Практикум со студентами педагогического колледжа в рамках дуального обучения «Коллаж – свобода творчества»
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду на тему

Скрыпченко Наталья Михайловна

Данный практикум направлен на повышение уровня профессионального мастерства студентов педколледжа по изготовлению коллажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kollazh.docx96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Практикум со студентами в рамках дуального обучения

Тема: «Коллаж – свобода  творчества»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства студентов по изготовлению коллажа.

Дата проведения: 11.03.2016 год

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №6 «Алёнушка»

Участники: студенты Яковлевского педагогического колледжа

Ответственный: воспитатель  Скрыпченко Н.М.

Ход практикума:        

1. Вступительное слово педагога

 В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечки цветка.

Уильям Блейк (английский поэтхудожник) 

СЛАЙД.  В последнее время техника коллаж становится все популярней и популярней, так как привлекает своей оригинальностью, разнообразием техник и материалов, несложными приемами работы.

СЛАЙД.  Коллаж  -    замечательная  декоративная  техника,  в  которой,  казалось  бы,  несовместимые  материалы  комбинируются  в  удивительно  гармоничные  композиции. Работы, выполненные в этой технике, часто используются дизайнерами в современных интерьерах.

СЛАЙД . Коллаж  является  одним  из  видов  нетрадиционных  способов  изображения,  который  можно  использовать  в  работе  с  детьми. Яркость образов, интересное колоритное решение, простота выполнения  позволили занять коллажу достойное место в детском творчестве.

 СЛАЙД.  Работа в этой технике развивает  не  только  навыки  детей,  но  и  формирует  образное  восприятие   и  мышление, позволяет  ребёнку  по-новому  взглянуть  на  привычные  предметы и материалы,   создать  свой  собственный, оригинальный  образ, проявить самостоятельность, научится сотрудничеству. Стоит заметить, что и для педагога, работа с техникой коллаж - это возможность раскрыть свои способности  – это творчество, новизна, уход от обыденности.                                                                                                                        

СЛАЙД. Слово «коллаж» позаимствовано из французского языка, и означает наклеивание. И поэтому, многие считают, что коллаж и аппликация это  одно и то же. Но между этими техниками есть существенное различие.

   СЛАЙД. Аппликация – (в переводе с латинского обозначает «прикладывание»)  изобразительная техника, основанная на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием формы и цвета замысел художника.

Коллаж - сочетание абсолютно разных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Игрой с материалами, формой, цветом, фактурой,  где можно  свободно  передвигать, менять части  коллажа, сразу  наблюдая  различия  в композиции, настроении  получившегося  изображения.  

СЛАЙД.  Поверхность (фон):

  • Ватман, цветной картон, цветная бумага;
  • бархатная бумага, гофрированная, тонированная, обёрточная бумага (не очень пёстрая);
  • вырезки из журналов (разные по форме и цвету), наклеенные в технике «мозаика» или плотно приклеенные  друг к другу;
  • ткань, холст, мешковина, кружево, тюль;

самоклеящаяся лента, сетка и др.

СЛАЙД. Материал для деталей:

  • Вырезки из журналов, бумага (мятая, гармошкой, проколотая дыроколом, рваная);
  • фотографии;
  • кусочки ткани, перья, засушенные листья, цветы, плоды, веточки деревьев (можно окрасить);
  • бусинки, бисер, пуговицы, фигурки, пластик, мелкие игрушки;
  • кружево, тесьма, нитки, ленты, полиэтилен;
  • фольга, фантики, блёстки, мишура;
  • вата, ватные диски;
  • гуашь.

Способы закрепления:

  • Наклеивание при помощи клея ПВА;
  • закрепление пластилином;
  • закрепление двусторонним скотчем;
  • закрепление проволокой или нитками;

СЛАЙД.  Возможные темы:

«Чудо-дерево», «Портрет осени», «Времена года», «Зимняя сказка»,

 «Дворец снежной королевы», «Подводное царство», «Новый год», «Школа», «Арктика» и другие.

  СЛАЙД.   Знакомство с новой технологией лучше начать с изготовления предметного коллажа. Определим тему предметного коллажа. Проработаем фон композиции. Теперь подберем предметы, соответствующие выбранной теме. Например, если мы выбрали тему «Школа», такими предметами могут быть: мел, шпаргалка, указка, компас, кнопки, вырванный лист из тетради (все предметы должны быть натуральными и соответствовать одной теме). Затем необходимо все подобранные предметы разместить на фоне, составив из них композицию. Приклеим предметы к картону. Доработаем композицию художественно.

