Проблемы реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России.
статья по информатике
Информатизация образования является комплексным и многоплановым процессом, требующим от его участников определённых знаний, навыков и умений в области цифровых технологий, а также значительного объема трудовых ресурсов направленных на повышение его эффективности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федотова Н.Г.
Проблемы реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России
Формирование единой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в ДОУ определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися в полном объеме образовательных программ.
Информатизация образования является комплексным и многоплановым процессом, требующим от его участников определённых знаний, навыков и умений в области цифровых технологий, а также значительного объема трудовых ресурсов направленных на повышение его эффективности. Главными участниками процесса информатизации являются администрация (заведующий, его заместители) и педагогический коллектив ДОУ (воспитатели, специалисты). Основные направления их деятельности в рамках данного процесса являются:
создание единой цифровой образовательной среды ДОУ;
применение информационных технологий в процессе своей профессиональной деятельности в ДОУ;
повышение уровня ИКТ-компетенций педагогов;
развитие и совершенствование дистанционных услуг.
Эффективно функционирующая ЭИОС в ДОУ является мощным средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности всех участников образовательно-воспитательного процесса: администрации, педагогов, родителей и дошкольников. Использование инновационных цифровых технологий повышает эффективность коммуникации педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, и позволяют выработать единой направление образовательного процесса индивидуального для каждого ребенка. Внедрение современных цифровых технологий в дошкольном образовании являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
При этом, при реализации процесса информатизации в ДОУ имеется ряд существенных трудностей, не позволяющих в полной мере реализовать имеющийся на сегодняшний день цифровых технологий. Данные проблемы условно можно разделить на две основных категории: материально-технические и компетентностные.
Основной проблемой функционирования ЭИОС в ДОУ является отсутствие необходимой материально-технической базы. Для эффективного формирования ЭИОС необходимо иметь наличие в ДОУ: административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. При этом наличие данных элементов материально-технической-базы в ДОУ малых городов в настоящее время представляется нереализуемым фактом в силу объективных обстоятельств ограниченности финансовых ресурсов в бюджете государства. Возможно включение дошкольных образовательных учреждения в федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализуемых в рамках школьного образования позволит повысить доступность ДОУ к современными компьютерным средствам.
Вторым направлениям, не дающим возможности эффективного развития ЭИОС в дошкольных учреждения малых городов России, является низкий уровень или отсутствие вовсе компетенций у административных и педагогических работников в области цифровых информационных технологий. Зачастую для некоторых ДОУ затруднительно создание и эффективное функционирование официального сайта, позволяющего в полной мере раскрыть деятельность ДОУ и основных направлений его развития, повысить коммуникацию сотрудников ДОУ с родителями, общественными организациями и представителями контролирующими деятельность ДОУ. В первую очередь, низкий уровень компетенций связан с динамично развивающимися изменениями в области цифровых информационных технологий, уровень знаний педагогических работников, полученных в процесс получения педагогического образования, не соответствует современным реалиям. По нашему мнению, выходом из данной ситуации является совершенствование процесса повышения квалификации педагогических работников с использованием дистанционных технологий, проводимыми специалистами Минпросвещения. Применение дистанционных технологий в данном процессе позволит снизить уровень затрат, как Минпросвещения, так и педагогических работников при этом будет обеспечен максимальных охват обучаемых по программам повышения квалификации.
Хорошо развитая, активно работающая ЭИОС - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику инновационных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новейших идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Список использованных источников
1. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Электронный ресурс: «Косультантплюс». Режим доступа [ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/], дата обращения: 9 апреля 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72136.jpg)
МЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: медиатехнологии, информационная культура, медиакультура...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-743736-1455298247.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств
В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/27/picture-1158224-1590571174.jpg)
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-336743-1413100158.jpg)
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Муз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1353992-1634131387.jpg)
Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-949236-1535483025.jpg)
Проблемы реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России
Статья о проблемах реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России....