Тема: Дополнительная программа (кружок) по интеллектуально – творческому развитию детей: «ОРИГАМИ».
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Наталья Аркадьевна Каратаева

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей ОБЪЁМНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕТЯМ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ГЕОМЕТРИИ  через технику «Оригами».

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных поделок из неё, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, для оформления группы к праздникам, для театральной деятельности, для физкультурных занятий и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_karataeva.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот.

Материал подготовлен воспитателем Натальей Аркадьевной Каратаевой (1 КАТЕГОРИЯ).

Тема: Дополнительная программа (кружок)

 по интеллектуально – творческому развитию детей:

«ОРИГАМИ».

Возраст детей – 5-7 лет.

Срок реализации – 2 года.

Пояснительная записка.

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей ОБЪЁМНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕТЯМ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ГЕОМЕТРИИ  через технику «Оригами».

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных поделок из неё, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, для оформления группы к праздникам, для театральной деятельности, для физкультурных занятий и т.д.

Ребёнок радуется тому, что сделано собственными руками. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов складывания, дети учатся намечать последовательность операций, создают модели предметов и объектов действительности, отражая характерные их признаки в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги), приёмами складывания, сгибания частей в определённой последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Актуальность  - это безграничные комбинаторные возможности, обучения детей объёмному моделированию через разные варианты складывания листа бумаги.

Педагогическая целесообразность:

  1. Создание условий для свободного детского экспериментирования детей с бумагой;
  2. Реализация межпредметных связей:
  1. Сенсорное развитие.
  2. Физическое воспитание – развитие кисти руки, глазомер, координацию движения.
  3. Нравственное воспитание – воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  4. Эстетическое воспитание – умение подбирать цвета, развитие эстетического вкуса при создании панно.
  1. Как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии:
  1. Нахождение параллели и диагонали;
  2. Деление целого на части разной формы: квадраты, треугольники, прямоугольники;
  3. Дать определения объёмных и плоскостных фигур;
  4. Знание геометрических понятий: прямая, угол(прямой, острый), сторона, диагональ, и т.д. – ориентирование на листе бумаги.
  1. Как дидактический метод развития у детей интеллектуальных способностей:
  1. Развитие логики.
  2. Воображения.
  3. Развитие моторики пальцев рук.
  4. Умение творить и любить всё живое.

Цель:

Обучать детей объёмному моделированию  из бумаги через технику «Оригами».

Задачи:

  1. Научить детей владеть основными приёмами моделирования-складывание, вдавливание углов, расправление углов, складывание ступенькой и т.д.
  2. Знать базовые формы и уметь их складывать по памяти.
  3. Развивать сенсорные способности через цвет, форму, объём фигур.
  4. Способствовать развитию творческих изобретательских способностей;
  5. Познакомить детей с азами геометрии.

Отличительные особенности:

Важная особенность этой программы в том, что это:

  1. Универсальный бумажный конструктор.
  2. Дидактический метод объяснения детям простых правил геометрии, неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги, из которой создаётся бесконечное множество разнообразных форм.

Всё это способствует творческому и интеллектуальному решению изобретательских задач.

Возраст детей, участвующих в программе с 5-7 лет (сензитивный период развития творческих способностей детей – период «фантазёров»).

Срок реализации программы:

1 год обучения.

1 этап – ознакомительно-теоретический:

  1. Знакомство с искусством оригами; с условными обозначениями, терминами, которые используются при складывании фигуры;
  2. Получение квадрата из прямоугольника – 3 занятия.

2 этап – экспериментально-практический:

  1. Познакомить детей с базовыми формами (4 вида);
  2. Схемами – чертежами, которые являются опорой для последовательного выполнения работы – складывание фигур – 31 занятия.

2 год обучения.

1 этап – итоговый:

  1. Продолжать знакомить детей с новыми базовыми формами, для получения более усложнённых фигур и закреплять выученные ранее базовые формы, получая из них новые  фигуры.
  2. Создание общих коллективных панно – 34 занятия.

Формы занятий:

  1. Фронтальная,
  2. Через практические и игровые (игры-схемки) действия.
  3. Сотворчество воспитателя и детей.

Ожидаемые результаты.

