Перспективное планирование "Летящий мяч"
календарно-тематическое планирование по физкультуре (подготовительная группа)

Перспективное планирование "Летящий мяч" для развития физических качеств дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letyashchiy_myach.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование программы

«Летящий мяч»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составитель: инструктор по физической культуре

Наталья Александровна Котельникова

Пояснительная записка

Актуальность:

Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

В процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения.

                           

Проблема:

Недостаточное владение двигательными навыками с мячом.

Цель:

Обогащение двигательного опыта детей 5-7го года жизни, посредством организации  игровых действий с мячом.

Задачи:

1.Обучать двигательным навыкам  владению мячом на  высоком уровне.

2.Знакомить дошкольников с историей игр (волейбол, пионербол, баскетбол)

3.Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

4.Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

5.Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

6.Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май). 1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями.

Итогом детской деятельности являются физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка.

Используемый материал: мячи резиновые разного размера, волейбольная сетка, гимнастические скамейки, баскетбольное кольцо, мишени для метания в горизонтальную цель и т.д.

Срок реализации: 1 год

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей

Диагностические критерии:

1.Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает    внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.

2.Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

3.Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен  придумать новые варианты действий с мячом.

Предполагаемый результат:

1.Овладение навыками работы с мячом на  высоком уровне.

2.Освоение правильной техники в спортивные игры.

3.Выявление улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

4.Овладение технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, отбивание и ведение, как на месте, так и в движении. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

5.Понимание детьми сущности коллективной игры с мячом, цель и правила.

Организация образовательной деятельности:

На занятиях и вне занятий:

1.Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.

2.Выполнение действий с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча.

3.Орзанизация мероприятий с включением подвижных и спортивных игр с мячом.

Работа с родителями:

1.Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.

2.Совместная деятельность детей и родителей в играх  с мячом.

3.Организация фотовыставки «Летящий мяч»

Наглядная информация для родителей:

• Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)

• Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Название мероприятия

сентябрь

1.Мониторинг  детей старшего дошкольного возраста.

2.Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале

3.Подготовка детей к обучающему процессу

4.Информирование родителей о результатах обследования

октябрь

Консультация с родителями на тему «Школа мяча»

ноябрь

Спортивное мероприятие «Мы с мячом очень дружим»

декабрь

Оформление наглядной информации для родителей.

январь

Беседа об организации подвижных игр для дома, улицы с мячом

февраль

Оформление фотовыставки

март

Веселые старты: «Играем вместе»

апрель

Разработка памяток «Игры с мячом» для родителей

май

Итоговый мониторинг детей старшего дошкольного возраста

Проведение спортивного мероприятия среди групп старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

1.Проведение мониторинга по умению работать с мячом, с целью выявления имеющихся трудностей у детей, формирования в подгруппы для занятий в кружке, корректировки перспективного плана, на основе полученных результатов.

Октябрь

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

-На носках, руки вверх с   большим мячом;

-на пятках, руки с мячом вперед;

-на внешней стороне стопы, мяч за спиной;

В колонне по одному с изменением темпа по сигналу;

-врассыпную с подбрасыванием мяча вверх;

-с остановкой на сигнал

1.Подбрасывание мяча двумя руками вверх

2

Перебрасывание мяча в парах двумя руками снизу

Гонки  мячей (книга «Играйте на здоровье» стр44)

2

В колонне по одному с заданиями:

-на носках, руки вперед, перекладывая  средний мяч перед собой и за спиной;

Руки вверх, перекладывая мяч из одной руки, в другую;

Обычный, в колонне по одному, мяч к груди;

-«змейкой» по залу;

-с высоким подниманием коленей;

-врассыпную

1Подбрасывание мяча вверх одной рукой и ловля двумя руками;

2.Перебрасывание мяча в парах двумя руками снизу

«Передал-садись»

3

-обычная, с большим мячом в руках;

-с выпадами, мяч вперед;

Подскоки, мяч у груди;

Бег обычный в колонне по одному мяч у груди;

На сигнал-упор присев;

-на сигнал

1.Подбрасывание мяча одной рукой и ловля двумя.

