Главные вкладки

    Исследовательская работа "Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Петрова Татьяна Николаевна

    Выпускная аттестационная работа на тему: "Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. Дошкольный возраст - период формирования двигательных качеств, навыков и умений ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. В этом возрасте у детей закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности [1].

    Современный мир предлагает немало вариантов и возможностей для того, чтобы ребенок развивался и физически укреплялся.  Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания и относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

    Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий [2, 3, 4, 5]. Вместе с тем, многолетняя практика обучения детей плаванию показала, что эффект использования этих методик разнится индивидуально. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут. Учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Дети не любят монотонности и однообразия. Работоспособность мышц у ребенка дошкольного возраста не велика, дети довольно быстро утомляются при статических нагрузках, им более свойственна динамика.

    Так по данным В.Я. Лопухина  и Е.А. Мухиной [6,7] только 15% детей в возрасте 4-6 лет испытывали удовольствие и радость на первых занятиях обучения плаванию, а у 10-12% занимающихся контакт с водой вызывал вообще отрицательную психическую реакцию. На последующих занятиях, по мере ознакомления с ее свойствами и приобретением опыта поведения в водной среде, а также благодаря адаптационным возможностям организма, у занимающегося происходит переориентация и переоценка поведенческого мотива.

    В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов, создающих условия для развития и совершенствования плавательных навыков, повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей.

    Объектом исследования: процесс обучения плаванию детей  дошкольного возраста.

    Предмет исследования: методы обучения плаванию  детей дошкольного возраста.

    Целью исследования: определить особенности методики обучения плаванию детей дошкольного возраста.

    В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

    1) Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

    2)   Выявить уровень навыков плавания дошкольников.

    3) Определить эффективность методики обучения плаванию детей дошкольного возраста с использованием элементов аквааэробики и релаксационных упражнений, выполняемых под музыку.

    Гипотеза исследования: предположим, что процесс обучения плаванию детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если применять на занятиях  элементы аквааэробики и релаксационные упражнения.  При внедрении в процесс обучения плаванию аквааэробики и релаксационных упражнений дети быстрее осваиваются в воде и обучаются элементам плавания.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ  

    1. Воздействия плавания на детский организм и актуальность его обучения

    В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге [8]. Учитывая ухудшающееся состояние здоровья детей дошкольного возраста и влияние плавания на организм, занятия плаванием  с раннего возраста особенно актуально.

    Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше [9].

    Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию. Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды. [10,11].

    Среди многих массовых видов спорта, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности [12].  Вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды, все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде. [13].

    Плавание занимает особое место в физическом развитии и воспитании.  Являясь уникальным физическим упражнением, плавание содействует физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. У занимающегося плаванием человека развивается мускулатура тела, формируются двигательные умения и навыки, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям.

    Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста отмечаются во многих литературных источниках. По данным Т.И. Осокиной [14]  занятия по плаванию оказывают большое влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В некоторых работах указывается на уменьшение заболеваний на 30-35 % у детей занимающихся плаванием [15]. Большинство специалистов отмечают, что с увеличением возраста, способность к обучению плаванием повышается [16, 17].

    На детский организм плавание оказывает всестороннее воздействие. Водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействия являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

    Оздоровительно-гигиеническое значение  состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. [18] . Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Горизонтальное положение тела во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.

    Систематически занимаясь плаванием, у ребенка воспитывается чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

    Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

    Прикладное значение состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

    Занятия плавания являются одной из форм организации досуга детей, профилактики асоциального поведения.

    1.2  Психофизические особенности детей среднего  дошкольного возраста

    Средний дошкольный возраст (4-5 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [19].

    Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела – 1,5 – 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков – 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет – 99 см, пяти лет – 106, 1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет – 17,8 и 17,5 кг. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. В возрасте 4-5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Поэтому важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их.  Очень важно чаще хвалить и подбадривать ребенка. В среднем дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

    Развитие психических процессов. Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая целенаправленность психических процессов, увеличивается участие воли в процессах восприятия, памяти, внимания [20].

    Восприятие. В этот период формируются представления :

    • об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);
    •  о семи цветах спектра, белом и черном;
    •  о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);
    •  о пространстве ( далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);
    •  о времени ( утро, день, вечер, ночь, время года, месяцы, часы, минуты, дни недели, сегодня, завтра, вчера.

    Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. 15-20 минут. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

    Память. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшие стихотворения [21].

    Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по форме, цвету, величине и другим свойствам, находя различия и сходства. К 5-ти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести с опорой. [22]. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

    Воображение. Воображение продолжает развиваться. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Речь. В возрасте 4-5 лет ребёнок интенсивно овладевает речью как средством общения. С помощью речи он учиться рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями. Он учится строить с людьми адекватно - лояльные отношения, узнавая, от своих близких людей, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза. Он учится приветствовать людей в приятной форме, говоря им «Здравствуйте». Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окраска слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь, мимика, позы и жесты [23].  Подражая родителям и близким людям (идентифицируя с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребёнка тот же тип общения. В этом  возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен [24].  

    Игры. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста   появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.    

    Творчество. Значительное развитие получает изобразительная деятельность.  Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.  

       Движения. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной   моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    Взаимоотношения. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка - его взаимоотношение с другими людьми - взрослыми и детьми [25].    Когда окружающие относятся к ребёнку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищённости. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Ребёнок, будучи, зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.  Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка,  его  детализации. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками, ребёнок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми, интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более старшем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и обобщения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

    Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности. Бурные и кратковременные эмоциональные реакции характерны для детей дошкольного возраста. Они ещё не умеют владеть собой, скрывать свои переживания. Дети до восьми лет легко возбудимы, их чувства быстро меняются, радость приходит на смену грусти, спокойное состояние уступает раздражению [26].     Для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет характерна большая сила проявления всех чувств, часто не соответствующая вызывающим их раздражителям. Эти чувства изменчивы, неустойчивы, так дети среднего дошкольного возраста очень возбудимы.

    Ребёнок дошкольного возраста переживает то, что связано с настоящим моментом. У него еще незначительно развиты, например эстетические и нравственные чувства, хотя зачатки их очень часто наблюдаются у дошкольников. Например, ребёнок радуется тому, что научился строить из кубиков домик или помог маме убрать со стола, он способен сочувствовать человеку, у которого неприятности.

    В среднем дошкольном возрасте ребёнок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь подтвердить свою самостоятельность, свою смелость, ребёнок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя стремление настоять на своём: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов. Он сочувствует несчастью Красной шапочки не меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю его чувства к персонажам от этого не только не ослабевают, но и становятся сильнее. Наблюдая ребёнка в естественных формах проявлений, его чувств и поведения мы видим, что взаимоотношения с другими людьми - важнейший, но, конечно, не единственный источник его чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Он сочувствует сломанному цветку или дереву, мишке, который попал под дождь, камню, что лежит у дороги и ему, наверное, очень скучно.

    1.3 Характеристика современных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста.

    В последние годы в научно-методической литературе появилось достаточное количество публикаций по обучению детей дошкольного возраста плаванию [27, 28, 29]. Любая методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальные особенностей ребенка: сознательность и активность, систематичность в проведении занятий, наглядность и доступность учебного материала.

    Базовой программой обучению плаванию, ставшей традиционной, принятой педагогами большинства детских садов за основу для собственных разработок, считается методика Т.И. Осокиной [9].  В данной методике детально обоснована и разработана система обучения детей плаванию в несколько этапов:

     1 — ознакомление ребенка со свойствами воды — плотностью, вязкостью, прозрачностью, которое необходимо достичь в раннем и младшем дошкольном возрасте;

     II этап — приобретение детьми умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, осуществляя выдохи в воду, которые целесообразно осуществлять в младшем и среднем, дошкольном возрасте;

     III этап  обучения ребенок должен уметь проплыть 10-15 метров способом «кроль на груди» на мелкой воде;

    IV этап - продолжение усвоения и совершенствование техники способов плавания на глубокой воде:

    - простых поворотов;

     - разучивание движений ног;

     - разучивание движений рук;

     - разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованного движения рук и ног и дыхания;                                  

     - совершенствование способа плавания с полной координацией движения.

    Условное вычленение указанных этапов позволяет педагогу более четко представить себе основные направления работы по плаванию с детьми разного возраста и подготовленности.

    И.А. Большакова [30]    разработала альтернативную программу обучения плаванию «Маленький дельфин». Она рассчитана на период пребывания ребенка в детском саду с трех до семи лет, так же как и традиционная методика Осокиной Т.И.

    Программа «Маленький дельфин» имеет следующие особенности:

    - для правильного усвоения плавательных движений широко используется контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта;

    - не используются упражнения, связанные с продвижением в воде;

    - отсутствует последовательность обучения.

    В методике, предложенной Большаковой занятия проводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки и элементы техники осваиваются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде.

    Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется задачами начального этапа обучения, как у И.А. Большаковой, так и у Т.И. Осокиной:

    - научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде;

    - правильно и экономично плавать;

    - создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в воде и ощущение того, что вода его «любит» и держит.

    На начальном этапе обучения технике плавания по методике Шлячкова Р.Н. [31], одной из главных задач является принятие горизонтального положения тела на поверхности воды, которое служит исходным положением для начала движений пловцов. Данное требование обусловлено спецификой системы условий, в которых выполняются движения пловца (особенности дыхания, высокая плотность воды). Такая задача успешно решается во многом благодаря изучению скольжения в воде и движениям ногами (попеременным, либо одновременным)

    Другой не менее важной задачей,  по мнению Еремеевой Л.Ф. [32], является обучение правильному, согласованному с движениями рук дыханию. Изначально движения изучаются на суше, используются имитационные упражнения, далее идет перенос упражнений на воду. В воде детям намного сложнее научиться правильно дышать, согласовывать движения рук и дыхания сложнее, поэтому тренер должен много внимания уделять постоянному совершенствованию дыхания.

    Учитывая специфические особенности плавания, когда движения производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении, каждое упражнение в процессе изучения по методике Булгаковой Н.Ж. следует выполнять в постепенно усложняющихся условиях. Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:

    - имитационные упражнения на суше;

    - изучение упражнений в воде (с неподвижной опорой - бортик, дно);

    - изучение упражнений в воде (с подвижной опорой - плавательная доска, передвижение по дну);

    - изучение упражнений в воде без опоры (скольжения) [33].

    Программа, составленная кандидатом педагогических наук, мастером спорта СССР Вороновой Е.К. [34],  учитывает возрастные особенности физического развития дошкольников. По каждой возрастной группе (младшей, средней, старшей) рассмотрены особенности двигательных навыков у детей, даны характеристики специфики обучения плаванию.