  1. Уметь владеть основными приёмами складывания фигур:
  1. Сгибание по-диагонали;
  2. Вдавливание углов;
  3. Расправление углов;
  4. Складывание ступенькой;
  5. Выполнение объёмной фигуры (надувной).
  1. Знать все базовые формы и приёмы их складывания:
  1. «Треугольник» - складывание квадрата по-диагонали;
  2. «Воздушный змей» - складывание боковых сторон квадрата к центральной линии квадрата (диагонали);
  3. «Блинчик» - складывание углов квадрата к центру – в точку пересечения 2-х диагоналей;
  4. «Водяная бомбочка» - сгибание квадрата по 2-м диагоналям, и пополам (в другую сторону) и вдавливание боковых линий внутрь фигуры.
  5. «Двойной квадрат» - сгибание квадрата пополам – 2р, по-диагонали (в другую сторону) и вдавливание диагональной линии внутрь фигуры;
  6. «Дверки» - складывание квадрата пополам и сгибание 2-х боковых сторон к центральной линии.
  1. Работа по чертежам при складывании фигуры:
  1. Знать все условные обозначения и термины чертежей;
  2. Уметь следовать устным инструкциям;
  3. Использовать геометрические понятия в активном словаре.
  1. Получение квадрата разными способами:
  1. Складывания прямоугольник: верхняя сторона (короткая) сгибается на боковую (длинную) по-диагонали;
  2. Используя точно такой же прямоугольник.

Учебно-тематический план

(по интеллектуально-творческому развитию детей)

«Оригами»

1 год обучения.

Раздел программы

Тема.

Количество часов

Практические занятия

Теоретические занятия

Введение.

  1. Знакомство с историей оригами

25мин.

  1. Знакомство с базовыми формами и чертежами.

25мин.

  1. «Что такое условные знаки и термины».

25 мин

Всего:

3 занятия.

75мин

«Треугольник»

  1. «Парус».

15мин

10мин

  1. «Парусник»

15мин

10мин

  1. «Рыбка»

15мин

10мин

  1. «Бабочка»

15мин

10мин

  1. «Лисичка»

15мин

10мин

  1. «Стаканчик».

15мин

10мин

  1. «Собачкка» - 1 вариант

15мин

10мин

  1. «Собачка»-2 вариант

15мин

10мин

  1. «Котик»

15мин

10мин

  1. «Лягушка» - коллективная

15мин

10мин

  1. «Ёлочка»

15мин

10мин

  1. «Сборная звезда»

15мин

10мин

  1. «Зайчик и медвежонок»

15мин

10мин

  1. Итоговое: «Еловый лес»-коллективное панно 1ый вариант

25мин

  1. Итоговое: «Морской флот»-работа по чертежам

25 мин

Всего:

15 занятий.

245мин

205мин

«Воздушный змей»

  1. «Цветик-семицветик»

15мин

10мин

  1. «Совушка-сова»-коллективное панно

15мин

10мин

  1. «Ворона»

15мин

10мин

  1. «Розы»

15мин

10мин

  1. «Водоворот»

15мин

10мин

  1. «Жар-птица»

15мин

10мин

  1. «Попугайчик»

15мин

10мин

  1. Итоговое: «Работа по чертежам».

25мин

Всего:

        8 занятий

130мин

70мин

«Водяная бомбочка»

  1. «Ракета в космосе»-коллективное панно вариант №1

15мин

10мин

  1. «Цветы»-работа по чертежу

15мин

10мин

  1. «Лилия»-коллективное панно

15мин

10мин

  1. Итоговое: «Рыбки в аквариуме»-коллективное панно, работа по схемам

25мин

Всего:

4 занятия

70мин

30мин

«Двойной квадрат»

  1. «Тюльпан»

15мин

10мин

  1. «Кувшинка» - коллективное панно

15мин

10мин

  1. «Краб» - работа по схеме.

25мин

Всего:

3 занятия

55мин

20мин

Диагностика

  1. Работа по чертежам

25мин

Всего:

1 занятие

25мин

Всего в 1-ый год обучения: 34 занятия – 14ч. 15мин.

525мин

325мин

Учебно-тематический план

(по интеллектуально-творческому развитию детей)

«Оригами»

2-ой год обучения.

Раздел программы

Тема.

Количество часов

Практические занятия

Теоретические занятия

Повторение.

