    В ходе практических занятий ребёнок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволит ему в будущем при вступлении во взрослую жизнь быть готовым к любым её проявлениям, научиться воспринимать её более осознанно, полно и ярко. Замечено, что занятия йогой действуют успокаивающе на детей и гармонизируют физическое и душевное состояние ребёнка.

    У детей преобладает ассоциативное мышление, они во всем предпочитают полагаться на свой небольшой опыт, поэтому всё, о чём инструктор говорит на уроках, необходимо ассоциировать с тем, что ребёнок видит в повседневной жизни, что является его опытом. А освоение асан — поз йоги — как нельзя лучше удовлетворяет и детскую склонность к ассоциативному мышлению, и его стремление ко всему новому, и любовь к весёлой игре. Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры. Какому ребёнку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.

    На самом деле асаны — это, конечно же, не игра, а сложная и глубокая жизненная философия, родившаяся из тысячелетнего опыта, внимательных наблюдений и размышлений о природных явлениях. Йоги изучали, как двигаются животные, как они дышат, расслабляются — недаром многие из поз йоги воспроизводят повадки животных или изображают его дух.

    Детская йога отличается от взрослой тем, что она более динамичная: дети исключительно подвижны, и удерживать позы длительное время, как это делают взрослые, у них нет ни сил, ни терпения. Хотя постепенно в процессе занятий йогой даже у самых подвижных детей развивается умение концентрировать внимание и усидчивость. Адаптированный для детей курс хатха-йоги способствует укреплению мышц, совершенствованию пластики, гибкости и координации движений, помогает сохранить ребёнку хорошую осанку и научит его избегать травм. Практика йоги поможет ему лучше узнать своё тело, быть уверенным в себе и своих силах, а значит, повысить самооценку.

    Йога — это расслабление и отдых после умственных и эмоциональных нагрузок в школе, она способствует развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей и подростков. Особенно йога рекомендована детям, достигшим непростого подросткового возраста с его огромными физическими и эмоциональными нагрузками. Йога поможет им в этот непростой период справиться со стрессами повседневной жизни.

    Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность ваших детей в движении. Это особенно важно в наши дни, когда дети слишком много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, слушая музыку или играя на компьютере. Исследования показывают, что многие тяжёлые заболевания — последствия сидячего образа жизни.

    В йоге очень важно правильное дыхание. Необходимо как можно больше положительного рассказывать детям о дыхании. Правильное дыхание очень важно для человека. Дыхание — это жизнь, это вентиляция тела. Дыхание делает человека либо больным, либо здоровым. Всё на земле дышит: и растения, и животные, и птицы, и земля. Расскажите детям, что каждой клетке нужен воздух, а иначе она не будет жить. Расскажите детям о лёгких, как они устроены, как они дышат. Почему, если надолго задержать дыхание, то обязательно хочется дышать? Почему, когда часто дышишь, начинает кружиться голова? Что такое вдох и выдох?

    Самым важным в йоге является полное дыхание йогов. Пусть детки представят, что внутри у них находится такой длинный воздушный шарик. И они начинают надувать его снизу, с живота, после надувают там, где грудь, а затем — где шея. Затем шарик развязывают, и он сдувается снизу, в груди и выше груди. Представьте шарик такого цвета, на какой энергии проходит данное занятие; обычно голубовато-стального, или белого, или светло-зелёного цвета.

    Занимаясь с ребёнком важно помнить, что он не логик и, как правило, не рационалист. Он мало обращает внимания на конкретно сказанные слова. Ребёнок непосредственен, он воспринимает мимоходом. Он подражает всему, что видит, а тем более тому, кто его заинтересовал. В преподавателе он видит идеал, в детских глазах он будет выглядеть величественным, и обладать неизвестной им внутренней силой. Постарайтесь выбрать преподавателя, который не обманет ожиданий вашего ребёнка.

    Преподаватель как обучающий должен ориентироваться в законах справедливости, так как он с собой несёт представления о мире. По его справедливости дети будут судить о справедливости мира. Хотелось бы успокоить всех тех, кто часто задаётся вопросом: "Можно ли заниматься йогой людям разных исповеданий?" Отвечаю: "Можно!" Ведь йога не религия, а образ жизни. Главный принцип йоги — "Не причиняй другим того, чего не желаешь себе", а разве это не основной принцип многих религий: не причиняй другим вреда — физического, вербального и ментального?

    Человек живёт не сам по себе, а в обществе, и именно от нашего поведения, от нашего отношения к себе, к окружающим нас людям, зависит, каким будет это общество. Если каждый из нас постарается изменить себя, то и общество станет чище и здоровее. Но даже самые прекрасные моральные принципы останутся пустыми словами, если ребёнка не научить следовать им в жизни. Практика йоги учит детей уважению к себе, к другим детям, к взрослым, пониманию, как их действия и поступки влияют на окружающих их людей, и способности оценить в полной мере чудо естественности бытия.

    Может быть, вы скажете, что это слишком сложные понятия и проблемы для маленького ребёнка? Но если человек не задумывается над этими проблемами ещё в детстве, то, став взрослым, он никогда не сможет их решить. Дети прекрасно всё понимают, активно принимают участие в обсуждении всех наших тем и имеют обо всём своё, иногда очень интересное мнение. Детская йога соединяет в себе элементы древней практики йоги и традиционные физические упражнения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

    «Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями» Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы заклады...

    Нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников "Йога для детей"

    Может быть, вы скажете, что это слишком сложные понятия и проблемы для маленького ребёнка? Но если человек не задумывается над этими проблемами ещё в детстве, то, став взрослы...

    Нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников (Оборудование)

    Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования...

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

    Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

    СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

    Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

    Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...