Методический сборник занятий по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Данный методический сборник занятий предназначен для методистов, воспитателей, студентов педагогических колледжей и институтов. Методический сборник может быть полезен при подготовки к занятиям по конструированию с использованием Lego. Разработанные занятия соответствуют развитию детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_sbornik.docx372.01 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Конструирование с инженерным подходом»

Разработала: Гайфулина Марина Сергеевна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Ласточка»

г. Качканар.

2024

Оглавление

Пояснительная записка

«Обезьяна – барабанщик» с использованием конструктора Lego Wedo

«Сказочные домики для лесных жителей» с использованием конструктора Lego

«Танцующие птицы» с использованием конструктора Lego Wedo

«Пчелиная жизнь» с использованием программируемой пчелы Beebot

«Машина для инженера» с использованием конструктора Fisher Technik

Пояснительная записка

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи.

Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА LEGO WEDO (5-6 ЛЕТ)

«ОБЕЗЬЯНКА – БАРАБАНЩИК»

Разработала: Гайфулина Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ласточка».

Тема:  «Обезьянка – барабанщик»

Образовательная область: художественное-эстетическое развитие

Форма организации: подгрупповая

Цель: формирование умения составлять целое из частей в процессе сборки.

Задачи

Обучающие:

-  выделять основные части и характерные детали конструкций.

Развивающие:

-  развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и использование деталей для создания и сборки обезьянки.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать друг другу.

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношения

Знают, характерные детали конструкции, выделяя основные части.

Умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и использование деталей для создания и сборки обезьянки.

Проявляют желание помогать друг другу.

Пространственно-временной ресурс: 25 минут

Материалы и оборудование: интерактивная доска, конструктор LEGO WEDO, ноутбуки, жестяная банка; пластиковый стаканчик – 2 шт, бумажный стаканчик – 2 шт.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Получить эмоциональный настрой, -возбудить интерес к предстоящей деятельности

1. Привлечение внимание при помощи колокольчика.

2. Загадка про обезьянку.
3. Обращение к детям: «Ребята, сейчас я вам не много расскажу интересных фактов про обезьяну-барабанщику». (5 кратких фактов уникальности обезьянки – барабанщика».

Колокольчик (для привлечения внимания), загадка, обозначение интересных фактов.

Активизируют своё внимание на воспитателе

Отгадывают загадку

Слушают интересные факты об обезьянке – барабанщике.

Готовность к предстоящей деятельности

2.1.

Этап постановки проблемы

Направить и сосредоточить произвольное внимание на основные признаки

1.Создание проблемной ситуации ( у зверей музыкантов пропала обезьянка, а без обезьянки они не смогут принимать участие в оркестре ).
2.На интерактивной доске определить основные признаки обезьянки.
3. Просмотр небольшого отрывка мультика про обезьянку.

анализ проблемной ситуации
демонстрация мультфильма

Участвуют в беседе. Предлагают варианты решения проблемной ситуации.
Смотрят мультик про обезьянку

Воспроизводят информацию, необходимую для успешного усвоения

2.2

Этап ознакомления с материалом

Развивать интерес к программированию и экспериментированию

- Сейчас мы с вами повторим с вами технику безопасности
«
1. С деталями нужно работать только по назначению нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.
2. Нельзя разъединять детали зубами
3. Нельзя бросать детали конструктора и собранную модель
4. Если вы уронили деталь нужно ее сразу поднять
5. Конструктор необходимо открывать правильно придерживая крышку
сейчас мы с вами определимся по жетонам кто за что будет отвечать
Жетоны желтого цвета - программисты
Жетоны зеленого цвета- конструкторы
Жетоны красного цвета - сортировщики.
4. Проведение физминутки

« Обезьянка»

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.

практическое задание:
самостоятельное распределение ролей.

Повторяют технику безопасности с воспитателем
Дети распределяются по жетонам у кого какой жетончик.

Интерес к моделированию и конструированию.

2.3.

Этап практического решения проблемы

1.Научиться создавать программу для модели роботы «Обезьянка-барабанщик»
2. Подводить итоги по проделанной работе (программирование, экспериментирование),

Ознакомление с  особенностями составления программы для модели робота «Обезьянка-барабанщик»
- Ребята, какие детали необходимы на самом первом этапе построения обезьянки?
Далее продолжите сборку самостоятельно, в соответствии со схемой, до момента крепления мотора.
- Мотор крепим на белую пластину 2х6.