    При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию  Воронова Е.К. большое внимание уделяет начальному этапу формирования правильных навыков. Обучение каждому новому плавательному упражнению требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности. Игровая деятельность дает малышу возможность проявлять самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих знаний и умений.

    При закреплении движений в воде используется соревновательный момент. Детям предлагается  выполнить задание для того, чтобы узнать, кто из них лучше выполнит упражнение и окажется победителем соревнования.

    Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей, поскольку за счет введения игровых элементов он придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму [35,36].  Среди мотивов, побуждающих детей к занятиям плаванием, основную роль играют желание и стремление к игровым действиям и сочетание их с занятиями в воде. Использование различных игровых ситуаций на суше и в воде способствует более быстрому формированию навыков плавания у детей, поэтому в традиционных методиках начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечениям на воде.

    Обучение плаванию с использованием аквааэробики предлагает Арзамасцева Л.С. [37]. Предлагаемые в настоящем издании практико-ориентированные материалы (рекомендации по обучению плаванию, комплексы упражнений и конспекты занятий по аквааэробике) являются обобщением инновационного опыта современных детских садов г. Москвы.  

    Анализ существующих методик выявил значительное разнообразие подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников. Причем, вопросам совершенствования процесса обучения плаванию уделяется значительно большее внимание  И.А. Большакова, Е.К. Воронова  и Арзамасцева Л.С.

    1.4 Особенности проведения занятий и релаксационных упражнений на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста

    Аквааэробика – это инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне. Специально разработанная система  упражнений, основанная на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку, способствует более быстрому, интересному, занимательному способу обучения плаванию.[38]. Гидроаэробика или аквааэробика — одна из разновидностей аэробики, когда тренировка проходит в воде. Аквааэробика относится к одному из видов оздоровительной физической культуры. Эффективность занятий аквааэробикой очень высока, обеспечивается это тем, что вода создает благоприятные условия для выполнения упражнений, потому что нагрузки на организм в воде значительно ниже, чем при выполнении аналогичных упражнений на суше. Специальная гимнастика в воде в нашей стране получила широкое распространение в 70-е годы прошлого века. Молодое направление оздоровления сейчас у многих на слуху, широкие круги населения полюбили его. Аквааэробика имеет ряд преимуществ перед другими известными видами оздоровления. Воздействие воды на организм носит благоприятный, оздоравливающий характер — закаливание организма [39]. Аквааэробика для детей включает в себя не только комплексы упражнений под музыку, но и составление композиций. Выполнение упражнений в воде с задержкой дыхания развивает лёгкие, правильное дыхание, гибкость, воспитывают чувство красоты и ритма движений, формирующие правильную осанку. Это очень увлекательная форма работы, задающая особый эмоциональный настрой. Ритмичные движения, кружения в такт музыки, танцы с различными предметами, построение разных танцевальных композиций – всё это позволяет ребёнку выразить себя и доставляет при этом огромное эмоциональное удовольствие. Каждое из упражнений  аквааэробики имеет название, игровую тематику. Таким образом, у ребенка вызывается интерес к выполнению предложенных занятий, что способствует более быстрому освоению и закреплению навыков двигательных действий в воде.

    Что дают ребенку занятия аквааэробикой?

     Во-первых, адаптация к водной среде обогащает двигательный опыт, дает новые впечатления, что так важно для развития детей.

     Во-вторых, водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект. Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия).

     В-третьих, ребенок должен понять, что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая среда, в которой можно находиться. Ведь самое главное — получать удовольствие от нахождения в воде.

     В-четвертых, велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

     Аквааэробика способствует:

    • формированию «мышечного корсета»;
    • предупреждению искривлений позвоночника;
    • гармоничному развитию почти всех мышечных групп;
    • устранению повышенной возбудимости и раздражительности;
    • созданию хорошего настроения.

     Аквааэробика выступает как сопутствующая форма обучения плаванию детей дошкольного возраста - она делает процесс обучения более эффективным, разнообразным, веселым, интересным. Придает занятиям яркую эмоциональную окраску, приносит ощутимую пользу здоровью.

    Аквааэробика позволяет:

     -   в разы уменьшить нагрузку на организм, чем в зале;

     -  проработать как по отдельности, так и в совокупности мышцы тела, рук, ног, ягодиц;

    - снять напряженность, нормализовать нервную систему;

    -  мышцам обрести утраченный тонус;

    -  коже быть подтянутой;

     - сжигать лишние калории и не набирать лишний вес;

    - во время занятий позвоночнику отдыхать и восстанавливаться;

    -  улучшить обмен веществ;

     - улучшить кровообращение, и укрепить сердечную мышцу наряду с другими мышцами.

     В последнее время аквааэробика стала очень популярной во всем мире. Это веселое эмоциональное занятие, так как упражнения выполняются под музыку и воздействие идет на все группы мышц. Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными [40]. Во время занятий в воде чередуется напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший, податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Так же активное движение рук и ног в воде, в безопорном положении укрепляет стопы ребенка, предупреждает развитие плоскостопия.

    Важным неотъемлемым элементом аквааэробики является музыка. Во время занятий в зависимости от ритма задается темп упражнений. Характер музыкального сопровождения определяет интенсивность движений и уровень нагрузки, или же указывает на перерыв для отдыха и расслабления.

    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.  Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует, можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

    Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.  Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье. Расслабление в воде достигается релаксационными упражнениями.

    Применение релаксационных упражнений направлено на снижение эмоционального напряжения. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры.

    Самый лучший способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя - это расслабиться. Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления дошкольников. Ведь систематические перенапряжения, утомления, раздражения очень сильно влияют на нервную систему, психологическое состояние ребенка и его здоровье в целом.

    Для релаксации в детском саду целесообразно применять игры и упражнения на расслабление, как отдельных частей тела, так и всего тела ребенка.

    Еще один из способов релаксации приемлемый в использовании для детей дошкольного возраста - это музыкотерапия. Звуки природы, нежные мотивы мелодии вводят нас в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой на релаксацию желательно применять тогда, когда ребенок занял удобное для него положение, и нет отвлекающих факторов. Ребенок прикрывает глаза и переносится со звуками музыки на берег озера, где щебечут птички и гуляет легкий ветерок, солнце нежно обнимает за плечи и становится так хорошо, что ребенок непроизвольно погружается в ауру спокойствия, во время которого организм закрепит начатое оздоровление. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Простая игровая релаксация для детей вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Психический и физический покой, достигаемый в результате этих упражнений, восстанавливает силы детей, у них возникает приятное расслабление, сменяющееся спокойным состоянием.

     

     

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ    ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1 Организация и контингент  исследования

    Экспериментальной базой исследования стало муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска, детский сад комбинированного вида № 484. В эксперименте участвовало  40 детей названного учреждения  - 20 девочек и 20 мальчиков в возрасте от 4 до 5 лет,  не имеющих противопоказаний к занятиям плаванию.  Дети были распределены методом свободной выборки по 20 человек в контрольной и экспериментальной группе. В каждой группе было  10 мальчиков и 10 девочек.

     Проверке подлежала методика обучения плаванию, детей дошкольного возраста, с включением в занятия элементов аквааэробики и релаксационных упражнений.

    Для эффективной организации занятий, выполнения упражнений, способствующих успешному формированию навыков плаваниясовместной игровой деятельности, двигательной активности, плавательный бассейн обеспечен необходимым спортивно-игровым и обучающим оборудованием.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2017 г. по май 2018 г. и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    Продолжительность эксперимента составила 28 недель.

    Процесс обучения плаванию детей контрольной  группы  организовывался  и проводился по программе дошкольного учреждения «Обучение плаванию в детском саду» Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л.  без изменений [11].  Особенностью проведения занятий по обучению плаванию детей в экспериментальной группе являлось применение  во время основного этапа обучения плаванию элементов аквааэробики, а на заключительном этапе использование релаксационных упражнений под спокойную музыку, где помимо стандартного оборудования  использовались современные поддерживающие средства, такие как нудлсы, нарукавники, пояса, аквагантели.

    Критериями оценки возможностей детей в плавании использовалась тестовые задания по  системе мониторинга Т.Казаковцевой, Л.М.Денякиной, В.К. Велитченко [42]:

    1. вдох и выдох в воду;

    2. умение лежать на поверхности воды;

    3. скольжение на груди с опорой;

    4. плавание вольным стилем на груди. 

    Свою работу мы строим с учётом следующих дидактических принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания:

    • Принцип научности предполагает построение организованной  двигательной деятельности в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
    • Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период младшего и старшего дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
    • Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха. Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. Увеличивается объем и интенсивность физической нагрузки, включаются более сложные упражнения. Здесь важен индивидуальный подход.
    • Принцип индивидуальности предполагает такое построение обучающего процесса и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психологическая стороны развития ребенка.
    • Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта. Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания.
    • Принцип чередования нагрузки или принцип рассеянной физической нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание движений, упражнений, игр, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов, то есть обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
    • Принцип наглядности является одним из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям, неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Принцип наглядности обязывает строить процессы занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, двигательной. Зрительная наглядность — это демонстрация движений в целом, по частям, с помощью ориентиров, наглядных пособий, видеофильмов. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образного слова.
    • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

    Занятия  в группах проводились 1 раз в неделю по 20 минут и  делились на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    Подготовительный этап (разминка 3-5 минут на суше). Он включал несколько идентичных  подготовительных имитационных упражнений в контрольной и экспериментальной группе, способствующих лучшему усвоению в воде техники плавательных движений (ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами). Отличительной особенностью проведения разминки, в экспериментальной группе было использование музыкального сопровождения, создающее положительный эмоциональный фон.

    К таким упражнениям относят:

    —  упражнения для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног и т. д.);

    — имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и  в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления и т. д.);

    — имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате  в положении на груди и на спине и т. д.).

     Основной этап (10-12 минут на воде). На этом этапе используются общеразвивающие и специальные физические упражнения  для освоения с водой и изучения техники плавания (вдохи и выдохи в воду, передвижения, прыжки в воде, лежание на поверхности воды, скольжение, игры и развлечения).

    В контрольной группе основной этап проводился по традиционной методике Т.И. Осокиной, а в экспериментальной группе на данном этапе применялись элементы аквааэробики, где также выполнялись упражнения по овладению техникой плавания под музыку, а после проводились игры в воде. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, на занятиях по обучению плаванию в эксперементальной группе помимо стандартного оборудования  использовались современные поддерживающие средства, такие как нудлсы, нарукавники, пояса, аквагантели. Современный инвентарь для бассейна не только способствует развитию физических способностей ребенка, но и повышает степень его вовлеченности в воспитательный процесс, увеличивает уровень детской безопасности.

