Конспект открытого занятия на тему: "Увлекательное путешествие в страну - Фольклора"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Степочкина Светлана Анатольевна

Цель: Приобщение и закрепление знаний детей к русской народной культуре. Создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_folkloru.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию – ФЦКМ в средней группе.

Тема: «Увлекательное путешествие в  страну - Фольклора».

Цель: Приобщение и закрепление знаний детей к русской народной культуре. Создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

Задачи ООД:

Основная образовательная область:

Речевое развитие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность и сообразительность.

Познакомить детей с новыми словами, пополнить словарный запас.

Способствовать развитию диалогической речи, развивать чувство ритма в согласованных действиях.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое и музыкальное  развитие.

Познавательное развитие: Стимулировать познавательные интересы детей. Продолжать знакомить детей с русскими народными - сказками, загадками,  потешками, играми. Воспитывать интерес к фольклору – к устному народному творчеству. Учить узнавать сказку  по иллюстрациям, загадкам. Развивать умение составлять целое из частей (по разрезным картинкам).

Социально-коммуникативное развитие: Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание участвовать в совместном труде, учить доводить начатое до конца.

Физическое развитие: Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.  Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей.

Развивать координацию движений, умение воспроизводить действия в соответствии с текстом.

Музыкальное развитие: Учиться слушать музыку и передавать свое настроение в подвижной русской народной  игре, запоминать ритмический рисунок  при игре на музыкальных инструментах и передавать его в действии.

Предполагаемый результат: дети закрепляют и обобщают представления о фольклоре и его жанрах;  совершенствуется диалогическая форма речи; развивается связная речь детей и активизируется словарный запас.

Виды детской деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная,  игровая, двигательная.

Формы организации совместной деятельности: сюрпризный момент: вступительная беседа; загадывание загадок; игровые ситуация «Выложи картинку  сказочного героя из частей»; муз. д/игра   на деревянных ложках «Баба била била …», пальчиковая игра  в потешки, “Угадай из какой загадки игрушка”, организованная  двигательная физминутка «Шел козел по лесу» под музыку.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы. Знакомство с «потешкой»  и обыгрывание, использование русских народных инструментов – деревянные ложки. Разучивание пальчиковых игр. Знакомство с русскими народными инструментами. Развитие внимательности и сообразительности при отгадывании загадок.  Прослушивание аудиозаписей и видео просмотры жанров фольклора.  Рассматривание иллюстраций.

 Материал к ООД: Книги с русскими народными сказками, потешками, считалками, загадками, книга с вложенными картинками (иллюстрации героев сказок), пазлы с героями сказок,  книги со сказками, картинки с потешками,  народные музыкальные инструменты -  деревянные ложки. USB накопитель – аудиозапись народной песни «Бабушка испеки оладушки», «Шел козел по лесу», шапочка с рожками козла,русский народный платок. Распечатанные загадки, корзина с игрушками  лесных животных (заяц,  еж, лиса, волк), платок для воспитателя. Украшаем группу в русском народном стиле: платки, самовар, деревянная  посуда с городецкой росписью,  русские народные куклы. Корзина с пазлами из русских народных сказок, раскраски с героями сказок. (Вкусное угощение – оладушки, чай).

Ход ООД:

   Под весёлую русскую народную музыку дети  встают в круг,  взявшись за руки.

Воспитатель:    Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться.

 – Доброе утро!  Я желаю, чтобы у всех вас, обязательно утро было не только добрым, но и интересным.

Воспитатель: Ребята к нам  сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся и скажем громко «Доброе утро»!

(Дети здороваются с гостями, садятся на коврик в кружок.)

   - Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.

Воспитатель: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, находится огромная сказочная  страна «Фольклор».

      Хотите отправиться в  путешествие  (ответы детей). А кто нам поможет попасть в эту сказочную страну?

  -Закрывайте глазки и считайте до 5. (Воспитатель одевает русский народный платок на голову  и превращается в  бабушку Загадушку.

- Открывайте глазки.  Ребята перед вами Бабушка Загадушка!

Бабушка Загадушка: Здравствуйте мои милые  ребятки,  приглашаю вас  отправиться в мир сказок, прибауток, потешек и загадок.  В страну, которая называется Фольклор.

 - Ребята, а вы знаете что такое фольклор?

Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, загадки, сочиняли потешки и песни. Давайте же с вами отправимся в эту сказочную страну и познакомимся с жанрами фольклора поближе. Будем путешествовать?

Дети: Да!

Бабушка Загадушка:  Давным – давно, в те старые  добрые времена не было ни машин, ни поездов.  По праздникам  запрягали лошадь  и ездили в гости.

И мы с вами  отправимся в наше путешествие на лошадке.

 - Ну что поехали! У нас и лошадки есть. А что бы наши лошади помчались нужно сказать волшебные слова  (дети держат в руках воображаемые вожжи.  Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади.)

По кругу имитируют езду на лошади и проговаривают слова:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Загадушке

В гости на оладушки.

Бабушка Загадушка:  Тпру, стой, лошадка! Эта остановка называется «Потешкино».

- Давайте мы с вами в потешку поиграем! Ребята, а вы знаете потешки? Давайте с вами вспомним.

                     ***

Сорока –белобока (Для показа используем пальчиковую гимнастику)

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.    (Дети на ладошке левой руки  указательным  пальцем   правой руки «варят» кашу)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,          (Поочередно загибают пальцы  левой руки, начиная с мизинца)

А этому не дала!   (Показывают большой палец)

Ты воды не носил

Дров не рубил,

Каши не варил –   (Грозят указательным пальцем большому пальцу)

Тебе нет ничего!   (Разводят обе руки в стороны).

 - Ребята, а чтобы было веселей играть в  потешку, раньше использовали ложки. Да не простые  которыми  мы кушаем, а  деревянные – расписные да удалые! Их готовили народные умельцы – мастера!

- Ложки   в каждую руку берем, да веселить народ начнем!

(Показать детям как правильно держать ложки)

                           ***

Баба била, била…       (Стучим ложками по ковру, можно ложка об ложку, ритмический рисунок придумываем  разнообразный)

Баба била, била,била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И в кадушку закатил.

А в кадушке две лягушки,

Закрывай скорее ушки!    ( Ложками дети закрывают ушки)

Баба била, била,била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И в кадушку закатил.

А в кадушке бегемот,

Закрывай скорее рот.  ( Ложками дети закрывают рот)

Баба била, била,била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И в кадушку закатил.

А в кадушке стрекоза,

Закрывай скорей глаза.  ( Ложками дети закрывают глаза).                                    

   Бабушка Загадушка:  - Молодцы ребята. Знаете потешки, да как здорово играете на деревянных ложках!  Ну что, поедем дальше. Садимся на лошадки и скачем дальше.

Дети:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Загадушке

В гости на оладушки.

Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! А, эта остановка называется «Загадкино». Ой, а вот и моя корзина, которую я плела из бересты – коры дерева. А в ней, какие то животные, помогите мне их узнать, что - то я плохо вижу – очки забыла дома!

- Присядем, отдохнём и загадки отгадывать начнем! А вы знаете, что такое загадка?

Ответы детей….

Бабушка Загадушка: Да, ребята, это жанр устного народного творчества и представляет собой «описание предмета или явления, которое испытывает сообразительность отгадывающего».

- Слушайте внимательно мои загадки:

Летом серый, а зимой белый.   (Заяц)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.   (Еж)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.  (Лиса)

День и ночь по лесу рыщит,

День и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит он молчком,

Уши серые торчком.   ( Волк)

Бабушка Загадушка:  Как здорово, ребята, всё  то вы знаете! Это  животные из сказочного леса. Мы им помогли вернуться домой в лес. Какие Вы молодцы!

- Отдохнули? Ну что поехали дальше?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке…

Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! Ребята, это остановка называется «Игралкино».

-Как вы думаете, что здесь делают? Да, правильно, конечно играют! Давайте остановимся, отдохнем, да в игру русскую народную играть начнем!

  Русская народная игра «Шёл козёл по лесу»

- Вот только для этой игры нам нужно выбрать «козла», а поможет нам в этом считалка.

 Один ребенок с помощью считалки выбирает водящего:

«Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела».

Текст и правила игры:

Выбирают одного ведущего — «козла».

Шёл козел по лесу,

По лесу, по лесу,                («Козел» проходит мимо стоящих в кругу детей, показывая     указательными пальцами «рога»)

Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.                   ( Приглашает поклоном,  выбранную девочку.

