Применение не программируемых конструкторов LEGO в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Стеклова Ольга Валентиновна

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение не программируемых конструкторов LEGO в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила воспитатель Стеклова Ольга Валентиновна

Слайд 2

Самой большой ценностью конструктора LEGO является то, что он дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, видоизменяя преобразуя ее, исходя из собственного замысла или необходимости дополнения игровой обстановки. Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев В. А. Сухомлинский

Слайд 4

конструкторы

Слайд 5

«Учись учиться» Комплект разработан в качестве раздаточного материала для выполнения различных задач, развития, обучения и коррекционной работы. Все задания приближены к реальности. Для их выполнения учащиеся могут задействовать свой жизненный опыт. Благодаря набору дети будут: обогащать знания окружающего мира; приобретать математические навыки; развивать языковые умения.

Слайд 7

Простые механизмы – это набор, в комплекте которого идут 2 мини-фигурки, 204 детали и подробная инструкция с иллюстрациями. Ребёнок освоит строение механизмов, а именно: зубчатых колёс, рычагов, роликов и осей, а также принципы их работы. С LEGO Простые механизмы он сможет сконструировать 16 моделей техники, следуя инженерным чертежам. Маленькие инженеры смогут собрать 4 основных модели и 4 модели для решения практических заданий, что позволит им понять результаты эксплуатации простых и сложных механизмов.

Слайд 9

Механические передачи – механизм, служащий для передачи и преобразования механической энергии от энергетической машины к исполнительному механизму. - зубчатая; - ременная; Зубчатая передача Ременная передача

Слайд 10

Подъёмный кран Базовая (принципиальная) модель (ременная передача движения) Подъёмный кран

Слайд 11

Зубчатая передача Принципиальные модели Карусель

Слайд 12

Игры для развития ориентировки в пространстве с использованием конструктора ЛЕГО «Учись учиться»

Слайд 13

Использование конструкторов ЛЕГО в познавательной деятельности игра «Химик» - в процессе игры ребёнок знакомится с некоторыми физическими свойствами, тренирует моторику рук, ловкость и координацию

Слайд 14

Использование конструкторов ЛЕГО в проектной деятельности Проект «Ферма»

Слайд 15

Применение Лего на музыкальном занятии Упражнение на звуковысотный ряд

Слайд 16

Лего в математике Числовой ряд

Слайд 17

Логические игры с использованием конструктора ЛЕГО

Слайд 18

Лего лото

Слайд 19

Лего шашки

Слайд 20

Применение конструктора ЛЕГО в театрально – игровой деятельности Инсценировка русской народной сказки «Лисичка сестричка и Серый Волк»

Слайд 21

Игра с мелкими деталями, входящими в наборы LEGO не только способствует развитию моторной умелости, но и стимулирует развитие активной речи, воображения, конструктивных и творческих способностей.

Слайд 22

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Применение не программируемых конструкторов LEGO в работе с детьми дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель МБДОУ «Родничок» г.Южи

Стеклова О.В.

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  • Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  • Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  • Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

развитие. 

На занятиях  раскрывается для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.

Наш курс занятий с детьми  нацелен не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе работы с конструктором «Учись учиться» , LEGO- «Первые механизмы»  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Занятия разработаны с учётом основных дидактических принципов:

 - доступность и наглядность;

-  последовательность и систематичность обучения и воспитания;

-  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обучаясь , дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель нашей работы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Занятия,  на которых «шум» – это норма,  «разговоры» – это не болтовня,  «движение» – это необходимость.

 Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы и приёмы:

  • Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
  • Информационно-рецептивный. Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
  • Репродуктивный.  Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
  • Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
  • Словесный.  Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
  • Проблемный.  Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).
  • Игровой.  Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
  • Частично-поисковый.  Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки,  находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания,  высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных умений о межличностном взаимодействии в группе.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

В результате занятий на конструкторах Лего:

  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Разовьются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Материально- техническое обеспечение:

Конструкторы LEGO education «Первые механизмы», «Учись учиться».

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва«Просвещение»,2010.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз»,2012.

6. С. И. Волкова «Конструирование», - М. «Просвещение», 2009.

7. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. «Сфера», Москва, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...

Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста

laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...

Значение и применение кукол "би-ба-бо" в работе с детьми дошкольного возраста.

Значение и применение кукол «би-ба-бо» в работе с детьми дошкольного возраста.Проблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности, недостаточные знания о театра...

Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...

Применение нетрадиционных техник ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация.Воспитатель: Тимербулатова Гульназ Равилевна...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Система музыкально – оздоровительной работы в условиях современного ДОО, включает в себя следующие виды здоровьесберегающих технологий: валеологические песни – распевки, комплексы дыхатель...