    Заключительный этап (3-5 минут).  На заключительном (восстановительном)  этапе проводились игры успокаивающего характера, игры на внимание и  произвольное (свободное) плавание. С детьми экспериментальной группы в конце занятий применялся комплекс релаксационных упражнений с  поддерживающими средствами под спокойную музыку.

    2.2 Методы исследования

    С целью решения поставленных нами задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое тестирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент, метод математической статистики.

    Анализ научно-методической литературы. 

    Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 53 литературных издания. Анализ существующих методик показал, что в них предлагаются в основном традиционные подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста. В связи с этим появилась необходимость поиска эффективных современных технологий, нестандартных подходов, создающих условия для совершенствования навыков плавания.

    Педагогическое наблюдение. 

    Мониторинг плавательных умений и навыков  оценивался методом математической статистики. Ведь правильно выбранная статистическая методика – это 80% успех проведенной работы.

    Мониторинга плавательных умений обуславливает его задачи:

    1. Проанализировать качество усвоения плавательных навыков и умений детьми;

    2. Выявить индивидуальную динамику усвоения плавательных умений;

    3. Обозначить перечень проблем, которые необходимо вынести на обсуждение с целью устранения или коррекции.

    Для оценки возможностей детей в плавании использовалась следующие тестовые задания по  системе мониторинга Т.Казаковцевой, Л.М.Денякиной, В.К. Велитченко [42]:

    1. Вдох и выдох в воду;

    2. Умение лежать на поверхности воды;

    3. Скольжение на груди с опорой;

    4.  Плавание вольным стилем на груди. 

    Для выполнения каждого контрольного упражнения детям даётся две попытки, лучший результат фиксировался и заносился в протокол.

    В качестве критериев оценки используется 3х-бальная система на основе показателей, приведенных таблицах 1, 2, 3, 4.  Показатели для мальчиков и для девочек 4 – 5 лет различны.

    Для выявления общего уровня плавательной подготовленности суммируются баллы за каждое упражнение. Определение уровня плавательной подготовленности осуществляется в соответствии со шкалой оценки:

    1 - 4 балла – низкий уровень плавательной подготовленности;

    5 - 8 баллов – средний уровень плавательной подготовленности;

    9 – 12 баллов – высокий уровень плавательной подготовленности.

    Примечание – если ребёнок не способен выполнить контрольные упражнения, то ему выставляется 0 баллов.

    Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируется временные показатели упражнений с точностью до 0,1 секунды. По борту бассейна должна быть сделана разметка несмывающейся краской.

    Выполнение контрольных упражнений проводилось по следующей методике:

    • 1. Вдох и выдох в воду.

    Методика выполнения: И.П.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть.

    Оценка уровней: Секундомером фиксируется длительность первого по счету выдоха с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха – исчезновения пузырьков.

     Высокий  – активное пускание пузырей.

     Средний - редкие воздушные пузыри.

     Низкий – нет воздушных пузырей.

    Таблица 1    

    Длительность выдоха

    мальчики

    девочки

    Высокий

    3,1 сек

    3,0 сек

    Средний

    2,1 сек

    2,0 сек

    Низкий

    1,1 сек

    1,0 сек

    • 2. Умение лежать на поверхности воды.

    Методика выполнения: И.п. стоя, ноги врозь, руки в стороны – вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду.

    Оценка уровней: Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращается в момент опускания ног.

     Высокий (3 балла) – подбородок прижат к груди; горизонтальное положение тела; руки и ноги вытянуты.

     Средний (2 балла) – подбородок лежит на поверхности воды; тело прогибается в позвоночнике; руки согнуты в локтях, ноги в коленях.

     Низкий (1 балл) – плечи над поверхностью воды, ноги касаются дна.

    Таблица 2

    Критерии оценки умения лежать на поверхности воды

    Мальчики

    Девочки

    Высокий

    4,0 сек с опорой

    3,5 сек с опорой

    Средний

    3,0 сек с опорой

    2,5 сек с опорой

    Низкий

    1,0 сек с опорой

    1,0 сек с опорой

    • 3. Скольжение на груди с опорой.

    Методика выполнения: И.п.: стоя спиной к борту бассейна, в руках доска, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок обеими ногами от борта. Скольжение выполняется до полной остановки.

    Оценка уровней: Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения.

     Высокий – сильный толчок от опоры; голова опущена в воду.

     Средний – подбородок лежит на поверхности воды.

     Низкий – плечи находятся над поверхности воды.

    Таблица 3

    Критерии оценки скольжения на груди с опорой.

    мальчики

    Девочки

    Высокий

    2,50 метра

    2,00 метра

    Средний

    2,00 метра

    1,50 метра

    Низкий

    1,50 метра

    1,00 метра

    Примечание – Если ребёнок не способен выполнить контрольные упражнения, то ему выставляется 0 баллов.

    • 4. Плавание вольным стилем на груди.

    Методика выполнения: И.п.: стоя спиной к борту бассейна, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, наклониться вперед, оттолкнуться от бортика бассейна и проплыть вольным стилем на груди без остановки.

    Оценка уровней: Расстояние измеряется от места отталкивания до места остановки.

