Воспитательный проект "Клуб начинающих программистов"
методическая разработка по информатике (старшая группа)

Толмачева Елена Вячеславовна

Цель проекта воспитывать у дошкольников ценностное отношение к новым знаниям через знакомство их с основами программирования и алгоритмической грамотности в рамках инновационной деятельности "ЦОС Пиктомир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_klub_nachinayushchih_programmistov.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорта проекта

Толмачева Елена Вячеславовна, воспитатель

                                                                  Боровская Юлия Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония» 

Название проекта

Клуб начинающих программистов

Базовые ценности, на формирование которых направлен проект

Знания, Культура познания,

Информационная культура

Возраст детей, на которых рассчитан проект

старший дошкольный возраст

Состав проектной группы

воспитатели  Толмачева Е.В., Боровская Ю.В.

Участники проекта

воспитатели, воспитанники группы «Дельфинчики», родители

Цель проекта

воспитывать у дошкольников ценностное отношение к новым знаниям через знакомство их с основами программирования и алгоритмической грамотности.

Задачи проекта

-способствовать формированию компьютерной грамотности: владение минимальным набором знаний и навыков работы на планшете; понимание основ информатики и значения технических средств в жизни общества;

- развивать алгоритмические умения и навыки, образное и пространственное восприятие, координацию движений и ориентацию в пространстве; логическое мышление, внимание и память;

- развивать интеллектуальные умения и навыки дошкольников (умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, обдумывать и планировать действия);

- формировать опыт составления простейших программ для управления роботом;

- приучать к умственному труду, упражнять в решении интеллектуальных задач;

- формировать такие личностные качества как самостоятельность и инициативность;

- учить отражать полученные знания в игровой и продуктивной творческой деятельности;

- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в команде; выполнять определенные правила;

- привлечь родителей к созданию развивающей среды, необходимой для реализации проекта.

Необходимое оборудование

Робототехнический образовательный набор «Пиктомир»

Игровое оборудование для сюжетной игры «Экскурсия в клуб программистов».

Оборудование для продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование)

Аннотация

(актуальность проекта)

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие предполагает наличие у ребенка широкого кругозора, запаса конкретных знаний, владения основными мыслительными операциями, смысловым запоминанием.

Как известно дошкольники очень восприимчивы к новой информации. Сознание ребенка в этот период сравнивается с губкой, впитывающей огромное количество разнообразных сведений об окружающем мире. Эти знания и навыки дети получают, общаясь со сверстниками в процессе игры, принимая участие в занятиях и беседах с воспитателями. Поэтому для интеллектуального развития дошкольников крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность малышей в нужное русло. Для этого можно организовать проектную деятельность по темам, представляющим особый познавательный интерес для дошкольников.

Наше время – это время информационных технологий, компьютерной революции. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Сегодня почти в каждом доме и каждой дошкольной образовательной организации есть компьютер, который используется как самый современный инструмент для обработки информации и эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса. Для ребенка-дошкольника компьютер – это новая игрушка, поэтому у него нет страха перед техникой. Чем раньше дети познакомятся с компьютером, овладеют им, тем меньше будет психологический барьер между ними и машиной. Компьютер – это всеобщая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить и в корне изменить развивающую среду дошкольной образовательной организации в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютеров в детских садах доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и подчеркивают их особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка.

Компьютерная игра – это «специально созданная компьютерная программа, предоставляющая пользователю (играющему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера». Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Компьютер передает информацию ребенку в привлекательной форме, что ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. С помощью детских компьютерных игр развивается память, внимание, мышление, воображение и творческие способности. На это и рассчитана наша инновационная деятельность по проекту "Цифровая образовательная среда ПиктоМир", которая направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций и начальной школе цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования. ПиктоМир – идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков, единственный (на сегодня) в мире курс программирования для дошкольников, который имеет продолжение в начальной школе, что позволяет говорить о преемственности уровней образования.

ПиктоМир – самая первая часть курса Программирования, программа по изучению алгоритмики дошкольниками.

Предполагаемые продукты проекта

Дидактическая игра для закрепления умений и навыков ориентирования в пространстве, а также   составления простейших алгоритмов (программ) для роботов.

Ожидаемые результаты проекта

- дошкольники приобретут новые знания о профессии программиста, расширят представления о роботах, созданных для помощи человеку, о правилах составления алгоритмов (программ) для роботов;

 - у них сформируется первоначальное представление об основных понятиях программирования;

- получат опыт составления простейших программ для управления роботом;

   - получат опыт творческой продуктивной деятельности в сотворчестве с родителями и педагогами в ходе создания роботов;

- научатся подчиняться правилам и социальным нормам, планировать и корректировать свои действия;

-  у дошкольников будет расширяться кругозор, формироваться пытливость и самостоятельность ума, инициативность;

- будут воспитываться ценность знания, информационная и познавательная культура.

Сроки проектной деятельности

сентябрь 2022 - май 2023 года

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

- обсуждение с детьми темы будущего проекта с использованием метода «Три вопроса»;

- подбор методической и детской художественной литературы;

- подбор дидактических материалов по теме проекта;

- обсуждение с родителями предстоящей деятельности.

2 этап. Основной

- рассматривание энциклопедий и беседы по их содержанию;

- чтение детской художественной литературы и беседы по содержанию прочитанного;

- просмотр мультипликационных фильмов по теме;

-  занятия по календарно-тематическому плану (первый год обучения);

- дидактические игры на ориентацию в пространстве («Правильно расставь роботов», «Налево-направо», «Найди отличия», «Найди лишнее»);

- игры большой и малой подвижности («Кто быстрее», «Найди робота», «Налево- направо», «Соревнования роботов», «Мы роботы Двуноги» и др.);

- рисование: «Роботы-помощники», «Дорисуй робота», «Раскрась правильно»;

- лепка роботов с использованием разных приемов;

- аппликация: поделка «Игровое поле», «Космическая ракета»;

- конструирование плоскостное и объемное: Роботы Пиктомира;

- консультация для родителей «Что такое Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»; «Ребенок и компьютер».

3 этап. Заключительный.

- изготовление родителями и детьми альбома «Роботы- помощники человека»;

- выставка поделок из бросового материала «Веселые роботы»;

- викторина «Знатоки Пиктомира»;

- сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в клуб программистов»/

Социальная значимость и перспективы дальнейшего развития проекта

В ходе проектной деятельности дети узнают много нового и интересного о роботах-помощниках человека, профессии программиста, о цифровой среде «Пиктомир»; закрепят, систематизируют полученные знания в ходе продуктивной творческой деятельности, в сюжетно-ролевой и дидактических играх; получат опыт составления программ и управления реальным роботом «Ползуном», поиска источников новой информации, полученные знания продемонстрируют и закрепят в викторине «Знатоки Пиктомира» и сюжетно-ролевой игре «Экскурсия в клуб программистов».  Таким образом, проект будет способствовать формированию у дошкольников  азов компьютерной грамотности, т.е. они овладеют минимальным набором знаний и навыков работы по составлению программ для роботов; будут понимать основы информатики и значение технических средств в жизни общества; проектная деятельность будет способствовать   самореализации детей как в интеллектуальной, так и в творческой сфере, что будет способствовать формированию ценностного отношения к получению новых знаний.

В перспективе возможно дальнейшее развитие развивающей предметной среды группы по теме проекта, а также работа по программе Цифровой образовательной среды «Пиктомир» в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «ПРОФЕССИЯ ПРОГРАММИСТ»

Познакомить детей с профессией программист...

Конспект НОД «Профессия программиста» (старшая группа)

Цель:  познакомить детей с профессией программист; воспитывать уважительное отношение к людям труда. Задачи: Образовательные.-Вызвать интерес к окружающему миру;-Расширить знания д...

Конспект открытого занятия «Профессия программиста» по основам информационных технологий в рамках клубного часа «Солнечный город профессий»

Конспект открытого занятия «Профессия программиста» по основам информационных технологий в рамках клубного часа «Солнечный город профессий» разработан для детей среднего и стар...

Презентация "Программист"

Презентация "Программист" разработана по информатике для детей среднего и старшего дошкольного возраста в рамках клубного часа "Солнечный город профссий"....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию с использованием программируемого мини-робота"Мышь", "Профессия-программист" (Охотники за вирусами)

Занятие  в увлекательной форме знакомит детей с профессией программиста, его работой. Воспитанники в ходе занятия сначала сами становятся роботами, а затем самостоятельно учатся составлять просте...

Конспект НОД «Знакомство с профессией программист»

Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе образовательной деятельности дети расширяют представления о труде взрослых, знакомятся с особенностями труда программистов....

"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов

 Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а...