Статья "Приобщение здорового образа жизни детям дошкольного возраста"
статья по физкультуре на тему

Коренченко Людмила Олеговна

Статья на тему «Приобщение здорового образа жизни детям дошкольного возраста»

 

Одно из значимых направлений ДОУ является сохранение  и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением.

Мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирования, личные беседы.

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни, и это строится на следующих подходах:

- соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в д/с, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

- систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в о/у

- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu_preobshchenie_detey_k_zozh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Приобщение здорового образа жизни детям дошкольного возраста»

Одно из значимых направлений ДОУ является сохранение  и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением.

Мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирования, личные беседы.

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни, и это строится на следующих подходах:

- соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в д/с, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

- систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в о/у

- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

В соответствии с этими подходами система работы с семьей включает:

ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;

обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);

ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы знакомим родителей с режимом дня в детском саду, предлагаем возможные варианты режима дня дома, в выходные дни, проводим анкетирование по выявлению отношения к здоровому образу жизни. Рассказываем,  о формах оздоровления детей в детском саду:

Физкультурные занятия

Утренняя гимнастика

Физкультминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)

Гимнастика для пальчиков и элементы точечного самомассажа.

Гимнастика для глаз

Физкультурное развлечение

Закаливание после дневного сна

Дыхательная гимнастика после сна.

Показываем  и даем рекомендации по проведению этих «процедур» в домашних условиях.

При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводим каждодневной утренней гимнастике.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги («Веселые старты!», «Мама, папа, я спортивная семья»)

Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта.

В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы (используются) следующие информационно-наглядные мероприятия:

материалы на стенде: «ОРВИ и его профилактика», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»;

папки-передвижки на тему «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»;

рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний;

фотовыставки по итогам спортивных праздников.

Индивидуальные формы работы предусматривает такие мероприятия, как беседа с родителями  часто болеющих детей, консультации по вопросам закаливания. В работе с родителями были использованы коллективные мероприятия: родительские собрания на тему «Поговорим о здоровье» и «Закаляй малыша», тематические консультации: «Активность ребенка – залог его здоровья», «Профилактика простудных заболеваний через закаливание», «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» и т.д.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в меню нашего детского сада были включены продукты, содержащие фитонциды (чеснок, свежий лук) и родителям было рекомендовано  дома включать эти продукты в рацион питания своих детей. Эти же средства можно  использовать, в момент эпидемии респираторных заболеваний, в виде аромо–терапии.

Во время эпидемии  простудных заболеваний  проводится точечный массаж  «Самомассаж от простуды» (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом.  В группе есть картотека самомассажа, которая используется воспитателями и  предлагаются родителям   для применения в домашних условиях всем членам семьи.

Закаливания, к которым относится: хождение по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения В. Алямовской,  использование шипованных мячей, щеток, массажных рукавичек,  повышает не только устойчивость организма к инфекциям, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка является его осанка. Осанка – это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалистам. Кроме того, педагог должен давать рекомендации родителям о необходимости укреплять мышцы и связки путём систематических занятий физической культурой. А также соответственно возрасту и росту ребёнка подбирать мебель и тщательно следить за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и сна.

1. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009.

2. Сильвестрова, Е. В. Пути взаимодействия врача и педагогов ДОУ в системе оздоровительной работы / Е. В. Сильвестрова // Дошкольная педагогика. – 2007.

3. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола, 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста

«То, что упущено в детстве, никогда не возместитьв годы юности и тем более в зрелом возрасте».В.А.СухомлинскийДошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к...

Здоровье и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста

Основной задачей дошкольного учреждения является задача сохранения, укрепления и формирования здоровья. Воспитать здорового ребёнка - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый об...

Обеспечение здоровья и здорового образа жизни детям дошкольного возраста в МАДОУ «Золушка»

    Одними из приоритетных направлений работы ДОО  является здоровьесбережение и физическое развитие дошкольников. Строится эта работа на основе Основной общеобразовательной...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...