    Таблица 4

    Критерии оценки плавания на груди вольным стилем

    мальчики

    Девочки

    Высокий

    2,50 метра

    2,00 метра

    Средний

    2,00 метра

    1,50 метра

    Низкий

    1,50 метра

    1,00 метра

    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    3.1 Результаты начального обследования детей среднего дошкольного возраста

    В начале эксперимента методом тестирования мы оценили возможности детей.

    Анализ исследования результатов констатирующего этапа эксперимента показывает, что показатели умений и навыков в плавании у детей среднего дошкольного возраста ниже среднего уровня. Так в контрольной группе  из 20 детей выявлено: у 10 детей качества сформированы на низком уровне,  что составляет 50% от общего количества детей, средний уровень усвоения плавательных умений и навыков показали 5 детей (25%), низкий уровень у 5 детей (25%). В экспериментальной группе  из 20 детей, принимавших участие в эксперименте, выявлено: с высоким уровнем усвоения  4 ребенка (20%); у 11 детей (55%) – умения сформированы на низком уровне, у 5 детей средний уровень плавательных умений (25%).  

    По тесту «Вдох и выдох в воду» результаты группы контрольной и экспериментальной находились на среднем уровне.  Проведя тест  «Умение лежать на поверхности воды» показатели контрольной и экспериментальной групп имели 50 % низкого уровня.  Скольжение на груди с опорой выполнили только 4 ребенка из контрольной и экспериментальной группы, это 15% от общего количества детей. Проплыть вольным стилем смогли  лишь 20% (5 детей), 60% показали низкий результат.

     В процентном соотношении результаты обследования детей представлены на гистограмме (Рисунок 2), и выглядят следующим образом:

    Рисунок 2. Результаты сформированности плавательных умений и навыков детей контрольной и экспериментальной групп  в % соотношении (на констатирующем этапе).

    Таким образом, на начало экспериментальной работы, по результатам тестирования было выявлено, что уровни показателей умений и навыков плавания детей в контрольной и экспериментальной групп  не имели значимых различий.

    3.2 Анализ результатов и их обсуждение

    Для проверки  эффективности проделанной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента. Он проводился по технологии аналогично констатирующему этапу эксперимента в обеих группах, где при помощи имеющихся тестов проводилась диагностика. Во всех тестах давалось две попытки, фиксировался лучший результат, а данные заносились в протокол.

    После обследования показатели каждого ребенка анализировались и сопоставлялись с нормативными данными. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что уровень навыков плавания значительно изменился у детей экспериментальной группы А.

    Данные контрольного этапа эксперимента представлены ниже на гистограмме (Рис.  3).

    Рисунок 3. Результаты сформированности плавательных умений детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном  этапе в % соотношении.

    По результатам расчетов просматривается тенденция роста показателей в обеих группах, однако в экспериментальной группе по всем тестам рост  значительно выше. В процентном содержании, в экспериментальной группе  произошел значительный прирост показателей умений и навыков в плавании на 50%. Тогда как в контрольной группе  средний прирост составил 40%.

    Посчитав количественные данные среднего балла  оценки выполнения детьми контрольных тестов, мы сделали вывод, что организованная нами работа оказалась эффективной. Результаты  представлены ниже в Таблице 5.

    Таблица 5

    Тест

    Вдох и выдох в воду

    Умение лежать на поверхности воды

    Скольжение на груди с опорой

    Плавание вольным стилем

    Норма/

    мальчики, девочки

    М/

    3,1 сек

    Д/

    3, 0 сек

    М/

    4 сек.

    Д/

    3,5 сек.

    М/

    2,5 м

    Д/

    2 м

    М/

    2,5 м

    Д/

    2 м

    Экспериментальная группа

    3,2

    2,82

    4,4

    3,3

    2,6

    1,9

    2,9

    2,2

    Контрольная

    группа

    2,6

    2,4

    3,5

    3,1

    2,2

    1,6

    2,1

    1,5

    Наибольшие трудности дети  испытывали при выполнении заданий на вдох и выдох в воду, так как многие дети боялись погружаться в воду с головой (Рисунок 4). На начало эксперимента таких детей в экспериментальной группе было 45%, после экспериментальной работы эти качества на низком уровне остались у 1 ребёнка – 5%. В контрольной группе на контрольном этапе низкий уровень выполнения вдоха и выдоха в воду остался у 15 %.

    Рисунок 4. Результаты сформированности умений выполнения вдоха и выдоха в воду детей контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента в % соотношении.

    Среди испытуемых экспериментальной группы, показатели умения лежать на поверхности воды имели высокий результат 5% детей (Рисунок 5), на конец эксперимента стало 70%. Такой скачок закономерен, так как использование поддерживающих средств на занятии влияет на ускорение усвоений умений и навыков освоения в воде без боязни. В контрольной группе показатели ниже. Так, показатели умения лежать на поверхности воды имели высокий результат  10% детей, на конец эксперимента стало 50%.

    Рисунок 5. Результаты сформированности умений лежать на поверхности воды детей контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента в % соотношении.

    Наиболее высокие показатели демонстрировали дети экспериментальной группы по тестам на выполнение скольжения и плавания вольным стилем. (Рисунок 6 и 7). Это объясняется тем, что при выполнении упражнений под эмоционально-ритмичную музыку, у детей наблюдались более скоординированные и согласованные движения, соответствующие темпу.  Каждый ребенок стремился в движении, в пластике рук выразить свои   индивидуальные особенности, что помогало им приобрести уверенность в своих силах и развивать плавательные навыки. Дети  экспериментальной группы на занятиях были более активны, внимательны и эмоциональны.  

