конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гермоний Светлана Сергеевна

конспект "Экологическая тропа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект «Экологическая тропа»

        Воспитатель МБДОУ

                                                      «Детский сад с. Высокое Красноармейского района

 Саратовской области»: Гермоний Светлана Сергеевна

2021 год

Цель:

 Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Задачи: 

-Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой;
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Остановками экологической тропы являются: 
1. «Берёзка»

2. «Фруктово – ягодный сад»

3. «Веселый скворечник»

4. «Терем-теремок»

5. «Царство Царевны лягушки»

6.«Цветик – семицветик»
                                             

                                               Ход занятия: 

Воспитатель: Дорогие мои, я рада видеть вас таких красивых и добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось! Для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Воспитатель предлагает подарить друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята! Я очень люблю путешествовать, а вы любите? У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать, какое путешествие нас ждет?

Дети: да

Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе. Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
 Дети: на ней растут деревья и цветы.

Воспитатель: Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год

А вы любите тайны? Сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Может кто то хочет прочитать стих об осени. И я знаю одно красивое стихотворение, сейчас я вам его прочитаю. (читает стихотворение об осени).

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).

- Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?! 

 1 Станция: «Берёзка» 

Воспитатель: А вот сейчас я вас познакомлю с первой тайной, ребята, вы знаете, что листья умеют разговаривать? Нет, тогда я предлагаю подслушать их разговор.

Воспитатель предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель: Раз, два, три березу найди!

Дети находят березу и бегут к ней.

Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что это береза?

1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.

2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.


Воспитатель:  Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.
- Вы согласны? (Да)
Письмо берёзы:
« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
 Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».) 
- Спасибо, ребятки. Вы молодцы. А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки? 
Молодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне» 

2 Станция: «Фруктово-ягодный сад»

  Воспитатель: Для сада выбрано место, защищенное от ветра, подобраны неприхотливые к условиям обитания плодово-ягодные саженцы и привлекательные для проведения наблюдений растения

Объекты для наблюдений: Яблони. Слива.  Смородина.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение

Ягоды смородины
Черны, как агаты.
Соберем смородины
Урожай богатый.
Есть рецепт старинный,
Как варить компот,
Чтобы витамины
Были круглый год.
(Т. Шорыгина)

 Душистая ягода смородина название получила свое от слова «смородь», что означает «сильный запах».
     Черная смородина богаче остальных ягод питательными веществами, витаминами и особенно витамином С. Красная смородина выдерживает более низкие температуры, чем черная смородина, светолюбива и засухоустойчива. 
 Есть еще смородина золотистая, ягоды которой имеют желтовато-белый цвет. Золотистая смородина может расти даже на песчаных или каменных почвах.
 
Загадка
Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
Из нее для ребят
Готовят мусс и мармелад.
(Смородина)

- Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Пока мы идем дальше, давайте поиграем?!

 Дидактическая игра «Овощи - фрукты»

Кто тут ловкий, погляжу…
Руки выше поднимаем -
Если овощ вам скажу.
Если фрукт я назову,
Руки быстро на траву!

( картофель, абрикос, морковь, капуста,  яблоко, перец, груша, огурец, кабачок, лук, виноград, свекла, персик, слива, редька).

           

3 Станция: «Веселый скворечник» 


Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Вопросы:
- Что такое скворечник? (ответы детей)
- Откуда он взялся на нашем участке? (ответы детей)
- Для кого человек сделал скворечник? (ответы детей)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице? (ответы детей)
- Ребята, а когда можно услышать голоса скворцов? (ответы детей)
- Да, пенье скворца можно услышать летом. А почему скворца нельзя услышать зимой? (ответы детей).
- Да, скворцы на зиму улетают в теплые края, потому что они не могут переносить такие сильные морозы, которые бываю у нас зимой. Перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.
- Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)
- После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички).

 Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вам нравиться наше путешествие? Посмотрите, сколько здесь листочков, я предлагаю сейчас вам немножко отдохнуть и поиграть с листочками. Вы любите играть? Я тоже очень люблю играть.

Физкультминутка:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся,)

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны),

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились наземь спать (садятся на корточки).

Воспитатель: ну что, отдохнули, продолжаем наше путешествие, ведь нас ждет много тайн еще не разгаданных? Воспитатель вместе с детьми продолжает своё путешествие.

     4 Станция: «Терем-теремок»

Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы  думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Дети рассматривают пень.

       5 Станция: «Царство Царевны - лягушки»

искусственный водоём - не большое углубление, заполненное водой. Вокруг воды высажены различные растения: папоротник, лилейник, незабудка, примула.

   Воспитатель: Это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость; здесь живут лягушки и водные насекомые

   Воспитатель: предлагаю всем вспомнить основные правила   поведения возле водоема (не шуметь, чтобы никого не спугнуть; не мусорить; близко к воде не подходить, чтобы не упасть).

Физкультминутка.

На лужайке у реки

Посадили мы дубки (дети присаживаются).

Веселей расти, дубрава,

Всем на радость,

Нам на славу (дети встают, поднимают руки вверх)!

С каждым годом расцветай,

Шум зелёный поднимай (наклоны).

Будьте счастливы, дубки,

На лужайке, у реки!

 6 Станция: «Цветик – семицветик» (клумба)

 Воспитатель: Ну что, продолжаем наше путешествие, ведь ещё много тайн природы не разгадано. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе

Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
( цветы)
- Какое сейчас время года?
- Что происходит с растениями  осенью?

- Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля, насекомые и люди.)
- Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод).
- Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.) 
- Как нужно ухаживать за клумбой, чтобы она всегда радовала красивыми цветами? (Прополка , рыхление , подкормка , правильный полив. Ни в коем случае нельзя поливать цветы под палящим солнцем, поскольку это может вызвать у них появление ожогов,  это лучше делать утром или вечером.). Можно ли их срывать с клумбы? 
- Ребята, цветы бывают однолетними и многолетними.
- Однолетними называют те цветы, которые живут от весны до осени, например, астры и бархатцы; многолетними называют те цветы, которые живут и цветут больше двух лет, например: роза, нарцисс, хоста, лилия. . А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе?

- На нашей клумбе растут петунии (однолетнее), бархатцы (однолетнее), декоративная трава осока (многолетнее), хоста(многолетнее). Воспитатель вместе с детьми рассматривает знакомые цветы на клумбе. 

 «Бархатцы» – это однолетнее травянистое растение с ветвистыми стеблями, которые образуют широкие и густые кусты. Листья перисто- рассеченные. Цветочные корзинки желтые, темно-оранжевые, буровато-оранжевые. Тычинок в цветке пять, пестик с двумя рыльцами и нижней завязью. Плоды – линейные семянки. Используется как декоративное, лекарственное растение. Обратить внимание на их различную окраску, форму и величину: низкие, желтые, оранжевые.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

А какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке? С какими тайнами мы сегодня познакомились?

Дети рассказывают о том, что им больше всего понравилось

Воспитатель: Вы сегодня поработали очень хорошо, порадовали меня своими результатами, я вами очень горжусь. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей прогулке листочки, которые нужно раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....