- Какие детали нам понадобятся далее?
- Какие части тела обезьянки мы уже собрали?
- Смотрите, далее нам нужны 8-модульная ось и 2 кулачка. Наденьте на ось 2 кулачка друг на друга.

- Какие детали нам понадобятся далее?
Посмотрите, наша конструкция завершается надеванием 2 кулачков. Обратите внимание, что кулачки, находящие в начале и в конце конструкции должны смотреть в противоположные стороны. То есть с одной стороны – кулачки смотрят вверх, а с противоположной – вниз.
- Как вы думаете, для чего нам нужна эта  конструкция?
- Куда мы ее помещаем?
- Как вы думаете, что это у нас такое получилось?
- Какие части тела обезьяны мы собрали?
- Какая часть тела ещё не собрана?

составление программы для модели робота «Обезьянка-
барабанщик»
Подведение итогов

Дети открывают программу на компьютере «Lego WeDo» выбирают схему построения обезьянки- барабанщика
тёмно-серый
 кирпич 8х16, Лего-коммутатор, жёлтый кирпич 2х6.

 

Сборка конструкции по инструкции

1.Знание особенностей написания программы для модели робота «Обезьянка-
барабанщик». 3.Умеют самостоятельно подводить итоги по проделанной работе.

3.

Заключительная часть

Развивать способность к принятию собственного решения

- Ребята, у вас получились замечательные обезьянки!

- Как вы думаете что нам осталось сделать, чтобы наша обезьянка двигалась?

- Давайте составим программу и проверим будет ли наша обезьянка двигать руками.
- Ребята, давайте сейчас с вами оценим вашу работу.

- Что вам показалось сложным,  что показалось легким?

- Ребята, зверюшки из оркестра благодарят вас за помощь.

- Предлагаю сфотографировать ваши работы, а после мы можем с вами оформить выставку с вашими работами. 

Работа с программой,
вопросы, поведение итогов,

оценка

Приведение конструкции в подвижное состояние при помощи компьютерной программы

Оценивают свою деятельность


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА LEGO (5-6 ЛЕТ)

«СКАЗОЧНЫЕ ДОМИКИ ДЛЯ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ»

Разработала: Гайфулина Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ласточка».

Тема: «Сказочные домики для лесных жителей»

Возрастная группа: старшая ( 5-6 лет)

Форма организации: групповая.

Средства:

Наглядные: костюм поросёнка Наф – наф, иллюстрации конструктора, схемы домов.

Словесные: объяснение, пояснение, беседа, уточнение, поисковые вопросы, анализ схем, рассуждение.

Игровые: задействовать игры «Наши умные головки», «Все детали угадаем» как элемент удержания внимания детей к происходящей деятельности.

Практические: самостоятельная деятельность детей, выполнение постройки из конструктора лего по схеме. 

Словарная работа:

- обогащение словаря детей: «архитектор», «схема», «чертеж», «арка», активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над).

Предварительная работа: во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении; рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Дома», чтение художественного произведения «Три поросенка» рассматривание иллюстраций; игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный) .

ЦЕЛЬ

формирование умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки: собирать целое из частей.

ЗАДАЧИ

1.Образовательная:

- закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах.

2. Развивающая:

- закреплять умение строить по образцу;

- продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором;

- закреплять умение у  детей планировать свою деятельность.

3. Воспитательная:

- воспитывать умение работать не мешая друг другу, умение договариваться;  

- самостоятельно подбирать нужный строительный материал;

- воспитывать самостоятельность, инициативность.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Этапы

(последовательность) деятельности,

Приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Вводная часть

Ребята, сегодня у нас необычный гость, попробуйте угадать кто это?

Загадка

Носик круглый, пяточком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

 Ответ детей: Три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф.

-Здравствуйте ребята ! Меня зовут Наф- Наф ,вы правильно угадали загадку.

- Ребята, давайте с вами поздороваемся с Наф – Нафом:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Н: - Как вам известно в сказке «Три поросенка»  я оказался самым Умным и практичным, и считаю , что дом должен быть крепостью. А вы как считаете?

Ответы детей.

- Мне очень нужна ваша помощь!  В нашем лесу живет  много бездомных зверей , я решил построить им сказочные дома . Вы знаете, что скоро зима и я боюсь не успеть до холодов, поэтому пришел просить у вас помощи, ребята  вы поможете мне построить дома для жителей леса?  

Дети обратили внимание на воспитателя, внимательно слушают загадку, отгадывают, анализируют, думают, отвечают на вопросы,  активно принимают участие в игре – приветствии «Наши умные головки», радостно встретили Наф – Нафа, выслушали его и согласились ему помочь.

