Отчет на конец года по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Качаева Оксана Сергеевна

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_na_konets_goda.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ по самообразованию на тему «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику» 

на конец года

в подготовительной логопедической группе №6 «Пчелки».

Дошкольное образование   ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность  знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.),  при  этом учитывается  дидактический принцип:

- от простого к сложному  (создание простых конструкций с использованием карт из  набора  «Первые механизмы», «Простые механизмы»  до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).  

Конструирование  и  робототехника  как нельзя лучше  способствует,  развитию  внимания,  памяти, мышления, воображения,  коммуникативных  навыков,  умение общаться со сверстниками, обогащению  словарного запаса, формированию связной  речи.

Это не просто конструирование,  а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной  адаптации детей,  делая переход от игры к учёбе.

Цель: повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
  2. Пройти курсы повышения квалификации «Лего-конструирование и робототехника, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
  3. Развивать у детей интерес  к робототехнике, механике, физике, правил безопасности. Создать словарь с техническими словами.
  4. Создать картотеку дидактических игр лего.
  5. Формировать у дошкольников умения и навыки конструирования,  приобретение первого опыта  по решению конструкторских задач по механике.
  6.  Развивать у дошкольников творческую активность в принятии  решений в проблемных  ситуациях.
  7. Формировать у детей зрительное восприятие,  мышление, память, доказательную речь.
  8. Воспитывать коммуникативную способность, дисциплину, ответственность у детей дошкольного возраста.
  9. Оказывать консультативную (информационной, методической, обучающей) помощь родителям (законным представителям) по сопровождению креативного ребенка..
  10. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

ФГОС ДО называет конструирование одной из деятельностей дошкольного возраста, которая должна обеспечиваться специальной педагогической работой со стороны педагога и применением специальных технологий. В теории и практике разработано достаточно видов конструирования из разного материала (по образцу, по схеме, по условиям и т. д.). Однако остро стоит задача не просто формирования конструктивных умений, а развития инженерного мышления, интереса к миру конструирования реальных технических объектов, широкого ознакомления с творческой деятельностью людей в сфере технического творчества и производстваРазвитие только конструктивных умений и получение опыта конструирования из различных материалов обеспечивает интеллектуальное и речевое развитие, но не является гарантией того, что у детей будет заложен интерес и уважение к миру технического творчества человека. творчества и является предметом моего исследования.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой. В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. В ходе деятельности дети становятся строителями, Вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.

Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда - это определенный последовательный процесс. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты Создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:

-- изучить технологию создания объекта  – т. е. выполнить роль исследователя

-- принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить   – моделировать технологические процессы

-- встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования

-- выполнить роль успешного инженера, презентующего  созданный механизм.

В своей работе применяю следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
  • Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Также за прошедший период была проведена такая работа с детьми: диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой; дети ознакомлены  с правилами поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами; научились читать схемы; работали с простыми общедоступными конструкторами LEGO (строили домики и дома; гараж для машины, и т.д); LEGO education «Первые механизмы»;     LEGO education «Простые механизмы»., выполняли творческие задания с конструктором LEGO-построй свою историю.

Диагностика показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу  

Работа с родителями:

Памятка для родителей  «Что такое ЛЕГО конструирование?», буклет «Основы   детской робототехники», консультация для   родителей, консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»,  консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей , в рамках родительского собрания проведен семинар «Конструирование как средство развития речевых функций».

Работа с педагогами:

В рамках работы методического объединения проведена консультация-презентация «Значение LEGO- конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Приняла участие в педагогическом совете «Современное технологическое образование в ДОУ» в качестве выступающего,  представила в виде МК «Леготехнологию».

         С целью повышения педагогической компетентности в вопросах легоконструирования и робототехники проработана методическая литература в данном направлении, а также  прошла курсы повышения квалификации «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:

  • Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать

предмет, выделять его характерные особенности, основные части,

устанавливать связь между их назначением и строением.

  • Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке

конструкций.

  • Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и

творческая инициатива.

  • Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,

коллективе, распределении обязанностей.

  • Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание

трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и

поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать

будущую работу.

  • Имеются представления:
  • о деталях конструктора и способах их соединении;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и

распределения веса;

  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее

отдельных элементов;

  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

А   это – планируемые результаты освоения программы детьми!

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей по методике Т.В. Фёдоровой показала, что дети, которые занимались в данном направлении показали высокий уровень по умению правильно конструировать поделку по образцу, схеме и умение правильно конструировать поделку по замыслу  

На сегодняшний день   у детей сформировалось положительное отношение к  конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий.   С интересом придумывают и создают свои модели обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся  работать в команде, распределять обязанности и договариваться.

 

Диагностика уровня знаний и умений

 по LEGO-конструированию и робототехнике у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение правильно конструировать поделку

по образцу, схеме

 Умение правильно

конструировать поделку по замыслу 

 Высокий        Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Средний         Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

 Низкий        Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

 

Высокий Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение,

особенности строения).  

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Самостоятельно работает над постройкой.

Средний Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий         Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает

создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может

 

 

 

 

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

1

Ганжа Слава

2

Гашков Арсений

3

Крутяков Артем

4

Корнев Артем

5

Охин Марк

6

Слюсарев Ваня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»

Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».

Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....

“Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование»

Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задачь. Воспитывать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того ч...

План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в ...

Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»

Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...

Программа дополнительно образования «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».

Предлагаю Вашему вниманию программу дополнительного образовани на тему «Развитие конструктивной  деятельности и технического творчества дошкольников  через ЛЕГО- конструирование и...