    Рисунок 6. Результаты сформированности умений выполнять скольжение на воде дете йконтрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента в % соотношении.

    Рисунок 7. Результаты сформированности умений плавания вольным стилем детей контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента в % соотношении.

    В контрольной группе, на контрольном этапе тесты на скольжение на груди с опорой и плавание вольным стилем выполняли  дети на высоком уровне 60%, в экспериментальной группе высокий результат показали 75% детей.

    Далее мы представим сравнительный анализ качественных показателей

    констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах  (Таблица 6).

    Таблица 6

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

         этапы

    уровни

    Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

    Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

    Высокий

    17%

    72%

    24%

    51%

    Средний

    26,5%

    20,5%

    21%

    37%

    Низкий

    56,5%

    7,5%

    55%

    12%

    Полученные данные сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапа  представлены ниже на гистограмме (Рисунок 8).

    Рисунок 8. Сравнительный анализ качественных показателей констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группах.

    Анализ результата проведенного исследования убеждает нас в том, что

    более выраженные положительные изменения произошли по показателям уровней умений и навыков плавания у детей экспериментальной группы. Таким образом,  имеет место наличие тенденции к улучшению развития умений плавания детей 4-5 лет под влиянием методики обучению плаванию с использованием элементов аквааэробики и релаксационных упражнений.

    Применение нашей  методики обучения плаванию детей 4-5 лет   обеспечило положительное влияние на освоение детей в воде и развитие навыков плавания.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Цель нашей работы заключалась в выявлении особенностей методики обучения плаванию детей дошкольного возраста.

    Средний дошкольный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка.

    В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды. В настоящее время многие дошкольные образовательное учреждения имеют возможность проводить не только физкультурные занятия на суше, но и в воде. Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата.

    На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по всем показателям статистически не отличались.

    После проведения исследования на определения уровней  развития умений и навыков плавания в контрольной и экспериментальной группе, было выявлено, что результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной. При сравнении показателей тестов по окончании основного эксперимента в  контрольной и экспериментальной группе,  отмечается, что приросты показателей в экспериментальной группе выше в конце эксперимента, чем в контрольной группе.

    Следовательно, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, показали, что  процесс обучения плаванию детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе стал эффективным, так как   на занятиях мы   применяли методику обучения плаванию с включением  элементов аквааэробики и релаксационных упражнений, вследствие чего дети быстрее осваивались в воде и обучались элементам плавания.

    Выводы:

    1.  Анализ литературных источников показал, что возраст 4-5 лет наиболее благоприятен для освоения детьми элементов спортивного и прикладного способов плавания.  К четырём годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать.

    2. Уровень умений и навыков плавания у детей среднего дошкольного возраста имеют показатели ниже среднего уровня.

    3.  Методика обучения плаванию детей 4-5 лет с использованием элементов аквааэробики и релаксационных упражнений, выполняемых под музыку, является эффективной, так как  в процессе обучения дети быстрее осваиваются в воде и обучаются элементам плавания. У детей на занятиях наблюдались более скоординированные и согласованные движения, соответствующие темпу,  каждый ребенок стремился выразить свои   индивидуальные особенности, что помогало им приобрести уверенность в своих силах и быстрее осваивать плавательные навыки.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

    1.  Дягтерева Е.И., Немеровский В.М., Горская И.Ю.
    2. Тимофеева Е.А., Осокина Т.И., Богина Т.Л. Обучение плавания в д/с .-М. 2001.
    3. Казаковцева Т.С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста, 1987.
    4. Петрова Н.Л., Баранов Н.А.: Плавание. Начальное обучение с видеокурсом. 2013.
    5. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников : Методическое пособие.  - М. : Айрис-пресс, 2003.
    6. Лопухин В. Я. Пятьсот статей по плаванию в журналах «Теория и практика физической культуры» / В. Я. Лопухин // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 11. - с. 24, 37-38.
    7. Мухина Е. А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками. Малаховка, 1999. — 156 с.
    8.  Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. –Г. –1992, Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: Знание, 1990.
    9.  Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : кн. для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. -М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
    10.  Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 184 с.
    11.  Д. Каунсилмен. Наука о плавании. -М.: Физкультура и спорт, 1972.
    12.  Карпман В.Л. Спортивная медицина. Учебное пособие для институтов Ф.К.М.: Физкультура и спорт, 1980.
    13.  Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: Знание, 1990.
    14.  Осокина, Т. И. Как научить детей плавать : пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1985.-80 с.
    15.  Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание, игровой метод обучения, 2006.
    16. Давыдов В.Ю. Организация учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ по плаванию - Самара: СГПУ, 2006. – 112 с.
    17.  Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б. Никитский. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 239 с.
    18.  Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. Пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
    19.  Абдурасулова Т. В. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии, 1997.
    20.  Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
    21.  Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. -М, 1967.
    22.  Венгер Л.А. Овладение опосредованными формами познания и формирование познавательных способностей ребенка. // Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986.
    23.  Богатырева А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет. -М., 1970. -20 с.
    24.  Мотеалегре У.Р. Роль речи в решении пространственных задач детьми дошкольного возраста: Автореф на соиск. уч. степ. кан. психол. наук. М., 1988. 20 с.
    25.  Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.,1996. -32 с.
    26.  Смирнова Е.О. Соотношение представлений о себе и других у дошкольников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М, 1989.
    27.  Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. -Айрис-Пресс, 2003.
    28.  Котляров А.Д. Теоретические и методические аспекты плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Журнал. Человек, спорт, медицина, 2006.
    29. 31. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста : занятия, игры, праздники / Н. Г. Пищикова. М. : Изд-во Скрипторий, 2008. - 88 с.
    30.  Большакова И.А. Маленький дельфин: нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста : пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И. А. Большакова. - М. : АРКТИ, 2005.
    31.  Шлячков Р.Н. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста: кроль на груди, кроль на спине. - Тамбов, 2006.
    32.  Еремеева JI. Ф. Научите ребенка плавать: программа обучения 4 плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие / JI. Ф. Еремеева. СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2005. - 112 с.
    33.  Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И., Павлова Т. Н., Никитина С. М.  Плавание: учебник /  под общ. Ред. Проф. Н.Ж. Булгаковой. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 290 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
    34.  Чертов, Н.В. Теория и методика плавания : [учебник] / Южный федеральный университет, Н.В. Чертов .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2011 .— 452 с.
    35.  Воронова, Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е. К. Воронова. СПб. : Детство-пресс, 2003.
    36.  Немеровский, В. М. Развитие физической культуры дошкольников 5-6 лет средствами сюжетно-ролевых игр : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04. / В. М. Немеровский. СПб, 2000. - 224 с.
    37.  Яцковец А. С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
    38.  Арзамасцева Л. С., Морозова Л. Д., Миклева Н. В. Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ. –М.: АРКТИ, 2011.
    39.  Большакова И.А. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. « Молодой дельфин» 2003г.
    40.  Якуб И. Ю., Старикова А. А. Влияние аквааэробики на организм // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 446-449.
    41.  Менхин Ю.В. Менхин А.В.  Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д 2002.
    42.  Казаковцева Т. О программе учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» // Дошкольное воспитание, 1996. № 5. 97-99 -с.
    43.  Усаков В.И.  Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск, 1989.