    СЛАЙД.   Тематический коллаж. Главное – определить тему будущего произведения. Когда есть тема, можно браться за работу. Как пример, выберем тему «Полезная и вредная еда». Теперь поищем журнальные иллюстрации, созвучные с сюжетом нашей композиции, и вырежем их. Когда иллюстраций наберется достаточно, попробуем составить из них композицию или  единую картинку.

    СЛАЙД.  Коллажный портрет.  При создании портрета с использованием бросового материала или бумажной мозаики  иногда удается добиться удивительной схожести образа.

     СЛАЙД. Коллаж  - аппликация делается легко, если в наличии есть глянцевый журнал, газета цветная с картинками или раскраска. Выбирается тематика коллажа. Из журналов вырезаются картинки, подходящие по теме коллажа, и приклеиваются на основу из плотной бумаги.

    СЛАЙД. Очень неожиданно смотрится рисунок с использованием коллажа. Например, изображая красками на бумаге тюльпаны, не заставляйте детей вырисовывать кистью маленькие фигурки, животных. Позвольте им вырезать всех этих героев из журналов и газет. Вырезав и наклеив их на подготовленный пейзаж, дети получат оригинальные и увлекательные работы. Подобным образом могут быть созданы портреты и пейзажи, натюрморты и фантастические композиции.

   СЛАЙД.  Фотоколлаж – комбинирование рисунка, фотографий, вырезок из журналов позволяет создать оригинальный подарок папе, маме, и другим членам семьи.  Вырежем из журналов, например, различные модели автомобилей и приклеим фотографию папы или ребенка.

    СЛАЙД. Коллаж может быть выполнен с использованием природного материала или флористический.  Выберем форму будущей композиции. Из картона вырежем рамочку нужной формы. Оформим фон композиции. Подставим фон под рамку, приклеим  и приступим к составлению композиции из природного материала.

2. Практическая часть

СЛАЙД.  У каждого человека мечта своя и часто не одна. И, наверное, есть мечта у нас самая заветная?!                 

Я расскажу своей мечте - Чтоб в жизни я иметь хотела….

Так вот…. Наверно — домик в тишине, 
Чтобы на море я смотрела.
 Ещё — машину в гараже, 
Чтоб во дворе ещё с парковкой.
 Квартиру тоже б надо мне, 
С ремонтом, в центре, с обстановкой.
 Ещё бы — шубку для зимы, 
Из шкурок разных соболиных.
 Чтоб серьги, перстни не одни, 
Из жемчугов таких красивых….
 Нет! Лучше есть уж хлеб да с солью. 
Что проку мне в таких мечтах?
 
Мечтать ведь надо — О ЗДОРОВЬЕ!
 
А вся та блажь — в моих руках!

И я предлагаю вам, уважаемые коллеги, сделать коллаж «Мечты девушки» (из журнальных вырезок). http://i.marishka71.ru/u/77/5bacbb7071dcd073f855cd21abadb8/-/7.jpg

Пока участники работают над созданием коллажа, для зрителей - история возникновения и развития коллажа

История возникновения и развития коллажа

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак. 

Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями. 

Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций. 

3. Заключительная часть

В заключение хотелось бы сказать, что любое занятие в прикладном творчестве требует не только аккуратности, усидчивости, терпения и собственного желания, но многое зависит от настроения и душевного состояния, если вам по душе это дело, то и результат будет ошеломляющим.  Главное, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые идеи, новые находки,  и тогда у вас всё  получится!

Дерзайте! Новых творческих задумок и творений!

             

           

      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для студентов Педагогического колледжа №18 «Митино» Тема: "Приехал зайка на автомобиле"

Тема:«Приехал зайка на автомобиле» Задачи: Учим детей различать грузовой и легковой автотранспорт. Правильно называть части машины: кабина, кузов, колеса, руль, дверцы. Вовлекать детей...

Статья "динамика изменений учебной мотивации студентов педагогического колледжа"

Статья написана как результат исследования изменнений учебной мотивации у студентов педагогического колледжа на протяжении от первого до четвёртого курсов....

Показательные занятия для студентов педагогического колледжа г.Троицка Челябинской области

В апреле 2016 года в ЦРР МБДОУ Детский сад №1 "Золотой ключик" прошли показательные занятия музыкальным руководителем Вакуленко О. В. для студентов педагогического колледжа г. Троицка Челябинской обла...

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...

Консультация для начинающих педагогов и студентов педагогического колледжа "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ"

Данный материал поможет начинающим педагогам и студентам педагогиского колледжа определиться с выбором формы проведения родительского собрания....