2.Перебрасывать мяч в парах способом из-за головы;

«Охотники и утки»

4

На носках. руки с мячом вверх, на пятках, руки с мячом вперед; в полуприседе;

-на четвереньках, толкая мяч головой

Обычный;

-с ускорением;

-боковой галоп;

с прыжком вверх

1.Ведение мяча на месте и в движении правой и левой рукой

2.Передача мяча через сетку в парах разными способами

«Вышибалы» (О.Е.Громова «Спортивные игры для детей»

Ноябрь

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

В колонне по два с заданиями:

-на носках, руки вверх;

-на наружных сводах стоп, мяч за спиной;

-с высоким подниманием колен

В колонне по два с заданиями

-хлопок-поворот с мячом;

-2 хлопка прыжок вверх с мячом;

-свисток-остановка, отбивание на месте;

-удар в бубен-отбивание мяча с продвижением вперед

1.Передача мяча в движении парами

2.Отбивание мяча о стену разными способами

«Мяч в обруч»

(О.Б. Казина» Лучшие спортивные занятия в детском саду)

2

В колонне по одному с подбрасыванием мяча вверх;

-спиной вперед, руки с мячом вперед;

-широким и мелким шагом

-обычный;

-с ускорением-с поворотом на сигнал;

-по диагонали зала

1.Ведение мяча, изменяя направление движения

2.Передача мяча в парах, спиной друг к другу

«Перенеси быстрей мячи»

(О. Б. Казина стр 147)

3

Ходьба в колонне по одному по полосе препятствий:

-по канату, руки с мячом вперед;

-по скамейке в наклоне, толкая руками мяч;

-ведение мяча змейкой между предметами

По гимнастической скамейке(з шт.)

-с ноги на ногу по ориентирам;

подскоками;

-с изменением направления движения

1.Отбивание мяча на месте разными способами

2.Ведение мяча, изменяя направление движения

«Ловишка с мячом» (О.Б. Казина стр 135)

4

-на носках, мяч вверх;

-на пятках, мяч вперед;

приставным шагом, мяч за головой;

-на внешней стороне стоп, мяч за спиной

Обычный, мяч в согнутых руках у груди;

-на сигнал-остановка, подбросить мяч вверх;

-боковой галоп, мяч в прямых руках вперед;

1.Передача мяча в парах способами стоя на коленях, сидя по «турецки»;лежа на животе;

2.Отбивание на месте левой  и правой рукой попеременно

«Давай-ка, отними!» (О. Б. Казина стр 133)

Декабрь

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

На носках, руки с мячом вверх;

-на пятках, руки за головой;

-на ладонях и носках, толкая головой мяч

-Широким шагом;

-семенящим шагом;

-по диагонали зала;

-с ускорением

1.Метание малого мяча на дальность

2.Перебрасывание мяча в парах через сетку

«Забавные пингвины» (используя мяч-«еж» среднего размера)(Л.М .Алексеева «Спортивные праздники и досуги»стр119)

2

Обычная, мяч у груди;

-в полуприседе;

-спиной вперед, мяч вперед;

-«змейкой» отбивая мяч между предметами

-обычный;

-с ускорением;

-с перепрыгиванием через гимнастическую палку;

-со сменой направления движения

1.Метание малого мяча в  горизонтальную цель

2.Отбивание мяча о пол и ловля его после отскока от пола с хлопком в ладоши

«Мяч через сетку»

3

-на пятках, мяч за спиной;

-боковым приставным шагом, мяч вперед;

-по гимнастической скамейке;

-с высоким подниманием коленей

-в колонне по одному;

-врассыпную;

-с пролезанием в обруч;

-с остановкой по сигналу (стойка на одной ноге)

1.Перебрасывание мяча в кругу (тройками, пятерками, восьмерками)

2.Отбивание среднего мяча о пол двумя руками и ловля после отскока

«Веселый мячик, быстро скачет» (отбивание и ведение мяча в командах, на скорость)

4

-по полосе препятствий:

-ходьба по гимнастической скамейке на носках, мяч вверх;

-по канату, приставным шагом, мяч к груди;

-с перешагиванием через гимнастические палки

-бег в колонне по одному по полосе препятствий:

-по скамейке;

-«змейкой» огибая предметы;

-прыжки из обруча в обруч на двух ногах

1. Передача мяча при движении в парах

2.Отбивание мяча на месте попеременно правой и левой рукой

«Чья команда больше перебросит мячей через сетку» (за определенное время или под счет)

Январь

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

На носках, руки вверх;

-на ладонях и носках;

-«по-медвежьи»;

