Конспект НОД по конструированию на основе экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Калейдоскоп»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Емельянова Дарья Владимировна

Конспект НОД по конструированию

 на основе экспериментально-исследовательской деятельности

на тему: «Калейдоскоп»

 

Автор: Емельянова Дарья Владимировна воспитатель ГБДОУ № 89 Приморского района г. Санкт-Петербурга

 

Цель: Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формировать умение создавать конструкции в соответствии с конкретными условиями. Развивать творческие способности детей: воображение и важнейшие качества мышления, которые формируют креативность через конструктивную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя;

- расширять представление детей о бумаге, разных её видах, свойствах и качествах;

- обучать приемам работы с различными материалами:

 фольгой, картоном, пластиком, калькой

- продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях;

- закреплять навыки скрепления деталей (с помощью клея, скотча), разрезания бумаги по прямой линии;

- учить соблюдать симметрию и пропорции;

- учить анализировать конструкции: определять форму, размер, расположение деталей;

- учить работать по схеме;

- повторить основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ;

- обогащать словарный запас ребенка специальными терминами: цилиндр, призма, познакомить с словом «калейдоскоп»

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать любознательность, интерес к продуктивной деятельности;

- развивать интерес к конструированию из бумаги;

- способствовать созданию положительного настроя и хорошего настроения;
- развивать творческие способности детей, самостоятельность и инициативность детей, образное мышление, воображение;

- развивать способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид;

- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии)

Воспитательные:

- приучать детей к аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- формировать способность детей понимать общую цель и условия ее достижения;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать трудолюбие.

Материалы и оборудование:

- цветная фольга, листы цветного картона, прозрачный пластик, калька, клей-карандаш, ножницы, карандаш простой, скотч;

- дырокол, шило (для воспитателя)

- алгоритм выполнения работы "Как смастерить калейдоскоп"

- презентация слайдов «как устроен калейдоскоп»

- для эксперимента с зеркалами: 2 небольших зеркльца (скреплённых скотчем с обратной стороны), площадка для опыта (картон квадратной формы с расчерченными лучами из центра), предметы для проведения опыта («начинка»: разноцветные мелкие предметы: бусинки, детали lego, фигурки из киндер-сюрпризов и т.п.)

- конфетти из цветной фольги (с помощью дырокола)

- плакат по технике безопасности при творческой работе.

 

Задачи исследования:

  • познакомить с созданием калейдоскопа
  • узнать конструкцию калейдоскопа
  • сделать свой уникальный калейдоскоп

 

Ход НОД:

1.Оргмомент.

У воспитателя в руках красивая коробочка.

Воспитатель: Ребята! Вот в этой красивой коробочке лежит моя любимая игрушка детства. Чтобы узнать, что это, я предлагаю отгадать загадку:

1. Как труба подзорная,

Только вся узорная.

Я смотрю в её окно-

Разноцветное оно.

Поверну немножко,

Цвет меняется в окошке.

Всё узорно и красиво.

Угадайте, что за диво?

 

2. В глубь трубы всмотрись: как в сказке,

Там в узор сложились краски.

Трубочка — не микроскоп.

А цветной…

 

Дети: Калейдоскоп

Воспитатель открывает коробочку и достаёт оттуда калейдоскоп.

Воспитатель: Верно! Вы угадали!

Дети, калейдоскоп – занимательная игрушка, которая нравится всем, независимо от возраста.

А название свое «калейдоскоп» получил от греческих слов kalos— красивый, eidos — вид и skopeo — смотрю, наблюдаю.

Воспитатель передаёт детям калейдоскоп, они его рассматривают по очереди.

Воспитатель: А кто из вас знает, как устроен калейдоскоп? Как получаются такие красивые и сложные узоры..? (ответы детей).

Воспитатель: А что позволяет видеть такое многообразие всевозможных чудесных узоров в одной игрушке? (ответы детей).

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку-подсказку:

 

1. Где точно отражение

Передаёт движение,

Улыбки, слёзы, смех,

Что на лице у всех?

 

2. Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеётся тоже…

 

Дети: Зеркало

Воспитатель: Молодцы! Верно, вы угадали!

Воспитатель: Давайте посмотрим, как же устроен калейдоскоп? (Просмотр слайдов «как устроен калейдоскоп» )

Воспитатель: Изображения в калейдоскопе получаются благодаря зеркалам, в которых отражаются элементы разных цветов, создавая тем самым узоры различных форм.

 

Опыт

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе проведём эксперимент и узнаем главный секрет калейдоскопа.

Для демонстрации опыта у нас есть два зеркала (скрепленные между собой с обратной стороны скотчем, в виде «книжки»), площадка для эксперимента — лист картона, на котором начерчены линии как лучики солнышка и , например, фигурка из киндер-сюрприза (любой небольшой предмет).

