"Тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Дмитриева Елена Юрьевна

Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности.

Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazhery.docx171.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 51 п. Гаркуша

муниципального образования Крымский район

«Тренажеры

в работе с детьми дошкольного возраста»

2013-2014 учебный год

C:\Users\кардан\Desktop\Фото Юрьевна\DSC05961.JPG            C:\Users\кардан\Desktop\Фото Юрьевна\DSC05966.JPG

Инструктор по ФК – Хайретдинова В.С.

п. Гаркуши

2013г.

«Тренажеры в работе с детьми дошкольного возраста»

В последнее время в дошкольных учреждениях, и в нашем в том числе, стали появляться различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности.

Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.

Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц (простые и сложные).

Простые:

  • Гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса);
  • Массажеры "Колибри" (профилактика плоскостопия, проведение массажа ступней ног);
  • Мячи-массажеры (для массажа разных частей тела);
  • Массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
  • • Гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).

Сложные:

  • «Велотренажер» (для развития выносливости и укрепления мышц ног);
  • «Мини-твистер» (для тренировки координационных способностей);
  • «Бегущий по волнам» для развития моторно-двигательной системы;
  • «Беговая дорожка» (для развития выносливости и укрепления мышц ног);
  • «Мини-степлер» (для развития выносливости и укрепления мышц ног);
  • «Скамья под штангу» (для развития мышц плечевого пояса).

Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

  • имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;
  • учитывают особенности образного восприятия дошкольников;
  • позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
  • доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
  • моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др.;
  • соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.

Занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм. Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС) 140 – 160 ударов в минуту у детей 5 – 7 лет. Верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160 – 180 ударов в минуту. Как правило, нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы – 2-3 минуты).

Методика занятий с использованием тренажеров

разного типа со старшими дошкольниками

Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.

Основные задачи:

  1. Тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста нагрузок.
  2. Укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру.
  3. Удовлетворение естественной потребности в разных формах ДА.
  4. Развитие общей выносливости и физических качеств.
  5. Овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.

Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками проводятся 2 раза в неделю. Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или небольшой подгруппой (5-6 чел).

При организации занятий с тренажерами должен быть использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует распределить детей на 2 подгруппы на основе трех основных критериев:

1) состояние здоровья;

2) уровень физической подготовленности;

3) двигательная активность.

Первую подгруппу составляют дети практически здоровые, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.

Во вторую подгруппу могут быть включены дети II и III групп здоровья (частоболеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовкой.

Занятия на простых тренажерах состоят из 2-х частей: вводной (3 – 4 мин) и основной (20 мин). Вводная часть включает ходьбу, дыхательные упражнения, игровые упражнения на внимание, основная – выполнение комплекса с использованием простых тренажеров со всеми детьми (ролики, массажные мячи, гантели и пр.). их следует выполнять под музыкальное сопровождение. Занятие заканчивается малоподвижной игрой или упражнениями на релаксацию.

Занятия на тренажерах сложного устройства начинаются с разминки (2 – 3 мин), которая включает ходьбу и упражнения на дыхание. В основную часть вместо ОРУ и основных движений включены упражнения на тренажерах сложного устройства. Они выполняются по подгруппам (5 – 7 детей) с учетом основных критериев или индивидуально.

При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием здоровья каждого ребенка. Сначала проводятся контрольные занятия, на которых присутствует медсестра и измеряет пульс, давление до и после нагрузки. По этим показаниям планируется нагрузка для каждого ребенка. Через каждые 2 – 3 минуты ребенку предлагается отдохнуть, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В конце проводятся упражнения на расслабление.

Для проведения занятий с тренажерами у воспитателей должна быть документация:

  1. Инструкция по работе с тренажером.
  2. Данные двигательной активности на всех детей + подгруппы.
  3. План работы на тренажере, включая индивидуальные нагрузки детей.

План работы на тренажерах на 2013-2014 учебный год

Месяц

№ занятия

Содержание    занятия

         1 часть

     (  Разминка -

        2- 3- мин)

         2 часть

      (основная –

10 мин)

             3 часть

     (заключительная

2-3 мин)

   

              3

              4

                 5

Октябрь

1

Разновидности

ходьбы и бега.

Прыжки на двух

ногах на батуте

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Колдуны»

Игра малой подвижности «Фигуры»

2

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди свой цвет»

Игра малой подвижности «Затейники»

3

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Паровозик»

Работа на тренажерах.  

Ходьба. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

4

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловец кролем»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Вороны и гнезда»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Ноябрь

5

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился»

Работа на тренажерах.

Ходьба по залу. Упражнения на коррекцию осанки

6

Игра малой подвижности. Игра «Совушка». Упражнение на восстановление дыхания

Работа на тренажерах. Подвижная игра «У медведя во бору»

Ходьба по залу. Упражнения в расслаблении мышц на фитболе

7

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед: мелкие (Зайчики) и длинные (Кенгуру). Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Зайцы и медведь»

Ходьба по залу. Упражнения на расслабление

8

Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Карусель». Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»

Ходьба по залу. Легкий бег.

Декабрь

9

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки через шнур на двух ногах вправо-влево. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах.  Подвижная игра «Дискотека с фитболом»

Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе

10

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Шарик»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Салки с мячом»

Ходьба обычная. Самомассаж ног

11

Игровое упражнение «Катушка». Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Игра-упражнение «Ходим в шляпах». Самомассаж ног

12

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах

Разновидности ходьбы и бега

Январь

13

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Фитбол – задорная игра»

Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба

14

Разновидности ходьбы и бега. Задания с мячом. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мороз – Красный нос»

Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба

15

Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Удочка»

Игровое упражнение «Два и три»

16

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Хитрая лиса»

Игровое упражнение «Жучок на спине»

Февраль

17

Игровое задание «Пауки и мухи». Игра «Узнай по голосу»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Волк во рву»

Упражнение «Червячок» для снятия напряжения и усталости

18

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловцы»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару»

Упражнение на расслабление. Игровое упражнение «Нос – пол – потолок»

19

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе

20

Разновидности ходьбы и бега

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Самолеты»

Ходьба обычная. Самомассаж ног

Март

21

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»

Упражнение для снятия напряжения и усталости «Котята отправляются путешествовать»

22

Ходьба, бег. Дыхательное упражнение «Пловец кролем». Распределение детей по тренажерам

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару»

Упражнение «Дерево» для снятия напряжения и усталости

23

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята»

Игра малой подвижности «Воротца»

24

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Котик хочет с нами поиграть»

Работа на тренажерах. Подвижная игра

Игровое упражнение «Балерина»

Апрель

25

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Вырастим большими». Распределение детей по тренажерам.

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята»

Упражнение «Черепашка» для снятия напряжения и усталости

26

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Перелет птиц»

Упражнение «Астры» для снятия напряжения и усталости

27

Разновидности ходьбы и бега.  Дыхательное упражнение «Каша кипит»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Водяной, водяной»

Релаксация «Встреча с Дюймовочкой»

28

Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Роза распускается»

Работа на тренажерах. Подвижная игра «Караси и щука»

Упражнение для снятия напряжения и усталости

План работы на тренажерах на 2013-2014 учебный год

Месяц

№ занятия

Содержание    занятия

         1 часть

     (  Разминка -

        2- 3- мин)

         2 часть

      (основная –

10 мин)

             3 часть

     (заключительная

2-3 мин)

   

              3

              4

                 5

Октябрь

1

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

2

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

3

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

4

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:

Ноябрь

5

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

6

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

7

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

8

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:

Декабрь

9

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

10

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

11

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

12

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:

Январь

13

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

14

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

15

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

16

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:

Февраль

17

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

18

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

19

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

20

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:

Март

21

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

22

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

23

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

24

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:

Апрель

25

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Гимнастика для глаз:

26

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Релаксация:

27

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Пальчиковая гимнастика:

28

Разновидности ходьбы:

Игра в сухом бассейне:

Д/г:

Работа на тренажерах:

Самомассаж:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...


 

Комментарии