-на ладонях и ступнях -«каракатица»

Широким шагом;

-семенящим шагом;

-по диагонали зала;

«змейкой»,огибая предметы

1.Ведение мяча «змейкой» между предметами

2.Прокатывание мяча по прямой, сбивая предметы

«Невидимка» (М.А.Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников» стр 263)

2

На носках, руки в стороны;

-перекатом с пятки на носок;

-в полуприседе:

-спиной вперед;

-«змейкой»

-обычный;

-с ускорением;

-с перепрыгиванием через гимнастическую палку;

-со сменой направления движения;

1.Передача мяча через сетку, в парах, разными способами

2.Ведение мяча двумя руками по прямой

«Охотники и утки»

3

-на пятках, руки за головой;

-боковым приставным шагом;

-с высоким подниманием колен;

-по гимнастической скамейке

Обычный бег в колонне по одному;

-с пролезанием в обруч;

-с остановкой по сигналу, выполняя упражнение на равновесие (стойка на одной ноге)

1.Передача мяча при движении в парах

2.Отбивание мяча на месте попеременно правой и левой рукой

«Вышибалы»

4

По полосе препятствий:

-ходьба по гимнастической скамейке на носках;

-по канату приставным шагом;

-с перешагивание через гимнастические палки

Бег в колонне по полосе препятствий:

-по скамейке;,

-«змейкой» огибая предметы;

-прыжки из обруча в обруч на двух ногах

1. Ведение мяча, изменяя направление движения

2. Перебрасывание мяча в кругу (тройками, пятерками, восьмерками)

«Прокати мяч в тоннеле» (О.Б.Казина; стр71)

Февраль

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

-на носках, средний мяч в прямых руках вверх;

-на пятках, мяч вперед;

-на внешней стороне стопы, мяч в прямых руках, за спиной

-обычный, мяч в согнутых руках у груди;

-на сигнал -остановка, подбросить мяч вверх;

-боковой галоп, мяч в прямых руках вперед;

-хлопок-поворот на 360 градусов

1.Отбивание мяча о стену двумя руками снизу

2.Перебрасывание мяча через сетку в командах

«Мяч через сетку» (пионербол)

2

В колонне по 2 с заданиями:

-на носках, руки вверх;

-на наружных сводах стоп, руки за спину;

-приставным боковым шагом;

-бег в колонне по полосе препятствий:

-по бревну;

-«змейкой», огибая предметы;

-прыжки из обруча в обруч на двух ногах

1.Ведение мяча на месте одной рукой

2.Передача мяча через сетку в парах разными способами

«Мяч в обруч»

3

-на носках, руки вверх;

-перекатом с пятки на носок;

-спиной вперед;

-в полуприседе;

-«змейкой»

-обычный;

-с ускорением;

-боковой галоп;

-на сигнал свистка прыжок вверх(хлопок над головой)

1.Ведение мяча в движении одной рукой.

2.Отбивание мяча о стену двумя руками и ловлей после отскока от пола

«Ловишка с мячом»

4

-на носках, руки вверх;

-на пятках, руки в стороны;

-на ладонях и носках, («по- медвежьи»);

-на ладонях и ступнях («каракатица)

-широким шагом;

-семенящим шагом;

-по диагонали зала;

«змейкой», огибая предметы.

1.Метание малого мяча на дальность

2. Прокатывание мяча по прямой, сбивая предметы

«Мой веселый звонкий мяч» (О. Б. Казина стр 45)

Март

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

По полосе препятствий:

-ходьба по гимнастической скамейке на носках;

-по канату, приставным шагом;

-с перешагиванием через гимнастические палки

-бег в колонне по полосе препятствий

-по скамейке;

-«змейкой» огибая предметы;

-прыжки из обруча в обруч, (попеременно на каждой ноге)

1.Ведение мяча «змейкой» между предметами

2. Перебрасывание мяча в кругу (тройками, пятерками, восьмерками)

«Невидимка»

2

-на носках, руки в стороны;

-на пятках руки на поясе;

-на внешней стороне стопы, руки за голову;

-с выпадами вперед,

приставляя ногу, на выпад-хлопок;

-подскоки;

-захлесты голеней»

-обычный;

-с ускорением;

-с поворотом на сигнал;

-по диагонали зала;

1.Подбрасывание мяча вверх одной и ловля двумя руками

2.Метание малого мяча в горизонтальную цель

«Гонки мячей»