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста Выполнил слушатель группы №7 П/П-17 Петрова Татьяна Николаевна Руководитель : доцент кафедры спортивных дисциплин Межуева Татьяна Викторовна

    Слайд 2

    Цель исследования: Определить особенности методики обучения плаванию детей дошкольного возраста З адачи : Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования Выявить уровень навыков плавания дошкольников Рассмотреть методику обучения плаванию детей дошкольного возраста с использованием аквааэробики и релаксационных упражнений Оценить эффективность проведённой работы. Гипотеза исследования: Предположим, что процесс обучения плаванию детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если применять на занятиях аквааэробику и релаксационные упражнения. При внедрении в процесс обучения плаванию аквааэробики и релаксационных упражнений дети быстрее осваиваются в воде и обучаются элементам плавания.

    Слайд 3

    Анализ научно-методической литературы Педагогическое наблюдение Педагогическое тестирование Педагогический эксперимент Метод математической статистики МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Слайд 4

    Экспериментальной базой исследования стало МКДОУ г. Новосибирска детский сад комбинированного вида № 484. Всего в исследовании приняли участие 40детей названного учреждения - 20 девочек и 20 мальчиков в возрасте от 4 до 5 лет, не имеющих противопоказаний к занятиям плаванию. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2017 г. по май 2018 г. Контрольную и экспериментальную группу составили по 20 детей -10 мальчиков и 10 девочек в каждой группе. Организация и контингент исследования

    Слайд 5

    Рисунок 1. Результаты сформированности плавательных умений и навыков детей контрольной и экспериментальной групп в % соотношении на констатирующем этапе.

    Слайд 6

    Процесс обучения плаванию детей контрольной группы организовывался и проводился по программе дошкольного учреждения «Обучение плаванию в детском саду» Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. без изменений. Особенностью проведения занятий по обучению плаванию детей в экспериментальной группе являлось применение во время основного этапа обучения плаванию аквааэробики , где помимо стандартного оборудования использовались современные поддерживающие средства, такие как нудлсы , нарукавники, пояса, аквагантели , лопатки для рук, а на заключительном этапе проводились релаксационные упражнения под спокойную музыку.

    Слайд 7

    Рисунок 2. Результаты сформированности плавательных умений и навыков детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе в % соотношении.

    Слайд 8

    Рисунок 3. Показатели констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной и контрольной группе

    Слайд 9

    Анализ литературных источников показал, что возраст 4-5 лет наиболее благоприятен для освоения детьми элементов спортивного и прикладного способов плавания. К четырём годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать. Показатели начального эксперимента выявили, что умения и навыки плавания у детей среднего дошкольного возраста ниже среднего уровня. Методика обучения плаванию детей с использованием аквааэробики и релаксационных упражнений является эффективной, так как при выполнении упражнений под эмоционально-ритмичную музыку, у детей наблюдались более скоординированные и согласованные движения, соответствующие темпу, каждый ребенок стремился выразить свои индивидуальные особенности, что помогало им приобрести уверенность в своих силах и быстрее осваивать плавательные навыки. При оценке эффективности проведённой работы, мы увидели, что все показатели умений и навыков плавания в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. В процессе обучения дети экспериментальной группы быстрее осваиваются в воде и обучаются элементам плавания. Следовательно, методика обучения плаванию с применением аквааэробики и релаксационных упражнений может быть предложена для работы с детьми. Выводы

    Слайд 10

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

    Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

    В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

    Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

    Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

    Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

    Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

    Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

    В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

    Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

    Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...