Проект: «Развитие конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Развитие конструктивных и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр Б.П.Никитина».

Сроки реализации: один год (долгосрочный)

Возраст участников: 6-7 лет

Вид проекта: игровой

По составу: групповой

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность: 

Актуальность проекта значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • является великолепным средством развития интеллектуально – творческих способностей дошкольников,
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в области  конструирования,
  • формирует навыки детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования и воображения, комбинаторных и конструкторских способностей.
  • развивает умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи конструктора становится приоритетным. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей и конструктивно-технического мышления. Поэтому данная тема является актуальной.

Цель проекта: – Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи для детей:

Обучающие:

  •  Формировать интерес и положительную мотивацию к обучению
  • Формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
  • Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.
  • Учить создавать внутренний план действий.
  • Формировать навыки общения и совместной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение);
  • Развивать навыки пространственного ориентирования и пространственного мышления;
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать творческие способности.
  • Развивать умение анализировать свою деятельность, свои успехи, затруднения, ошибки.

Воспитывающие:

  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

 

Задачи для педагога:

  •  Изучить технологию развивающих игр.
  •  Подобрать развивающие игры.
  •  Спланировать работу по развитию конструктивных способностей с помощью развивающих игр.
  • Создать условия для занятий развивающими играми.

Задачи для родителей:

  •  Повысить компетенцию родителей по развитию конструктивных способностей дошкольников.
  •  Повысить интерес родителей к конструированию.
  •  Привлечь родителей к созданию развивающих игр своими руками.

Ресурсы проекта:

 ИГРА «КИРПИЧИКИ» (К)

Эта игра — своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели.

В игре выполняются 3 вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.

ИГРА «СЛОЖИ УЗОР» (СУ)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков - выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.

ИГРА «СЛОЖИ КВАДРАТ» (СК)

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.

ИГРА «ДРОБИ» 

Игра представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

ИГРА «УНИКУБ»

Развивают пространственное мышление, интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.

ИГРА «КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ» 

Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

Этапы проекта:

  1.  Подготовительный этап - поисковый.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, что нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе?

Могут ли игры помочь подготовиться к школе?

Чему могут научить игры?

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие вместе с развивающими играми и выполнить все задания.

  1.  Организация проектирования – планирующий.

Воспитатель предлагает рассмотреть книгу Б.Никитина «Ступеньки творчества. Развивающие игры».

Воспитатель объясняет правила развивающих игр.

Воспитатель с детьми привлекает родителей к изготовлению развивающих игр.

      

  1.  Проектирование – основной.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игры в свободное время. Задания предлагаются небольшой группе детей от простого к сложному.

Воспитатель фиксирует достижения каждого ребёнка.

Воспитатель создаёт фотоотчёт с достижениями детей.

Вместе с родителями дети создают новые схемы и рисунки к играм, которые воспитатель оформляет в альбоме.

  1.  Презентация – заключительный.

Воспитатель готовит консультацию для родителей «Роль и значение развивающих игр Б.Никитина для подготовки к школьному обучению»

Воспитатель готовит видеоролик с отзывами детей о развивающих играх.

Воспитатель готовит презентацию по проекту «Развитие конструктивных и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста».

Ожидаемый результат:

Для детей:

  •  У детей сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, конструктивные способности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  •  У детей развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем.
  •  Дети могут использовать готовые чертежи и схемы, вносить в конструкции свои изменения.
  •  Дети проявляют творчество, инициативу, самостоятельность, умеют работать в команде.
  •  Дети обладают развитым воображением.
  •  Дети могут выражать свои мысли, чувства и желания в процессе общения друг с другом.

Для педагога:

  •  Повысится компетентность по развитию конструктивных способностей детей.
  •  Повысится творческий потенциал, самореализация.
  • Увеличится количество педагогов, активно внедряющих технологию конструирования.

Для родителей:

  •  Обогащение знаний о роли развивающих игр по конструированию для развития детей.
  •  Привлечение родителей к сотрудничеству по изготовлению развивающих игр своими руками.
  •  Создание совместных досугов с детьми по конструированию.

Методы и формы работы:

 наблюдение, показ, рассматривание, объяснение, сравнение, анализ, экспериментирование, обобщение.

Продукты проектной деятельности:

  •  Фотоотчёт с достижениями детей.
  •  Схемы и рисунки к развивающим играм Б.П.Никитина.
  •  Новые схемы и рисунки к развивающим играм, созданные детьми и родителями.
  •  Видеоролик с отзывами детей о развивающих играх.
  •  Консультация для воспитателей и родителей «Роль и значение развивающих игр Б.Никитина для подготовки к школьному обучению».
  •  Презентация по проекту «Развитие конструктивных и творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина"

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Никитина»...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: повысить уровень информированности родителей о сенсорном развитии детей, с помощью развивающих игр В.В.  Воскобовича....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих ...

Конспект ООД по познавательному развитию (математика) Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича....

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...