Конспект открытого занятия по познавательному и творческому развитию и «Мир самоваров».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Дерова Ольга Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  по познавательному и творческому развитию и «Мир самоваров».

Цель:

формирование нравственно - патриотических качеств у детей через развитие познавательного интереса к истории в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Формировать  первоначальных патриотических чувств;
  • учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
  • Заинтересовать детей происхождением самовара на Руси;
  • Закрепить работу с соленым тестом по шаблону;
  • развивать познавательный интерес детей;
  • развивать у детей творческие способности;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
  • воспитывать любовь к Родине, народной культуре;
  • воспитывать у детей интерес к истории своего народа.

Предварительная работа:

  • разучивание пословиц, поговорок о самоваре;
  • чтение художественной литературы
  • просмотр фотографий и иллюстраций людей за столом рядом с самоваром
  • разучивание стихотворений, загадок о самоваре
  • разучивание подвижных игр с самоваром
  • изготовление шаблонов самоваров для работы с солёным тестом.

Использованное оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютерная презентация;
  • самовар;

Раздаточные материалы:

  • шаблоны самоваров по количеству детей;
  • клеенка
  • цветное соленое тесто
  • фартуки
  • бумажные салфетки по количеству детей;
  • скалка на каждого ребенка
  • нож для лепки на каждого
  • фольга
  • разделочная доска

Итог занятия: выставка самоваров и чаепитие

Ход занятия

 Под спокойное музыкальное сопровождение воспитатель читает загадку:

Кто стоит такой пузатый и блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нём шумит вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд. Он командир в фуражке

Чаю всем гостям нальёт.  (ответы детей)

- Ребята, а вы любите пить чай?

- С кем из своих родных и друзей  вы любите чаевничать?

- А из чего вам мама наливает чай?

- Расскажите, что есть у чайника?  

(воспитатель показывает самовар)

 - Правильно, это самовар. Что такое самовар? Откуда он появился? Хотите узнать об этом? (ответы детей)

-Тогда давайте сядем с вами  на коврике, и я начну свой рассказ.

Самовар — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка было в порядке вещей.
Чай из самовара пила вся страна. Люди говорят, что чай пьют из «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал  чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.

Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал.
Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле, самовар привез к нам в стану  

Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной».

А давайте превратимся в самовар и повторяем за мной:

Физкультминутка
Самовар кипит, пыхтит 
(дети в кругу. Звукоподражание «пых-пых»)
Из трубы дымок валит
Приглашу своих друзей, (взмахи руками)
Приходите поскорей.
Я готовлю угощенье,
Будет всем на удивленье:
    (изображают руками, как готовят тесто, разрезают)
Золотистый мед, чак-чак,
Беляши и баурсак.
Пейте чай, мои друзья (показывают как наливают чай)
Ведь старался я не зря.
Чай прибавит вам здоровье (хлопают в ладоши)
И хорошее настроенье!

- На Руси – самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения.

- Он занимал почетное место в каждом доме.

- И отношение к нему было особое. Какие мы с вами, знаем пословицы о самоваре?

ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.
Самовар кипит, уходить не велит.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.

- Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и граненые. Разнились они и по названиям: «Ваза», «Рюмка», «Банка», «Яйцо», «Шар», «Груша».

- Сначала самовары были дровяные.

- А как вы думаете, как пользоваться таким самоваром?

- Внутри самовара находится труба.

- В нее засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь.

-Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом.

- Когда вода начинала закипать, в самоваре на конфорку, устанавливали заварочный чайник.

- Вода медленно доходила до кипения, заваривая при этом чай.

- Самая первая  в  России мастерская по производству самоваров появилась в городе Тула. Самовары делали из меди. Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России.
Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей». Позже самовары стали выпускать серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже.
Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды. Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды.

- Устали? Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:
Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)

- Ребята, а вы хотите сделать  самовар сами?

- Но прежде мы подготовим ручки к работе. Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку .
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

- Проходите за столы, одевайте фартучки, садитесь, и начнем работу.

(На столах лежат заготовки шаблонов самоваров из картона, скалки для раскатывания теста, клеенка, фольга, ножи для лепки, салфетки и разноцветное соленое тесто.)

-Для того, чтобы у нас с вами получился красивый самовар нам необходимо равномерно раскатать тесто , затем приложить шаблон к тесту и вырезать по контуру. После этого убираем шаблон и у нас получается красивый самовар. (в ходе работы воспитатель подходит к каждому ребенку и помогает по мере необходимости)

- Молодцы! Какие красивые у вас получились самовары.

- А теперь мы открываем выставку самоваров.

 - Ребята,  понравилось вам?

- А что больше всего понравилось?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Ребята, которые хотят поделится своими впечатлениями с родителями и друзьями пусть поднимут вверх руки.

- Ну, что же пора и нам напиться чаю из самовара.

(Все садятся за столы пить чай из самовара)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект Открытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное и речевое развитие. Тема : «Зима»

КонспектОткрытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное  и речевое развитие.Тема : «Зима»...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»....

Методическая разработка Конспект открытого занятия по итогам года "В гости к Самовару "

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе...