Эстетическое воспитание детей в процессе конструирования
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Обучение конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Конструирование для ребёнка 3-4 лет - это не только удовольствие и радость - это тот мир, через который ребёнок постигает жизнь, развивается. С помощью конструирования можно развивать внимание, память, мышление, воображение – качества необходимые для дальнейшей жизни.

    Конструируя, дети приобретают знания, умения, навыки, развивают способности, подчас даже не догадываясь об этом. Стоит только уделить ребёнку немного внимания, взяться за конструктор вместе с ним, что-то рассказать о постройке, показать картинки, прочитать стишок, ненавязчиво назвать цвет и посчитать кубики, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становиться более зрелым. Такому ребёнку всё интересно- он просит позаниматься с ним ещё и ещё.

    Содержание занятий по конструированию во 2 младшей группе составляет ознакомление детей со свойствами строительных деталей, сооружение из них простейших построек, а так же игры с песком и водой. Занятия подводят ребёнка к целесообразному использованию строительного материала, вооружают элементарными приёмами конструирования, способствуют формированию первичных представлений об эталонах форм и пространственных отношений между предметами, повышают его умственную способность.

   Для успешного развития детей конструктивной деятельности – воспитатель должен   хорошо разбираться в конструктивных особенностях материалов, знать и называть  детали. Во второй младшей группе давая детям конструктор мы называем его: брусок, пластина, кирпичик, кубик, колесо, и т. д.

    Приобретая необходимые умения в конструировании, дети одновременно усваивают правила пользования деталями, различными по форме и цвету. Алеша Трещилов построил дом: стены из кирпичиков жёлтого цвета, а крыша красного цвета-формы треугольника. Для обучения детей конструированию из строительного материала мы используем такие приёмы:

    1. Сооружение постройки с показом детям всех приёмов конструирования и объяснением свойств используемых деталей. Дети нашей группы видят и различают предметы по их форме (кирпичик, пластина ). Знакомим мы детей с шаром и кубом. С этой целью мы прежде всего вносим в группу предметы, а так же игрушки, в которых форма наиболее отчётливо выражена и совпадает с содержанием самих предметов. Например: мяч - точная копия шара. Вика Казакова замечает сразу, что он (мяч) круглый, катится. У детей развивается наблюдательность, мышление, математические представления. Играя с мячом дети его пока не воспринимают как геометрическую форму, для них он игрушка с которой можно производить разнообразные действия, но в процессе этих действий обнаруживается особенности шара - окружность, способ движения, отсутствие углов. На одном из занятий по теме « Ворота » я предложила детям (в качестве эксперимента) вместо опор поставить колёса, а на них пластину... Караповский Артём отметил, что ворота « раскатятся ». Мысль ребёнка продолжила я - сказав, что правильно думает мальчик - постройка будет неустойчивая. Такие задачи на сообразительность, размышление мы стараемся задавать, как можно чаще. Они заставляют ребят логически мыслить.

   Познавательные практические действия мы проводим « как и требует того программа »многократно. В это время происходит настрой к восприятию формы предмета; узнавание его. На повторных занятиях мы снова называем фигуру и её особенности, используем обыгрывание построек: шар прокатываем в ворота. При этом дети с удовольствием проговаривают: катится, круглый. Слово, в данном случае, закрепляем представление о форме. Часто для закрепления формы мы используем игру: « На какую форму похож предмет», « Найди в группе предмет похожий на ... (шар, куб и т.д.) ». Название, обследование предмета, его анализ, приводит к тому, что дети получают представление о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей). Так на одном занятии мы строили мост. Прежде рассмотрим картину: « Мост через судоходную реку ». Вместе с детьми отметили, что для того чтобы под мостом проплывал кораблик мост должен быть : широким и высоким. Построил мост, Артём Серостанов отметил, что поэтому мосту может проехать машина. Тут же дети попросили кирпичик и кубик для сооружения грузового автомобиля и обыграли постройку. Сюжетные постройки побуждают детей мыслить, фантазировать. Построить, что хочешь из данного строительного материала - не простое, мыслительное занятие для детей. На одном из занятий я дала детям большие, маленькие кубы. Целью занятия стали: закрепление цвета, формы, размера. Определение формы, цвета и размера способствовало развитию внимания детей, умению смотреть и видеть, слушать поясняющее слово воспитателя, следить за показом и придумать свою постройку :пирамидка, стол, дом. Задания придумать и построить даём детям всё чаще. Мы, воспитатели, стараемся постоянно обращать внимание на удачные постройки, на качество постройки: прочная, устойчивая, полезная. Эту часть занятия мы проводим в игровой форме, с « помощью » кукол, машинок, словом - игрушек.

   Конструирование тесно связано с занятия ми по развитию речи и познавательному развитию. У детей формируется круг представлений и сведений о предметах и явлениях, приобретённых стихийно или на занятиях. Мы помогаем детям их систематизировать, даём детям обобщённый способ анализа конструируемых объектов. Это позволит рационально строить процесс ознакомления детей с новыми предметами и явлениями, и формировать обобщённые способы действия. С этой целью мы предлагаем детям конструировать предметы разного значения, используя один и тот же способ. Например: стол, стул и телевизор, плита т.д. В результате такого обучения, у детей развивается мышление, воображение, познавательный интерес. Дети замечают общее и различие в предметах. Снежана (при помощи наводящих вопросов и собственного наблюдения) отметила, что у стола, стула и телевизора есть общая деталь: ножки. Детям нашей группы успешно даются решения таких задач как: построить кровать для матрёшки, дорогу машине. Игрушка, в данном случае, конкретный предмет и ребёнок думает прежде чем соорудить кровать для матрёшки - какого размера она должна быть. Такой процесс даёт начало определённым навыкам самостоятельной работы: уметь разобраться в условиях задачи, обдумать будущую постройку в соответствии с этими условиями, отобрать необходимый материал. Многие дети нашей группы. Кулиничева А., Варварская Н., Гацолаев А., Никитин Д., Ларина С. Справляются с усложнениями, предложенными воспитателем. Например: придумать постройку для определённой игрушки самостоятельно, соизмерить размеры её с данным предметом, выбрать столько материала, сколько нужно для постройки. Некоторые дети: Пыльнева Л., Гуденко П., Вика, Игорь ещё не могут выделить нужные детали и их количество. Они набирают много деталей, не умея их использовать. Поэтому для таких детей мы дали определённое количество деталей, объясняя, что лишнее на рабочем месте только мешает.

   В применении методов и приёмов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приёмы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы. Применение того или иного метода или приёма зависит от опыта детей от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов мы помним, что основная цель обучения конструированию не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка его нравственные качества, эстетические чувства и умственные способности.

Resource id #1040

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в процессе эколого-эстетического воспитания детей

Статья о проекте работы с педагогами в инновационной деятельности...

«Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе занятий»

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себ...

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....

Совет педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в ДОУ в процессе изобразительной деятельности"

Цель: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В. А. Сухомлинский)...

Современный процесс музыкально-эстетического воспитания детей

Современный процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Основные подходы.Современное дошкольное образование строится с учётом научных методологических подходов к...

Педагогический опыт: Применение современных образовательных технологий в процессе художественно-эстетического воспитания детей

Применение современных образовательных технологий в прПЕоцессе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста...

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Методическая разработка, с целью познакомить с понятием " оригами", приемами и этапами работы, условиями и структурой зянятия по конструированию из бумаги по типу оригами....