Проблемы реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России.
статья по информатике

Федотова Наталия Григорьевна

Информатизация образования является комплексным и многоплановым процессом, требующим от его участников определённых знаний, навыков и умений в области цифровых технологий, а также значительного объема трудовых ресурсов направленных на повышение его эффективности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Н.Г.

Проблемы реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России

Формирование единой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в ДОУ определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися в полном объеме образовательных программ.

Информатизация образования является комплексным и многоплановым процессом, требующим от его участников определённых знаний, навыков и умений в области цифровых технологий, а также значительного объема трудовых ресурсов направленных на повышение его эффективности.  Главными участниками процесса информатизации являются администрация (заведующий, его заместители) и педагогический коллектив ДОУ (воспитатели, специалисты). Основные направления их деятельности в рамках данного процесса являются:

создание единой цифровой образовательной среды ДОУ;

применение информационных технологий в процессе своей профессиональной деятельности в ДОУ;

повышение уровня ИКТ-компетенций педагогов;

развитие и совершенствование дистанционных услуг.

Эффективно функционирующая ЭИОС в ДОУ является мощным средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности всех участников образовательно-воспитательного процесса: администрации, педагогов, родителей и дошкольников. Использование инновационных цифровых технологий повышает эффективность коммуникации педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, и позволяют выработать единой направление образовательного процесса индивидуального для каждого ребенка. Внедрение современных цифровых технологий в дошкольном образовании являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

При этом, при реализации процесса информатизации в ДОУ имеется ряд существенных трудностей, не позволяющих в полной мере реализовать имеющийся на сегодняшний день цифровых технологий. Данные проблемы условно можно разделить на две основных категории: материально-технические и компетентностные.

Основной проблемой функционирования ЭИОС в ДОУ является отсутствие необходимой материально-технической базы. Для эффективного формирования ЭИОС необходимо иметь наличие в ДОУ: административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. При этом наличие данных элементов материально-технической-базы в ДОУ малых городов в настоящее время представляется нереализуемым фактом в силу объективных обстоятельств ограниченности финансовых ресурсов в бюджете государства. Возможно включение дошкольных образовательных учреждения в федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализуемых в рамках школьного образования позволит повысить доступность ДОУ к современными компьютерным средствам.

Вторым направлениям, не дающим возможности эффективного развития ЭИОС в дошкольных учреждения малых городов России, является низкий уровень или отсутствие вовсе компетенций у административных и педагогических работников в области цифровых информационных технологий. Зачастую для некоторых ДОУ затруднительно создание и эффективное функционирование официального сайта, позволяющего в полной мере раскрыть деятельность ДОУ и основных направлений его развития, повысить коммуникацию сотрудников ДОУ с родителями, общественными организациями и представителями контролирующими деятельность ДОУ. В первую очередь, низкий уровень компетенций связан с динамично развивающимися изменениями в области цифровых информационных технологий, уровень знаний педагогических работников, полученных в процесс получения педагогического образования, не соответствует современным реалиям. По нашему мнению, выходом из данной ситуации является совершенствование процесса повышения квалификации педагогических работников с использованием дистанционных технологий, проводимыми специалистами Минпросвещения. Применение дистанционных технологий в данном процессе позволит снизить уровень затрат, как Минпросвещения, так и педагогических работников при этом будет обеспечен максимальных охват обучаемых по программам повышения квалификации.

Хорошо развитая, активно работающая ЭИОС - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику инновационных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новейших идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Список использованных источников

1. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Электронный ресурс: «Косультантплюс». Режим доступа [ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/], дата обращения: 9 апреля 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: медиатехнологии, информационная культура, медиакультура...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств

В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного  дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН  По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Муз...

Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...

Проблемы реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России

Статья о проблемах реализации информатизации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в малых городах России....