Сказки В.В.Бианки. Опыт чтения с детьми
статья по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сказки В.В.Бианки. Опыт чтения с детьми.
Детская книга- это особый способ общения ребёнка и взрослого.
Книга сближает, погружает в особую атмосферу, говорит за нас то, что порой сложно выразить, помогает совершать совместные открытия.
Поэтому в образовательной и воспитательной деятельности не обойтись без художественной литературы.
С экспериментальной группой детей мы обращались к устному народному творчеству, открывали российских и зарубежных современных детских авторов и возвращались к классике советской детской литературы.
Наши встречи всегда окутаны теплом, проходят в уютной обстановке, мы с упоением читаем и обсуждаем книги, выражаем свои мысли и чувства в рисунках и аппликациях, делимся книжными новинками…
Всё это- признаки хорошего доброго сообщества.
Поэтому мы и решили назваться «Клуб любителей книг».
А Лера добавила: «А давайте назовёмся «Клуб любителей книг и сов!»
Первая встреча на выставке, посвященной Виталию Валентиновичу Бианки, оставила яркие впечатления, особенно заинтересовал детей образ совы.
«Такая необы́чная, хи́щная, но и ми́лая тоже»
Итак, наблюдать, делать выводы и читать мы решили о СОВЕ.
Бейсболки с большими совиными глазами и чёрными клювами стали символом нашего клуба.
Дети надевали бейсболки на встречах и это укрепляло чувство принадлежности к особому сообществу.
«Мы- читатели! Мы- наблюдатели..».
А ещё такая идея поддерживает литературный интерес и демонстрирует идеи чтения среди других детей.
В качестве литературного эксперимента каждый из участников придумал себе имя, которое передаёт характерные черты совы.
Ксения- Бесшумное крыло, потому что большие крылья и тихо летает,
Лера- Умная Голова, потому что сова умная, всё продумывает в сказке,
Лиза- Острые коготочки, потому что она охотница,
Тимур- Белый Пушок, потому что полюбил полярную сову,
Петя- Зоркий Глаз, потому что далеко видит.
Так мы подошли к чтению сказки Виталия Валентиновича «Сова».
Если внимательно вчитываться, вглядываться в «бианковское» слово, то можно разглядеть бесконечное множество рассыпанных, исключительно красивых русских слов, не обычных, не избитых, а ярких, выразительных, образных!
Поэтому мы читали с остановками, старались размышлять, рассуждать, запоминать.
Чай бе́лит- «Значит, любит пожирнее, с молочком» – выручил Тимур, который каждое лето проводит в деревне у бабушки.
Отчаянная голова- оказывается, это вовсе не голова чайки,
и с чаем, который белит и пьёт старик, никак не связана…
Головой виснуть- не совсем так, как мамин телефон зависает…
В затылке скребёт- исключительно в своём, и исключительно рукой, не инструментом
Придёшь ко мне кла́няться- это не приглашение на совместные тренировки,
А дело не клеится - не из-за плохого клея, а просто такой грустный период в жизни настал…
Через сказку автор подвёл детей к пониманию причинно-следственных связей,
осознанию того, что каждое действие создает условия для последующих событий.
Старик обидел сову, сова перестала ловить мышей, мыши разорили гнёзда шмелей, которых Ксюша настойчиво называла «ПЧЕЛЯ́МИ»
Шмели перестали опылять клевер, корова, оставшись без клевера, перестала давать молоко.
Вот цепочка взаимосвязанных событий, которую увидели мы, читатели!
Чтобы закрепить полученные представления, мы провели игру «Великое равновесие», где дети исполняли роли Старика, Совы, Мышей и даже Клевера кормовистого.
Вдохновлённые этой игрой, мы дерзнули поставить этюд по фотографии.
«Совята и папа»- такое название придумали дети.
Это упражнение помогло осознать себя, проявило умение слушать и чувствовать партнёра, показало, как важно уметь наблюдать за животными, птицами и замечать их характерные черты.
Умение вглядываться, сравнивать, анализировать помогло увидеть в детских рисунках характерные особенности, важные детали и даже понять замысел художников!
Например, ушастых сов все единодушно сравнили с кошками.
«Как-будто кошка сидит на ветке, совой притворяется: ей же тоже мыши нравятся!» -заметил Петя