Проявляют заинтересованность в дальнейшей деятельности.

Основная часть

- Но для начала, я хочу поиграть с вами в игру.

 Игра «Все детали угадаем» (дети вспоминают  детали конструктора)

Наф-Наф:  Дети, скажите, а из каких частей состоит дом? Дети называют части дома.

- Молодцы, а теперь давайте вспомним названия деталей конструктора. Воспитатель показывает детям детали (кубики, бруски, кирпичики, пластины, арки) (ответы детей).

- Ребята, и с этим заданием вы справились, все детали назвали правильно. Какие красивые и разные дома.

- Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.

-  Ребята, попробуем назвать, детали конструктора, которые изображены на данном рисунке.

Дети рассматривают, называют детали конструктора, которые изображены на рисунке.

Воспитатель задает уточняющие вопросы:

- Какие детали можно использовать для стен, крыши, ступенек?

Воспитатель и  Наф-Наф  предлагают  совместно подумать и решить, какие  именно дома  они будут строить. Можно сконструировать дома по любому образцу, или по своему замыслу.

Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке.

А перед началом работы , предлагаю вам немножечко размяться:

ФИЗМИНУТКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕГО «КИРПИЧИКИ»

( движения выполняются в соответствии с текстом)

Что-то мы сидеть устали,

Нам пора уже гулять.

Мы возьмем с собою ЛЕГО

Будем бегать и скакать.

По дорожке узенькой - сразу мы пройдем.

(дети идут по узкой дорожке из кирпичиков ЛЕГО)

Переступим через дом,

(поднимают ноги, переступают через построенный дом)

И кирпичики возьмем,

(берут в руки большие кирпичики и выполняют движения по тексту)

Вверх поднимем, прыгнем раз,

Вниз опустим, шаг назад.

Там массажный коврик ждет нас

(становятся и блок кирпичиков)

Так приятно нашим ножкам на коврике стоять,

Но пора идти садиться

Заниматься продолжать.

Мы кирпичики возьмем

Ручки вверх поднимем раз,

Два опустим ручки вниз.

А на три соединим

На четыре вниз поставим

И на них мы дружно станем.

( Воспитатель предлагает подойти к железному столику и приступить к постройке дома. Для украшения предлагает использовать детали конструктора ЛЕГО)

( Начинается постройка домов, дети сначала по схемам строят домики, а затем сами самостоятельно строят домики. Во время самостоятельного конструирования педагог наблюдает, помогает, корректирует ошибки, задаёт различные вопросы : а почему ты так решил построить? Где у тебя будут окна? А дверь)

Дети принимают активное участие в деятельности, а именно в игре, в физминутке, самостоятельно конструируют дома сначала по схеме, а потом без, исправляют ошибки, корректируют, закрепляют раннее приобретённые знания, отвечают на вопросы, проявляют положительные эмоции во время конструирования.

Реализация цели и задач занятия.

Итог занятия. Рефлексия

Наф-Наф: - Дети, спасибо вам огромное , жители леса будут очень рады , дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. Я побегу и сообщу им прекрасную новость. До свидания , ребята.

- Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились.  Удалось ли вам построить то, что вы запланировали? Понравилось ли вам строить дома? (Ответы детей).

Дети:

-До свидания Наф-Наф. Приходи к нам еще в гости .

Подвели итог занятия, поделились своими впечатлениями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (5-6 ЛЕТ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА LEGO WEDO

«ТАНЦУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Разработала: Гайфулина Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ласточка».

Тема: «Танцующие птицы»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Форма НОД: занятие по конструированию

Форма организации: групповая

Учебно- методический комплект:

1. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В.Фешина.-М.: Сфера, 2011.

2. Инновационная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2019 г.

3. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Средства:

Наглядные: костюм волшебника, волшебная палочка.

Словесные: уточнение, объяснение, беседа, вопросы.

Мультимедийные: презентация, ноутбук, проектор, конструктор Lego Wedo, программа для программирования.

музыкальные: муз. центр, спокойная музыка для конструирования, активная музыка для физминутки.

Практические: самостоятельная деятельность детей, сборка модели по образцу.

Словарная работа:

- закрепление названия деталей конструктора;

- ознакомление с новым названием детали: коническое зубчатое колесо.

ЦЕЛЬ

совершенствование конструктивного умения: собирать модель, пользоваться программным приложением посредством конструирования модели «Танцующих птиц» в ходе занятия по конструированию.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  • сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать;
  • развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание;
  • развивать художественно-творческие способности детей;
  • развивать эстетического восприятия художественного вкуса.