  1. Повторение базовых форм, выученных в 1-ый год обучения.

20мин

10мин.

  1. Работа по знакомым чертежам и схемам.

30мин

Всего:

2 занятие.

50мин

10мин

«Воздушный змей»

  1. «Осенний лес»-коллективное панно

20мин

10мин

  1. «Травка» продолжение 1-го занятия

20мин

10мин

  1. «Лебединое озеро» коллект. панно

20мин

10мин

  1. «Лебединое озеро» - продолжение

25мин

5мин

всего

4 занятия

85мин

35мин

«Треугольник»

  1. «Снежинка».

20мин

10мин

  1. «Пингвины на льдинах».

20мин

10мин

  1. «Ёлочная звезда» - по чертежу

30мин

10мин

всего

3 занятия

70мин

30мин

«Дверки»

  1. «Грибная полянка»- для физкультурного досуга

20мин

10мин

  1. «Кошелёк»-для сюжетно-ролевой игры: «Магазин».

20мин

10мин

  1. «Свиноферма»

20мин

10мин

  1. «Свиноферма»-продолжение.

30мин

  1. «Вот моя деревня» домики 2-х видов.

20мин

10мин

Всего:

5 занятий

70мин

30мин

«Блинчик»

  1. «Игольчатая звезда»

20мин

10мин

  1. «Коробка»

20мин

10мин

  1. «Игрушка-шутка»

20мин

10мин

  1. «Кораблик»

Работа с чертежами.

20мин

10мин

Всего:

4 занятия

80мин

40мин

«Водяная бомбочка»

  1. «Еловый лес»-вариант №2

20мин

10мин

  1. «Ракетодром» - вариант №2

20мин

10мин

  1. «Летучая мышка» №1

20мин

10мин

  1. «Летучая мышка»-№2

20мин

10мин

  1.  «Зайчики на лугу» №1

20мин

10мин

  1. «Зайчики в лесу» №2        

20мин

10мин

  1. «Бабочки на цветах»

20мин

10мин

Всего:

7 занятий

140мин

70мин

«Двойной квадрат»

  1. «Тюльпаны в вазе» - надувные

20мин

10мин

  1. «Ёжики в лесу»

20мин

10мин

Всего: 2 занятия.

40мин

20мин

Диагностика

Работа по чертежам

1,2. «Теремок» - волк, медведь, лиса, заяц, лягушка, мышка.

3,4. «Звероферма» - поросёнок, корова, баран, коза, лошадь, бычок.

  1. «Морское дно»
  2. «Птичий двор»
  3. Самостоятельная работа

30мин+30мин

30мин+30мин

30мин

30мин

30мин

Всего:

7 занятий

270мин

Всего во 2-ой год обучения: 34 занятия – 17ч.30мин

805мин

235мин

Уровни проверки знаний и умений детей

По дополнительной программе: «Оригами»

1 год обучения.

Базовые формы.

Высокий уровень.

  1. Знание всех 4-х базовых форм;
  2. Хорошо владеет приёмами складывания базовых форм по памяти.
  3. Умеет получать из любой предложенной базовой формы какую-либо фигуру.

Средний уровень

  1. Знание всех 4-х базовых форм;
  2. владеет приёмами складывания некоторых базовых форм по чертежу.
  1. Умеет получать из любой базовой формы какую-либо фигуру только при помощи воспитателя.

Низкий уровень

  1. Знание всех 4-х базовых форм;
  1. Умение складывать б/ф только при помощи воспитателя
  2. Умеет получать какую-либо фигуру из предложенной б/ф только при помощи воспитателя.

Работа по чертежу.

Высокий уровень.

  1. Умение работать самостоятельно по любому простому чертежу, считыфвая все условные обозначения.
  2. Точно по плану выполнять складывание фигуры.
  3. Умение объяснять последовательность в работе, правильно называя геометрические термины.

Средний уровень

  1. Самостоятельно работает по простому чертежу, выполняя точно по плану складывание фигуры.
  2. Не всегда умеет объяснить последовательность работы.
  3. Незнание некоторых условных обозначений и геометрических терминов.

Низкий уровень

  1. Работает по простому чертежу только при помощи воспитателя.
  2. Незнание условных обозначений и геометрических терминов.
  3. Последовательность в работе выполняет только при помощи воспитателя.