В детально прорисованных пёрышках филина Варя увидела листья дерева: «Как тополёк маленький, и много-много листочков, и у них даже прожилки нарисованы»
Миша принёс рисунок с названием «Катюша Хищная»
На вопрос: «Какая деталь на этом рисунке подтверждает, что Катюша действительно хищная птица?» Ксения ответила: «Потому что у неё брови такие, ну, большие!».
А Лера добавила: «Суровые! Когда мы с мамой дома филина рисовали, тоже добавили хищности ему: брови такие сделали, сердитые слегка. И когти, конечно.»
Желание поделиться своей радостью- открытиями, интересными фактами о мире сов и филинов,- привело к мысли провести экскурсию для друзей.
А в помощь экскурсоводам мы решили создать карточки-подсказки,
опора на которые поможет составить небольшой описательный рассказ.
Роль взрослого-ведущего помогла приобрести эмпатические навыки, научила вставать на место другого человека, дала толчок развитию эмоционального интеллекта и подарила возможность освоить новые ролевые модели.
Дети спешили поделиться своими впечатлениями!
Тимур полюбил полярных сов.
Его поразило количество шейных позвонков, размах крыльев во время охоты или битвы с врагами: «Если поднимет крылья вот так, то окажется выше моего брата, а он еще выше папы!»
И он хорошо запомнил, как в сказке «Синичкин календарь» сова сливалась со снегом :«Она невидиииимка…»
Нежная Лера рассказала о ночной охоте сов и способности видеть в темноте :«Я бы, конечно, не хотела ночью в лес попасть…Так ухают они страшно…»
А Ксению нужно было сдерживать, чтобы она не рассказала сразу всё.
Из эксперимента дети вышли с некоторым багажом новых слов и выражений,
умением понимать пословицы и поговорки, чувствовать тонкий народный юмор.
И окрылёнными, вдохновлёнными , заинтересованными!
Тогда я прочитала детям такие слова слова Виталия Валентиновича:
«Взглянуть бы на бескрайнюю нашу страну с неба.
Осенью.
Подняться на стратостате выше леса стоячего,
выше облака ходячего –
километров бы на тридцать над землей.
Конца-края нашей земли все равно не увидишь,
но ови́дь – что видно кругом – оттуда огромная.
И покажется с такой высоты,
что вся наша земля в движении:
что-то движется над лесами, степями, горами, морями…
Это -птицы.
Бесчисленные птичьи стаи».
Важная роль принадлежит художественной литературе, описывающей красоту и гармонию мира!
Книга не может заставить читателя полюбить природу. Но ХОРО́ШАЯ книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки,
способна пробудить любознательность и активный интерес к миру природы на всю жизнь!
И пусть статью завершат слова великого писателя, искусно владеющего словом:
Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях, —
и вот стало шумно в лесу!
Снег рушится,
бегут-журчат ручьи,
льдинки в них позванивают,
в ветвях ветер насвистывает.
И птицы,
птицы щебечут,
поют-заливаются,
ни днём, ни ночью покоя не знают!
Из сказки «Заяц, косач, медведь и весна»
Всем доброй Весны и плодотворной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки В. Бианки « Сова» для драматизации детьми подготовительной группы.
Вед. Жил да был старик. Были у него луга с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка переносили.1.Исполняется танец цветов и шмелей.Вед. На том луг...
"Какие сказки выбрать для чтения с детьми 6-7 лет"
Методическая разработка...
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....

Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки «Сова» В. Бианки с использованием игры на ИКТ.
Формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений....

Дидактическая игра "Сказки - Несказки" по сказкам В.В. Бианки.
Игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Чтение сказки «Дружба зверей» непосредственно – образовательная деятельность с детьми 5-6 лет
Приобщение детей к миру художественной литературы....

"Ознакомление дошкольников с произведениями Виталия Валентиновича Бианки. Сказка В. В. Бианки «Сова»
Конспект интегрированного занятия по произведению В.В.Бианки «Сова» предназначен для проведения в подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) дошкольного учреждения. Содержание направлено...