ЗАДАЧИ

Образовательные:

- формирование умения конструировать модели механизмов из конструктора Lego Wedo по схеме;

- исследовать принцип действия ремня (узнать влияние смены ремня на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы»).

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев посредством сборки модели из конструктора Lego Wedo;

- развивать логическое и пространственное мышление во время экспериментирования.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к конструированию из Lego Wedo;

- Воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в паре.

Этапы

(последовательность) деятельности,

приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Вводный

( педагог переодевается в костюм волшебника)

- Здравствуйте, ребята. (грустный)

- Я пришёл к вам из прекрасной страны конструирования. Эту страну так назвали, потому что люди там постоянно что-то конструируют. Только беда случилась на днях все работники разъехались по домам,  а нам король прислал очень важное письмо в котором написано:

«У моей дочки Аннушки скоро День Рождение велю вам сделать постройку не простую, а с танцующими птицами!»

- Эдак, что учудил король! Никогда люди не строили такого из нашей страны. Единственное дал он мне книжку со схемой. Люди добрые направили меня к вам ребята. Вы моя последняя надежда.

- Поможете мне собрать подарок для дочки короля? (да)

Дети слушают, рассматривают волшебника

Слушают историю волшебника

Дети соглашаются помочь волшебнику 

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью, сконцентрировали своё внимание на поставленной проблемной ситуации, проявили желание помочь Волшебнику.

Основной

- Но перед тем, как перейти к постройке наших перелётных птиц нам нужно с вами сделать пальчиковую гимнастику. Я знаю вы любите пальчики разминать. Пальчиковая гимнастика называется «Десять птичек – невеличек» за одно мы с вами повторим название птиц:

Пальчиковая гимнастика

«Десять птичек – невеличек»

Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -
Растопыриваем пальцы на обеих руках

Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -
Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-
Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой- крыша. (2 раза)

- Замечательно! Я увидел, как вы умеете ловко сгибать и разгибать пальчики. Настала пора повторить и правила безопасности при работе с конструктором.

- Ребята, а какие правила безопасности при работе с конструктором Lego вы знаете?

- Какие вы молодцы, как много правил знаете. Давайте я их обобщу. Слушайте, внимательно. Правила безопасности мы с вами должны знать и соблюдать, чтобы обезопасить себя от неприятных ситуациях, таких как попадания деталей в рот или уши.

Техника безопасности при работе  с конструктором Lego:

  1. С деталями конструктора нужно работать только по назначению. Нельзя глотать детали, класть в рот или уши.
  2. Нельзя разъединять детали конструктора зубами
  3. Нельзя бросать детали конструктора и собранную модель тоже
  4. Если уронили деталь – нужно её сразу поднять
  5. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо на против экрана. При работе с планшетом нужно держать его аккуратно, плавно нажимать на экран
  6. Конструктор необходимо открывать правильно придерживая крышку
  7. Детали нужно держать в специальных контейнерах в тех отсеках, которые для них предназначены. Нельзя разбрасывать их по столу
  8. При помещении деталей в контейнер необходимо смотреть на наклейки отсеков. На них изображены те детали для которых отсек предназначен
  9. При подключении конструкции необходимо соблюдать порядок подключения. При проводном подключении выполнять его аккуратно без нажима
  10. Подключение модели к управляющему устройству выполняет только педагог
  11. Конструирование производится на заранее определённой поверхности или крышке от контейнера с конструктора

- Ух, как много правил даже я устал их произносить, а вы ребята?

- Давайте немного разомнёмся с вами, а то предстоит большая работа у нас с вами.

( короткая) Физминутка

«Самолёты загудели»
  Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
  Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
  На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
  Да и снова полетели.

- Итак, всё что мне дали эта книжка со схемой, о том как выполнять «танцующих птиц», но мы же не сможем с вами поделить на всех книжку.

- Поэтому…. (волшебник взмахивает палочкой перед проектором и включается презентация со схемой) я переместил свою маленькую книжку на большой экран, чтобы было видно всем.

- Можете присаживаться на свои места, ребята. Для начала нам нужно с вами рассмотреть картинку то, что в итоге мы получим.

- Весёлые птички, не правда ли?

- Я думаю вам тоже будет интересно сделать таких птичек.

- Посмотрите на столе у вас лежат детали, которые необходимы нам для этой постройки. Давайте повторим название деталей и посмотрим сколько всего деталей и какого цвета у нас лежат на столе с вами.

