Чтение сказки «Родные вещи»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Бакушкина Светлана Александровна
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Читая сказку «Родные вещи» Т.А Шарыгиной у детей воспитывается ответственность, за дело, которое тебе поручили, за себя и своих близких, за свои поступки; обязательность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_skazki_rodnye_veshchi.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение литературных произведений.

Чтение сказки «Родные вещи»

Цель: учить сопереживать другим людям, чувствовать чужие радость и боль.

Жила в одной деревне дружная семья: дедушка да бабушка, батюшка да матушка и двое детей – Настя и Ваня. Изба у них была хорошая, новая. Ведь батюшка-то плотник отменный. Топор в его руках становится быстрым и ловким. Посреди избы – русская печка. А в печке — щи духовитые, каша рассыпчатая, пироги да блины румяные.

Все в семье работать любили. Летом на огороде или в поле трудятся, а зимой каждый своим ремеслом занимается. Дедушка лапти плетет, бабушка пряжу прядет, матушка с дочкой – искусные рукодельницы – шьют, вяжут, вышивают. А Ванюшка все около отца вертится — всему у него понемногу учится.

Однажды летело мимо Чудо-юдо поганое, увидело на крылечке синеглазую Настеньку, приглянулась ему девица. Чудо-юдо схватило и унесло ее за тридевять земель, в тридесятое царство.

Загоревала семья, заплакала. Да слезами горю не поможешь, надо спешить – Настеньку из беды выручать.

Все захотели Настеньку спасти, Чудо-юдо наказать. Но тут вперед вышел Ваня и сказал:

– Дедушка и бабушка, батюшка и матушка, позвольте мне пойти в тридесятое царство. Я сестренку обязательно найду!

Согласились родные, стали мальчика в путь-дорогу собирать.

– Береги себя, сынок, – вздохнул отец. – Вот тебе топор стальной с ручкой резной. Может, он тебе понадобится.

– Возьми, внучек, лапотки плетеные, – попросил дедушка.

– И носочки вязаные, – подала пареньку шерстяные носки бабушка.

– Сыночек, родной! Захвати полотенце вышитое – оно тебе пригодится в дороге, – сказала матушка, подавая Ване полотенце.

А еще надела матушка Ване на шею холщовый мешочек с горстью родной земли.

Проводить мальчика зашла старушка-соседка. Была та старушка доброй волшебницей. Она дотронулась волшебной палочкой до всех вещей, что дали ему родные, и произнесла:

– С любовью делали твои родные эти вещи, так пусть их любовь в трудную минуту тебе поможет.

Взял Иванушка торбу, положил в нее вещи, поклонился всем, да и отправился в путь-дорогу. Шел он, шел и оказался в дремучем лесу.

Видит Ваня: в глухой чащобе избушка стоит на курьих ножках, а в окошке огонек светится.

– Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! – попросил Иванушка.

А избушка-то совсем ветхая, еле на куриных ногах держится, вся мхом заросла. Заскрипела она, застонала, еле-еле повернулась к Иванушке.

Тут со скрежетом открылась дверь, и на пороге показалась старая-престарая Баба Яга – Костяная нога.

– Чую-чую, русским духом пахнет! Ты зачем, паренек, пришел? Дело делаешь или от дела бегаешь? — спрашивает она Иванушку.

– Да я, бабушка, сестру свою Настеньку ищу!

– Ну, коли так, заходи в избушку.

Зашел Ваня в избу, видит, избушка-то скособочилась, обветшала: крыша дырявая, половицы скрипучие.

– Что же ты, бабуля, избушку свою не починишь? Скоро она у тебя совсем развалится!

– Ох, ох, ох! – заохала Баба Яга. – Стара я стала, вижу плохо, руки-ноги не слушаются. Как мне самой избу починить? Осенью ее дожди заливают, зимой морозы выстуживают. Видно, на старости лет я бездомной останусь!

Жаль стало Иванушке Бабу Ягу.

– Ну, ничего, – говорит Ваня, – я твоему горю, бабушка, помогу. Есть у меня топорик стальной с ручкой резной, да и плотницкому делу я выучился.