«Козел» вместе с «принцессой»  выходят в середину круга и поворачиваются лицом друг к другу.)

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,         (  Прыгают на двух ногах.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем            (Стоя на месте, хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,               (Топают ногами, высоко поднимая колени.)

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем,  (Выполняют движения бедрами — «машут хвостиком)

Ну а потом попляшем,

Попляшем, попляшем мы!

Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.

Бабушка Загадушка:  Как здорово, ребята, вы так весело поиграли! Отдохнули? Ну что поехали дальше?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке…

Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! Ребята, это остановка называется «Сказкино». Посмотрите сколько, много книжек. Да они не простые, а в каждой книжке живет, сказка!  Как вы думаете, что здесь делают? Да, правильно, конечно читают и слушают сказки, смотрят картинки! Ребята посмотрите, какие картинки выпали из книжек!? А кто на них изображен?

Из каких сказок они убежали?

Ответы детей…

А чтобы им помочь вернуться в сказки, нам нужно с вами собрать их.

(Дети собирают пазлы,  называют героя  и  вспоминают отрывок из сказки).

- Ой какие Вы молодцы знаете сказки! Помогли вернуться героям в сказку!

Бабушка Загадушка. Ребята, нам пора возвращаться  в детский сад! Садимся на лошадку и не забываем проговорить волшебные слова:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке…

- Вам понравилось наше путешествие? И мне  очень понравилось с вами путешествовать!  А давайте вспомним, по каким остановкам мы с вами путешествовали,  в какой удивительной  стране  мы побывали?

(Дети отвечают, передают друг другу свои эмоции, закрепляют понятия Фольклор).

Вы такие все молодцы! А в подарок я Вам оставляю свою волшебную корзину с пазлами и  раскрасками из русских народных сказок,  потешек,  народных игр и загадок, которую мне передал «Фольклор».

- Всех Вас и гостей   приглашаю на вкусное угощение - оладушки! Будем  пить чай и вспоминать про наше  увлекательное путешествие.

Воспитатель: Ребята, давайте, скажем спасибо бабушке  Загадушке, попрощаемся с ней. Но попрощаемся не просто, а так как мы умеем, с помощью потешки:

«Расставаясь на прощанье

Всем мы скажем - до свиданья!

Очень рады мы друзьям

Приходите в гости к нам!»

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше удивительное  путешествие. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали по жанрам фольклора: вспомнили и узнали потешки, угадывали загадки, играли в русскую народную игру, повторяли  и рассказывали русские народные сказки. Я

заметила на ваших лицах улыбки, задор и веселье. А давайте вспомним, что же такое фольклор?

Дети: Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, загадки, сочиняли потешки, играли в игры.

Воспитатель: Молодцы, теперь вы знаете что такое фольклор.  Мы с вами еще  будем много интересного узнавать о Фольклоре, знакомиться с  устными русским народными произведениями  и его творчеством.

  До новых встреч!

                                                               

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Путешествие в деревню»

В ходе занятия малыши учатся  узнавать овощи и фрукты в натуральном виде и на картинке, за счёт этого в активный словарь детей входят  понятия «овощи», «фрукты»...

Конспект открытого занятия в логопедической группе «Путешествие в сказочный лес»

Цель: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса по лексической теме "Зима", грамматического строя речи; з...

Конспект открытого занятия на тему: «Космическое путешествие»

Обучающие цели:Закреплять элементарные представления детей о космосе, космонавтах, планетах Солнечной системы;Обогащать и активизировать словарь;Воспитательные цели:...

Конспект открытого занятия для старшей группы "Путешествие в осенний лес, или Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект открытого занятия для старшей группы направлен на систематизацию знаний детей о зиме и зимних явлениях, учит детей узнавать и различать особенности внешнего вида, образа жизни диких животных...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний».

Материал предназначен для воспитателей подготовительной группы, для учителей начальных классов....

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с народным фольклором «В гости к нам пришла матрёшка» (для детей 3-4 лет)

познакомить детей с русской матрешкой, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, умение любоваться прекрасным; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами фольклора, использованием нетрадиционных методов ИЗО-деятельности в первой младшей группе «Путешествие в весенний лес к солнышку»

Учить детей составлению небольшого описательного рассказа по схемам-моделям, активизируя разные части речи, не только существительные, но и прилагательные, и глаголы, соединяя в законченное смысловое ...