3

В колонне по одному с ритмичными хлопками;

-перекатом с пятки на носок;

-спиной вперед, руки вперед;

-мелким ,семенящим шагом;

-широким шагом

-обычный;

-с ускорением;

-боковой галоп;

-на сигнал свистка-прыжок вверх (хлопок в ладоши)

1. Передача мяча через сетку, в парах, разными способами

2. Перебрасывание мяча в кругу (тройками, пятерками, восьмерками)

«Мяч через сетку»

4

По полосе препятствий:

-ходьба по гимнастической скамейке на носках;

-по канату, приставным шагом;

-с перешагиванием через гимнастические палки

Бег в колонне по полосе препятствий

-по скамейке;

-«змейкой», огибая предметы;

-прыжки из обруча в обруч, на двух ногах

1. Передача мяча через сетку в парах разными способами

2. Отбивание мяча о стену двумя руками снизу

«Веселые кенгуру» (используя мячи среднего размера, либо мячи-«ежи»

Апрель

Недели

ходьба

бег

упражнения

Подвижные игры

1

Обычная ходьба в колонне;

-ходьба гимнастическим шагом;

-перекатом с пятки на носок;

-спиной вперед,

-«змейкой» огибая предметы;

-по диагонали зала;

Легкий бег в колонне;

-бег с ноги на ногу из обруча в обруч;

-бег в чередовании с прыжками на двух ногах с продвижением вперед;

-бег врассыпную в чередовании с ходьбой.

1Знакомство с правилами игры «пионербол»

«Мой веселый звонкий мячик» (командные игры-эстафеты)

2

-на носках, руки в стороны;

-на пятках, руки за головой;

-на ладонях и носках (по-медвежьи);

-на ладонях и ступнях -«каракатица»

С выполнением заданий на сигнал:

-упор присев;

-стойка на носках;

-поворот кругом(360градусов)

-со сменой направления движения

1.Изучение подачи мяча в игре «Пионербол»

«Охотники и лисицы»(«Играйте на здоровье»стр33)

3

-Обычная» перекрестная

-с выпадами, приставляя ногу (на каждый выпад, мяч вперед)

-подскоки;

-захлесты голеней

-обычный;

-с ускорением;

-боковой галоп;

-с прыжком вверх и хлопком

Закрепление правил и подачи мяча

«Рывок за мячом» (Играйте на здоровье,стр48)

4

В колонне по два с заданиями:

-на наружных сводах стоп, руки за спиной;

-приставным шагом;

-на носках, руки вверх

В колоне по два с заданиями:

-хлопок-поворот;

-2хлопка-прыжок вверх;

-свисток-упор присев;

-удар в бубен-остановка

Техника игры

«Мяч через сетку»

Май - открытое мероприятие, совместно с родителями.

Правила игры в пионербол

Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек в каждой

1.Подача выполняется броском одной рукой через сетку

2.С мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.

3.Разрешается совершать не более одного паса в атаке.

4.Игра проводится из двух или трех партий до 25 очков. Если счет в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.

Команда теряет право на подачу если:

5.Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;

  1. Мяч коснулся пола на своей площадке;
  2. Подача выполняется не с места;
  3. Сделано более трех шагов с мячом в руках;
  4. Сделано более одного паса при атаке.

Правила в игре пионербола с 2 мячами:

Существует несколько вариантов игры. Играть в пионербол интересно в каждом случае. При игре в пионербол с двумя мячами, каждой команде дают по мячу. По свистку начинается игра. Команды пытаются перебросить мяч на сторону соперника. Засчитывается проигрышное очко той команде, в чьем владении находится   сразу  оба   мяча. Важным нюансом такого правила является то, что мяч считается во владении команды, если ее коснулся игрок или же он ударился о землю. В случае если мячи ударяются друг с другом в воздухе, партия начинается заново.

Используемая литература

1.О.Е.Громова. «Спортивные игры для детей» - издательство Москва;2008.

2.М.А. Давыдова. «Спортивные мероприятия для дошкольников» -издательство Москва «ВАКО»,2007.

3Л.М.Алексеева. «Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных образовательных учреждениях»; Ростов на Дону «Феникс»; 2005

4.О.Б.Казина. «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду»; Ярославль; Академия развития 2009

5.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения под ред. С.О.Филипповой; Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.

Перспективное  планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...