Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группе

Тема: «Знакомство с русской народной куклой».

Цели:

1. Воспитывать у детей любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.

2. Познакомить с бытом и нравами жителей русских деревень в древности.

3. Познакомить с историей возникновения кукол на Руси.

4. Научить практическим навыкам изготовления кукол по предложенной схеме

Объект занятия:

Кукла-закрутка, выполненная из натуральных тканей, без применения иголок.

Оборудование:

1. Выставка кукол разных времен.

2. Готовые куклы-обереги.

3. Схемы изготовления кукол-оберегов.

4. Музыкальное сопровождение: СD диски с записями фольклорной музыки.

5. На столах у детей лоскуты х\б ткани размером 20*20 см, 15*15 см-2 шт, 7*7 см-2 шт, 10*10 см для платочка, 5*10 см на фартук- на каждого.

6. Вата

7. Обрезки тесьмы или кружева

8. Нитки

9. Воспитатель одета в русский сарафан.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ой, Вы, добры молодцы!

Ой, Вы, красны девицы!

Как во славном граде, в Кропоткине,

Да в его районе Кавказском,

Стоит славный детский сад

под номером, да под номером 14!

И ходят в этот детский сад, детки умные,

Детки умные, детки славные

В группу Березка!

И умеют эти детки буквально все:

Могут петь, танцевать, в игры играть!

А пуще прежнего любят детки занятия!

Вот и сей час и сию минуту

Покажем мы вам, как умеем заниматься!

Будем куклы творить, старину вспоминать.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку, а отгадка подскажет, чем мы будем сегодня на занятии заниматься

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице - пальто.

Догадались? Это кто?

Ответы детей.

Правильно, это кукла! Посмотрите, сколько сегодня у нас в гостях кукол! Они все разные, потому, что изготовлены из разного материала и в разное время.

3. Знакомство с историей куклы.

-Вот этими куклами играли ваши мамы (показывает куклы, которые принесли родители, а какие же куклы изготавливались когда-то в древней Руси?

Куклы на Руси появились более 1000 лет назад, это подтверждают раскопки в Новгороде. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она будет защищать и оберегать всех членов семьи. Кукла делалась из лоскутков ткани. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. У девочек было много кукол, их передавали от мамы к дочке, и чем чище и аккуратней выглядела кукла, тем лучше считалась хозяйка.

Молодые мамы перед рождением ребеночка крутили куколку 6 раз туда- обратно, и лишь на 7 раз обматывали ее ниткой, держа в левой руке, а нитку обязательно в правой руке. Наматывая нитку женщина наговаривала то, что хотела пожелать ребеночку: расти здоровым, умным, красивым, добрым, смелым. Таких кукол мама делала 7 штук. Они на первом году жизни ребенка лежали в люльке, привязывались к одежде, вкладывались малышу в ручку. Чтобы малыш хорошо спал, мама укладывала к нему в кроватку куколку. И сейчас дети берут с собой в постель кукол. Но в давние времена это была кукла не для малыша, а для. бессонницы! "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой"- просила мама. И бессонница охотно соглашалась, а пока сонница-бессонница забавлялась с куклой, малыш спокойно спал.

Лицо куклы не прорисовывалось, люди считали, что кукла может приобрести характер и душу и не будет больше оберегать семью. Вот и мы сейчас с вами будем учиться изготавливать такие куколки-обереги. А кто нам поможет, отгадайте:

Мы проворные сестрицы,

Мы сестрицы-мастерицы

Пишем, шьем, рисуем, вяжем

Про себя мы все расскажем!

Ответ: Руки!

-Правильно! А сейчас, чтобы размять наши ручки, давайте сделаем пальчиковую гимнастику: Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

У тебя есть две руки,

Есть и 10 пальчиков.

Будут пальчики трудиться,

Не пристало им лениться.

Практическая часть

Звучит легкая, тихая фольклорная музыка.

Воспитатель:

-А сейчас, ребята, я покажу вам как можно сделать такую же куколку, какую делали своим деткам мамы много-много лет назад.

ПОШАГОВЫЙ показ .

1. На лоскут белой ткани 20*20 см в центр ложем кусочек ваты. Завязываем ниткой -это голова.

2. расправляем углы -это ручки Завязываем их предварительно подвернув манжеты.

3. к оставшемуся снизу углу привязываем с изнанки присборенный кусок цветной ткани 20*30 см-это юбка.

4. к юбке под грудью куклы привязываем с изнанки кусочек однотонной ткани 5*10 см- это фартук.

5. повязываем платочек кукле на голову. Кукла готова!

7. Воспитатель:

Молодцы, вот каких хороших куколок мы с вами сделали!