Ставим «зеркальную книжку» на площадку и совмещаем грани зеркал с лучиками сначала под углом 90°. Перед зеркалами ставим нашу фигурку.

image

Посмотрите, сколько отражений вы видите? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь уменьшаем угол между зеркалами. Число отражений предмета увеличивается? Давайте сосчитаем. (ответы детей)

 

image       image

 

Воспитатель: Давайте еще уменьшим угол между зеркалами и насыплем разноцветных бусинок. Смотрите, какие узоры получились. (ответы, впечатления детей)

 

image    image

 

 

Воспитатель: Вот так «работает» калейдоскоп.

Итак, калейдоскоп — оптический прибор-игрушка,

Оптический — от др.-греч. optike' появление или взгляд. Оптическая иллюзия — это фокус, который наши глаза проделывают с нами.

 

Калейдоскоп чаще всего выглядит как трубка, внутри которой два, три иногда и более зеркал, установленных под углом. При вращении трубки цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают симметричные узоры.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами сделаем сами эту волшебную игрушку, которая перенесёт нас в страну «Зазеркалья».

 

Основная часть. Конструирование.

Объяснение и показ хода работы

Воспитатель: Сначала повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. Посмотрите на плакат, который висит на доске.

Дети называют правила:

- ножницы нельзя оставлять в открытом виде;

- ножницы нельзя близко подносить к лицу;

- ножницы передавать друг другу кольцами вперед.

Воспитатель: Правильно! Если не соблюдать техники безопасности, то можно пораниться.

 

Демонстрация приемов работы и объяснение

Воспитатель: Я приготовила различные материалы и предметы. Давайте рассмотрим и назовём, что это за материалы, какой они формы? (Ответы детей)

Воспитатель: 1. Итак , для основной части калейдоскопа сложите фольгу по длине зеркальной стороной внутрь. Это будет заготовка для трёхгранной трубки.

2. Вырежете из картона три одинаковых полоски, чтобы укрепить на них фольгу.

3. Приклейте полоски на лист фольги, но постарайтесь сделать это очень аккуратно, чтобы не порвать фольгу.

4. Теперь из картона с фольгой мы делаем трёхгранную трубку, и скрепляем эту конструкцию скотчем. (Воспитатель помогает детям в работе со скотчем)

5. Обведите карандашом треугольное основание трубки на картоне, кальке и пластике.

6. Теперь нужно вырезать полученные треугольники.

7. Воспитатель прокалывает отверстие в центре картонного треугольника.

8 Затем приклеиваем полученные треугольники к трубке.

9. Под присмотром воспитателя дети пробуют с помощью дырокола сделать из разноцветной фольги конфетти. (Основную часть конфетти педагог готовит заранее).

10. Склеиваем две стороны треугольников из пластика и кальки , чтобы получился кармашек. И насыпаем внутрь немного конфетти.

11. Заклеиваем третью сторону треугольников. Соединяем треугольник, заполненный конфетти, с трубкой , склеиваем. Воспитатель помогает закрепить всё скотчем.(Калька должна оказаться снаружи, а пластик— внутри).

12. Ребята, а теперь посмотрите в трубку, наведя конец с конфетти на свет и попробуйте вращать калейдоскоп.

 

Рефлексия.

Воспитатель:

- какую необычную игрушку вы сегодня смастерили?

- почему она так называется?

- какой главный секрет волшебства калейдоскопа?

- как получаются узоры?

- какие эмоции вы испытывает, когда смотрите в свой калейдоскоп?

(Ответы детей)

Заключение

Воспитатель: Ребята, эту игрушку хочется назвать действительно волшебной. Ведь внутри этой, казалось бы простой трубки происходит, необыкновенно красивая игра света и узоров, которая просто завораживает. Мы с вами сделали это чудо сами, своими руками. Вы узнали, как получаются такие красивые и сложные узоры. Обязательно попробуйте сделать калейдоскоп дома с родителями. Ведь калейдоскоп — это игрушка, которая всегда удивляет и радует.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности...

Конспект занятия в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный магнит»

Цель: развитие познавательного интереса и способностей детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.Задачи:Обучающие. Способствовать расширению знаний детей о магните и его способности ...

Конспект музыкального занятия с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности

Конспектмузыкального занятия с использованием технологииэкспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные звуки вокруг нас»для  детей  старшего  возраста...

Конспект ООД в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Игры с водой — это увлекательно».

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах воды. Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, позн...

Мастер-класс по конструированию на основе экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Калейдоскоп»

Цель: Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формировать умение создавать конструкции в соответствии с конкретными условиями. Развивать творческие способности детей...