Складывание фигур.

Высокий уровень.

  1. Умеет сложить по памяти одну-2 фигуры, соблюдая и объясняя последовательность в работе.

Средний уровень

  1. Умеет сложить по памяти только одну фигуру и путается в последовательности работы.

Низкий уровень

  1. Умение сложить фигуру только при помощи воспитателя.

Получение квадрата.

Высокий уровень.

  1. Умеет получать квадрат из прямоугольника 2-мя способами.

Средний уровень

  1. Умеет получать квадрат из прямоугольника 1-им способом самостоятельно, а второй при помощи воспитателя.

Низкий уровень

  1. Получает квадрат из прямоугольника только при помощи воспитателя.

Уровни проверки знаний и умений детей

По дополнительной программе: «Оригами»

2-ой год обучения.

Базовые формы.

Высокий уровень.

  1. Знание всех 6-х базовых форм;
  2. Хорошо владеет приёмами складывания базовых форм по памяти.
  3. Умеет получать из любой предложенной базовой формы какую-либо фигуру.

Средний уровень

  1. Знание всех 6-х базовых форм;
  2. владеет приёмами складывания некоторых базовых форм только по чертежу.
  3. Умеет получать из любой предложенной базовой формы какую-либо фигуру только при помощи воспитателя.

Низкий уровень

  1. Знание всех 6-х базовых форм;
  2. Умение складывать простые б/ф самостоятельно, а более сложные только при помощи воспитателя.
  3. Умеет получать какую-либо фигуру из предложенной б/ф только при помощи воспитателя.

Работа по чертежу.

Высокий уровень.

  1. Умение работать самостоятельно по любому простому чертежу, считывая все условные обозначения.
  2. Точно по плану выполнять ск4ладывание фигуры.
  3. Умение объяснять последовательность в работе, правильно называя геометрические термины.

Средний уровень

  1. Самостоятельно работает по простому чертежу, выполняя точно по плану складывание фигуры.
  2. Не всегда умеет объяснять последовательность работы.
  3. Незнание некоторых условных обозначений и геометрических терминов.

Низкий уровень

  1. Работает по чертежу только при помощи воспитателя.

Складывание фигур.

Высокий уровень.

  1. Умеет сложить по памяти 2, 3 фигуры, соблюдая и объясняя последовательность в работе.

Средний уровень

  1. Умеет сложить по памяти 1-2 фигуры и немного путается в последовательности работы.

Низкий уровень

  1. Умение сложить фигуру только при помощи воспитателя.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Коллективные выставки панно по темам:
  1. «Еловый лес».
  2. «Птичий двор»
  3. «Ракетодром».
  4. «Морское дно».
  5. «Зайцы на лугу».
  6. «Вот моя деревня»
  7. «Пингвины на льдинах» и т.д.
  1. Индивидуальные выставки работ детей.
  2. Конкурс: «Я и мама – любим оригами» - составление родителями и детьми сюжетной композиции в стиле Оригами.
  3. Фотовыставка: «Наши руки не для скуки».

Литература:

  1.  «Чудесные поделки из бумаги» - З.А. Богатеева, Москва, 1992г.
  2.  «Уроки оригами дома и в школе» - С.Ю.Афонькин, Москва, 1995г.
  3.  «Страна пальчиковых игр» - С.Ю.Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.
  4.  «Журнал «Оригами»» - 1997г.
  5.  «100 оригами» - Г.И.Долженко, 2003 г, Ярославль.
  6. «Оригами – лучшие модели», Т.Б.Сержантова, 2004, Москва.
  7. «Оригами для всей семьи» - Т.Б.Сержантова, 2005г, Москва.
  8. «Оригами – новые модели» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
  9. «366 моделей оригами» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
  10. «Бумажные фантазии оригами» - М.П. Згурская, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дополнительная программа (кружок) по интеллектуально – творческому развитию детей: «ИЗОНИТЬ».

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей плоскостному моделированию и для объяснения детям простых правил геометрии через технику «Изонить».З...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей среднего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...

Статья на тему; Роль развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей.

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучает его мыслить....

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Консультация по теме: «Развивающая игра, как средство интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Происходящие  изменения  в  системе  дошкольного  образования  обусловлены  объективной  потребностью   в  изменениях  образовательной  сист...