8. Подведение итогов. Выставка работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группе

Тема: «Знакомство с русской народной куклой».

Цели:

1. Воспитывать у детей любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.

2. Познакомить с бытом и нравами жителей русских деревень в древности.

3. Познакомить с историей возникновения кукол на Руси.

4. Научить практическим навыкам изготовления кукол по предложенной схеме

Объект занятия:

Кукла-закрутка, выполненная из натуральных тканей, без применения иголок.

Оборудование:

1. Выставка кукол разных времен.

2. Готовые куклы-обереги.

3. Схемы изготовления кукол-оберегов.

4. Музыкальное сопровождение: СD диски с записями фольклорной музыки.

5. На столах у детей лоскуты х\б ткани размером 20*20 см, 15*15 см-2 шт, 7*7 см-2 шт, 10*10 см для платочка, 5*10 см на фартук- на каждого.

6. Вата

7. Обрезки тесьмы или кружева

8. Нитки

9. Воспитатель одета в русский сарафан.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ой, Вы, добры молодцы!

Ой, Вы, красны девицы!

Как во славном граде, в Кропоткине,

Да в его районе Кавказском,

Стоит славный детский сад

под номером, да под номером 14!

И ходят в этот детский сад, детки умные,

Детки умные, детки славные

В группу Березка!

И умеют эти детки буквально все:

Могут петь, танцевать, в игры играть!

А пуще прежнего любят детки занятия!

Вот и сей час и сию минуту

Покажем мы вам, как умеем заниматься!

Будем куклы творить, старину вспоминать.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку, а отгадка подскажет, чем мы будем сегодня на занятии заниматься

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице - пальто.

Догадались? Это кто?

Ответы детей.

Правильно, это кукла! Посмотрите, сколько сегодня у нас в гостях кукол! Они все разные, потому, что изготовлены из разного материала и в разное время.

3. Знакомство с историей куклы.

-Вот этими куклами играли ваши мамы (показывает куклы, которые принесли родители, а какие же куклы изготавливались когда-то в древней Руси?

Куклы на Руси появились более 1000 лет назад, это подтверждают раскопки в Новгороде. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она будет защищать и оберегать всех членов семьи. Кукла делалась из лоскутков ткани. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. У девочек было много кукол, их передавали от мамы к дочке, и чем чище и аккуратней выглядела кукла, тем лучше считалась хозяйка.

Молодые мамы перед рождением ребеночка крутили куколку 6 раз туда- обратно, и лишь на 7 раз обматывали ее ниткой, держа в левой руке, а нитку обязательно в правой руке. Наматывая нитку женщина наговаривала то, что хотела пожелать ребеночку: расти здоровым, умным, красивым, добрым, смелым. Таких кукол мама делала 7 штук. Они на первом году жизни ребенка лежали в люльке, привязывались к одежде, вкладывались малышу в ручку. Чтобы малыш хорошо спал, мама укладывала к нему в кроватку куколку. И сейчас дети берут с собой в постель кукол. Но в давние времена это была кукла не для малыша, а для. бессонницы! "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой"- просила мама. И бессонница охотно соглашалась, а пока сонница-бессонница забавлялась с куклой, малыш спокойно спал.

Лицо куклы не прорисовывалось, люди считали, что кукла может приобрести характер и душу и не будет больше оберегать семью. Вот и мы сейчас с вами будем учиться изготавливать такие куколки-обереги. А кто нам поможет, отгадайте:

Мы проворные сестрицы,

Мы сестрицы-мастерицы

Пишем, шьем, рисуем, вяжем

Про себя мы все расскажем!

Ответ: Руки!

-Правильно! А сейчас, чтобы размять наши ручки, давайте сделаем пальчиковую гимнастику: Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

У тебя есть две руки,

Есть и 10 пальчиков.

Будут пальчики трудиться,

Не пристало им лениться.

Практическая часть

Звучит легкая, тихая фольклорная музыка.

Воспитатель:

-А сейчас, ребята, я покажу вам как можно сделать такую же куколку, какую делали своим деткам мамы много-много лет назад.

Пошаговый показ

1. На лоскут белой ткани 20*20 см в центр ложем кусочек ваты. Завязываем ниткой -это голова.

2. расправляем углы -это ручки Завязываем их предварительно подвернув манжеты.

3. к оставшемуся снизу углу привязываем с изнанки присборенный кусок цветной ткани 20*30 см-это юбка.

4. к юбке под грудью куклы привязываем с изнанки кусочек однотонной ткани 5*10 см- это фартук.

5. повязываем платочек кукле на голову. Кукла готова!

7. Воспитатель:

Молодцы, вот каких хороших куколок мы с вами сделали!

8. Подведение итогов. Выставка работ.