- Для начала начнём с вопроса: какого цвета детали, которые лежат на столе? Ответ я принимаю только по поднятой вверх руки.

- Замечательно. Каждую деталь мы считать не будем, но мы понимаем, что их у нас на столе сколько? Правильно, много.

- А теперь самое интересное. Я знаю, вы ребята умные и знаете название деталей. Давайте вместе повторим:

1. Датчик перемещения

2. Большая пластика 8х16

3. Кирпич 2х2 красного цвета

4. Балка с выступами 1х2 ( 6 штук)

5. Балка с выступами 1х8 ( 2 штуки)

6. Пластина с отверстиями 2х8 ( 2 штуки)

7. Пластина 1х4

8. Ось 10 модульная ( 4 штуки)

9. Зубчатое колесо ( 2 штуки)

10. Две ступицы, зелёного цвета

11. Две втулки

12. Кирпич для перекрытия 1х2 ( 2 штуки)

13. Коническое зубчатое колесо ( 2 штуки)

14. Ремень

15. Балка с выступами 1х2 с крестовиной

Для сбора одной птички понадобится. Не забываем, что нам собирать нужно будет 2 птички:

  1. Обратный кирпич 2х2
  2. Объёмная круглая пластина
  3. Обратный кирпич 1х2 ( 2 штуки)
  4. Кирпич для перекрытия 2х2
  5. Кирпич 1х1, белый (2 штуки)

Кирпич для перекрытия 1х3 (2 штуки)

- Вот мы и повторили с вами название деталей. Теперь можно приступить к сборке.

( по мере выполнения сборки листается презентация со схемами)

- А начнём собирать с самой панели на которой у нас с вами будут стоять птички.

- Для того, чтобы собрать панель нам нужно взять большую, чёрную пластину 8х16 и поставить её на стол. Затем присоединить к краю пластины датчик перемещения (показываю, помогаю в процессе выполнения сборки)

- После этого мы берём кирпич, красного цвета 2х2 и ставим его на вторую строчку от начала нашей пластины. ( все слова сопровождаются показом педагога)

- Теперь мы берём 4 балки с выступами 1х2, красного цвета и присоединяем их недалеко от красного кирпича, то есть эти балки стоят по краям от красного кирпича.

- После  этого берём балку 1х2 с крестовиной, чёрного цвета и ставим её на красный кирпич сверху на первую строчку.

- Затем нам нужно взять 2 балки 1х8, красного цвета и поставить их на маленькие балки размером 1х2, то есть мы ставим одну балку спереди, вторую сзади.

- Теперь возьмите в руки пластину белую, 1х4 и пластину белую 2х8. Для начала мы ставим пластину 2х8 поверх длинной, красной балки размер 1х8. После этого рядом ставим пластину размером 1х4. Вот прям рядом с большой пластиной.

- После этого берём в руки два зубчатых колеса и 2 модульные оси 10. И надеваем на ось зубчатое колесо и точно также со вторым.

- Нашу полученную конструкцию мы должны просунуть в балки 1х8 до конца, чтобы колесо прилегало к балкам. Аккуратно просовывайте, чтобы не разрушить конструкцию. И точно также со вторым колесом.

- А на обратную сторону оси мы надеваем две ступицы, зелёного цвета.

- На ступицы мы надеваем две маленькие, серые втулки. После того, как вдели втулки мы берём балку размера 1х2 и ставим её на верх пластины белой 2х8.

- Теперь берём два кирпича для перекрытия размером 1х2, красного цвета и ставим их рядом с нашей балкой. Сначала ставим один кирпич и рядом второй.

- После этого берём две оставшихся модульных оси 10 и вставляем их в белую пластину 2х8. Сначала с одной стороны, потом точно также с другой стороны.

- На эти оси мы одеваем коническое зубчатое колесо.

- Все нашли коническое зубчатое колесо? В нём содержатся 24 зубчика.

- Если нужна помощь, то обращайтесь.

- Одеваем сначала на одну ось, потом на другую.

- Сверху ставим пластину белую 2х8 на оси модульные, чёрные. Вот так. (показываю)

- Ура! Ребята мы собрали с вами полянку на которой у нас будут стоять птички. Теперь можно немного передохнуть и размяться! Вставайте, веселее. Будем с вами двигаться:

Физминутка  

«А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

- Присаживайтесь на свои места. Дело осталось за малым. Нам осталось собрать птичек.

