Комплексы физкультурных минуток и динамических пауз
методическая разработка по физкультуре

Савченко Ирина Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_fizk.minutok.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

ул. Затонская, 5 – А, г. Красноярск, РФ, 660025, тел./факс: (391)213 -11-74, e-mail:  mdou22@yandex.ru

ОКПО 54493022, ОГРН 1022401951428, ИНН/КПП 2461023042/246101001

Комплексы физкультурных минуток и динамических пауз.

Разработал:

                                                                                                                          воспитатель 1 квалификационной

категории

Савченко И.А.

Красноярск 2018г

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен.

Но далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья человека. Насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у  дошкольников  любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется  физкультминутка!      

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.  В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. 

Цель моей работы:  повысить или удержать умственную работоспособность детей в процессе образовательной деятельности, обеспечить кратковременный отдых.
Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания;

    Становясь старше, дети все больше времени проводят в образовательной деятельности. Нам необходимо помнить, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение 5-10 минут не принесет детям пользы, а наоборот вызовет утомление, безразличие к происходящему. Поэтому не следует пренебрегать физкультминутками и динамическими паузами.

    Что же такое динамические паузы, физкультминутки - это кратковременные упражнения, с целью предупреждения утомляемости, восстановления умственной работоспособности .

    Выделяют ряд оздоровительных функций  динамических пауз, которые проводятся в течение всего дня.
  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению. 



Динамические паузы - это подвижные, и хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, массаж кистей рук (пшеном, рисом) пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам,  пуговицами, «классики» и т.д.).

Динамические паузы или физкультминутки рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Показателем необходимости является так называемое двигательное беспокойство детей, ерзание на стуле, зевание, ослабление внимания, отвлечение.

Формы проведения: 

Выделяют следующие формы проведения динамических пауз или физкультминуток:

ОРУ - упражнения для разных групп мышц, закончить можно прыжком, бегом, или ходьбой. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
Вразвалку ходит, как моряк, - ходьба на носках;

Белый галстук, черный фрак - ноги на ширине плеч;

В Антарктиде среди льдин - руки выпрямлены;

Проводят дни свои Пингвины - руки отведены в стороны, приподняты вверх

В форме дидактической игры с движениями: Например, детям была предложена динамическая пауза в виде игры: «Олимпийские кольца»

Правила игры: в игре участвуют 10-15 детей старшего возраста. Педагог предварительно раскладывает на ковре листы бумаги белого цвета, формата А 4 и кольца (изготовленные из цветного скотча или картона) синего, красного, желтого, черного и зеленого цветов по количеству детей (например, если детей 10, то 10 колец синего, 10 красного и т. д.). Играет музыка, дети бегают, музыка прекращается, дети берут в руки кольцо и выкладывают на лист. Игра продолжается до тех пор, пока дети не выложат на листе символ Олимпиады - олимпийские кольца. С детьми предварительно провести беседу о значении каждого цвета олимпийских колец и других символах олимпиады.
В форме выполнения движений под текст стихотворения:


Я прошу подняться Вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед, смотри – это «три».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем тихонечко присесть – это «шесть».
Динамическая пауза с элементами самомассажа: "Послушаем дождик". 

Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
Во время проведения динамических пауз, физкультминуток уделяем большое внимание требованиям к проведению:
- физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления, зависит от возрастных особенностей, вида деятельности, сложности материала:
- упражнения должны быть просты по структуре;
- удобны для выполнения по ограниченной площади;
- содержание должно сочетаться с целью деятельности;
- упражнения выполняются вместе с детьми;
- нельзя принуждать выполнять, если ребенку не хочется.
Технология проведения динамической паузы:
Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей становлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро Татьяна Васильевна». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Татьяна Васильевна». «Доброе утро, Алина». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу дети делятся на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. 

Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игровые тренинги, подвижные игры. Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Общеукрепляющие упражнения


Эти упражнения могут быть использованы: во время физкультурных занятий в ДОУ, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики дома или в детском саду, на коррекционно-развивающих занятиях различных специалистов с детьми, в том числе имеющими тяжелые нарушения в развитии, для развития и дифференциации различных мышечных ощущений.

Упражнения для снижения мышечного тонуса:

Мы ногами — топ-топ,


Мы руками — хлоп-хлоп.


Мы глазами — миг-миг.


Мы плечами — чик-чик.


Раз — сюда, два — туда,


Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два —привстали,


Руки кверху все подняли.


Сели, встали,


Ванькой-встанькой словно стали.


Руки к телу все прижали


И подскоки делать стали,


А потом пустились вскачь,


Будто мой упругий мяч.


Рад-два, раз-два,


Заниматься нам пора! Движения выполнять по содержанию текста.


Руки на поясе. Моргаем глазами.


Руки на поясе, плечи вверх-вниз.


Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.


Движения выполнять по содержанию текста.


Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.


Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия.


По ровненькой дорожке:


По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.
Вот наш дом,

В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии).

Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох).

Ходьба по ровной поверхности.

Присесть на корточки.

Сложить ладони, поднять руки над головой.


Пальчиковые игры:

Этот пальчик — самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

Этот пальчик — безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький — мизинчик,

Любит бегать в магазинчик! Показать большой палец правой руки.

Указать друг на друга указательным пальцем правой руки.

Согнуть средний палец.

Сгибаем безымянный палец, как будто он не хочет манной каши.

Оттопырить мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.


Упражнение повторить несколько раз. Затем то же самое проделывают левой рукой.


Упражнения на развитие восприятия ритмов


окружающей жизни и ощущений собственного тела


Большие ноги

Шли по дороге:


Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.


Маленькие ноги


Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.


Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.


Ходьба по линии:


Хорошим упражнением для детей, начиная с 2-летнего возраста, является ходьба по линии. Лучше всего нарисовать эллипс (3х4 м) или круг диаметром 3 м.


Начинать ходьбу нужно в медленном темпе, желательно под спокойную музыку. Усложняя упражнение, можно менять музыку на более быструю и изменять темп движения по кругу (убыстряя его до бега). Можно чередовать темп движений, изменяя музыку.


Можно использовать разные виды ходьбы: на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, и т. п.


Можно подражать походке различных животных: попрыгать, как зайчики; пройтись, как косолапые мишки; пробежать на носках, как маленькие мышки; пройтись, топая, как большие слоны, и т. п.