Утром Иванушка встал пораньше и принялся за дело: крышу починил, полы настелил, куриные ноги поправил, лесенку с перилами точеными срубил. Стала избушка как новенькая!

Обрадовалась Баба Яга, да и спрашивает:

– Как же мне тебя, Ванюша, отблагодарить?

– А скажи, не знаешь ли, где Чудо-юдо Настеньку прячет?

– Я-то не знаю, а вот сестра моя старшая знает. На тебе клубочек, брось его на землю и иди за ним. Он тебя к сестре приведет.

Поблагодарил Ваня Бабу Ягу, бросил клубочек и пошел за ним.

К вечеру добрался до другой избушки. Там жила старшая сестра Бабы Яги. Ваня вошел в избу, а старшая Баба Яга лежит на печи и стонет:

– Ох! Ноги болят. Встать не могу. Застудила их совсем.

– Я тебе, бабушка, помогу!

Достал Иванушка из торбы шерстяные носки да лапти плетеные.

–На, бабушка, надень теплые носки, а на них – лапти. Ногам твоим легче станет!

Баба Яга надела носки да лапотки и повеселела сразу.

– Ах, спасибо тебе, добрый молодец! Как мне отблагодарить тебя?

– Скажи, не знаешь ли, куда Чудо-юдо Настеньку унесло?

–Знаю, как не знать, — отвечает старуха. — За рекой широкой есть пещера глубокая. Там Чудо-юдо Настю прячет. Дам я тебе клубочек, он тебя приведет к пещере.

Поблагодарил Ваня Бабу Ягу, бросил клубок на землю и пошел за ним. Подошел к реке. А она широкая, и волны по ней ходят высокие. Достал мальчик полотенце, положил его в воду, и превратилось полотенце в лодочку. Сел Иванушка в лодочку, да и переплыл на другой берег.

Клубок на землю положил и вскоре подошел к пещере. А там Настенька сидит и слезы льет. Увидела она Иванушку, обрадовалась и говорит:

– Бежим скорее, братец, пока Чудо-юдо не вернулось!

Взялись они за руки и побежали.

А Чудо-юдо прилетело, видит – нет Насти в пещере, и пустилось в погоню. Того и гляди, настигнет беглецов.

– Ванюша! Брось горсть родной земли, – говорит Настя.

Иванушка бросил горсть земли, выросла гора высокая-превысокая и преградила путь Чуду-юду.

Долго Чудо-юдо пыталось через гору перелететь, да только все силы растеряло. И решило оно тихо жить, людей не обижать.

А Ваня и Настя скоро оказались в родном доме. То-то радости было!

Вопросы

  1. Почему семья названа дружной и работящей?
  2. Кем был Ванин отец?
  3. Что умели делать дедушка, бабушка, мать и сестра Вани?
  4. Что случилось с Настенькой?
  1. Кто отправился выручать Настю из беды?
  2. Какие вещи Ваня взял с собой?
  3. Как Ваня помог Бабе Яге?
  4. Чем Ваня помог ее старшей сестре?
  5. Где он нашел Настю?
  1. Почему Чудо-юдо не смогло догнать детей?
  2. Как вы думаете, почему вещи, взятые Ваней, названы родными?

12. Как вы думаете, почему Ване удалось спасти свою сестру?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему " Чтение сказки К. Чуковского " Мой Додыр"

Конспект занятия Чтение художественной литературы Тема:"Чтение сказки К. Чуковского "Мойдодыр"Воспитатель: Соловьева Людмила АлександровнаЦель: Познакомить детей со сказкой К...

Конспект занятия по чтению "Чтение сказки А.И.Дементьева «Песня».

Цель: Познакомить  детей старшего дошкольного возраста с  произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня»....

Конспект занятия в старшей группе по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Профессии» Чтение сказки Абрамцевой Н. К. «Правдивая история о садовнике

Цель: Формирование первичных представлений о людях разных профессий, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Задачи:Обучающие:- Формировать представления детей о профессиях;- Пр...