Для начала соберём одну птичку:

- Берём объёмную, круглую пластину и обратный кирпич 2х2 и ставим обратный кирпич на круглую пластину сверху. Только аккуратно.

- Теперь берём кирпич для перекрытия 1х2 их у нас 2 штуки и ставим их по бокам прямо на обратный кирпич. Это крылышки у нашей птички.

- После этого берём кирпич для перекрытия красный и два кирпича размером 1х1. Ставим сначала на вверх кирпич для перекрытия, а сверху на него  два кирпича размером 1х1. Сначала ставим 1 кирпич и рядом второй.

- Вот таким образом у нас получается птичка. Похожа, на живую не правда ли?

( таким же образом собирается вторая птичка)

- Ура! Птички готовы и мы готовы их поставим на модульные оси. Устанавливаем птичек аккуратно, чтобы не разрушить конструкцию, если нужна помощь обращайтесь.

- Вот наша конструкция готова и теперь мы можем с вами запрограммировать наших птичек, чтобы они танцевали.

- Помните, мы с вами уже знакомились с этой программой?

- Вы знаете уже эти команды. Давайте их повторим. ( начало, мотор по часовой стрелке, мощность мотора 10)

- Именно эти команды нам сегодня понадобятся.

- Чтобы наши птички стали танцующими я надену ремень на ступицы, потому что ремень это своеобразная резинка и установлю мотор.

( устанавливаю ребятам мотор и ставлю резинку на ступицы)

- Прекрасно, всё готово! Можно запускать наших птичек. Как вы думаете какую цепочку нам нужно составить из команд, чтобы наши птички затанцевали?

- У меня в волшебном мешочке была схема, посмотрите на экран. По этой схеме вы можете собрать команды и запустить своих птичек!

- Если у кого-то не получается что-то обращайтесь ко мне.

Экспериментирование

- Как вы думаете, можем ли мы поменять скорость танца у птичек?

- Кто-то уже догадался как это можно сделать?

- Это можно сделать с помощью ремня. Да, да та самая резинка.

- Вам не интересно, что будем если поменять расположение резинки? И мне интересно! И мне!

- Давайте с вами проверим. Вы видели, как я одевала ремень на ступицы и теперь мы можете поэкспериментировать и поменять расположение резинки.

( происходит эксперимент)

- Итак, что мы с вами выяснили?

- Правильно! Если поменять расположение ремня, то можно поменять скорость танца птичек.

Внимательно слушают волшебника

Принимают активное участие в пальчиковой гимнастике

Слушают волшебника

Отвечают на вопросы

Повторение правил безопасности при работе с конструктором Lego

Ответы на вопросы

Принимают участие в физминутке «Самолёты загудели

Дети внимательно смотрят на экран, рассматривают обложку книжки волшебника

Отвечают на вопросы волшебника

Думают, рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы

Рассматривают детали конструктора, называют их, участвуют в обсуждении

Называют детали конструктора, рассматривают их, запоминают зрительно

Дети рассматривают схемы

Приступают к поэтапной сборке модели

Просят помощи у воспитателя в процессе конструирования

Рассматривают модель, которая получается

Внимательно слушают объяснение выполнения работы

Стараются, аккуратно выполняют сборки модели

Рассматривают коническое, зубчатое колесо

Участвуют в физминутке

Присаживаются на свои места

Приступают к сборке птички

Выполняют сборку модели

Рассматривают приложение для программирования

Повторяют команды, предназначенные для программирования

Отвечают на вопросы

Проводят эксперименты с танцующими птицами

Отвечают на вопросы

Реализация цели занятия. Дети активно участвуют в занятии, проявляют свои знания, умения раннее полученные в ходе предыдущих занятий по конструированию.

Заключительный

- Ребята, посмотрите какие прекрасные танцующие птички у нас с вами получились! Это всё благодаря вам.

- Теперь я спасён и у меня есть подарок для дочери короля.

- Мне пора обратно отправляться в свою страну ведь сегодня там будет главный праздник. День рождение Аннушки – дочери короля. До свидания, ребята. Спасибо за помощь!

( воспитатель приходит)

- Ребята, что вы сегодня делали?

- Мне сказали к вам приходил волшебник.

- Чем занимались? Что сконструировали? Всё ли получилось? А почему у некоторых птички смогли затанцевать позднее?

- Ребята, я горжусь вами.

- Приберите свои места и собери конструктор по отсекам.

Дети внимательно слушают волшебника

Дети прощаются с волшебником

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети попрощались с Волшебником, поделились между собой своими впечатлениями о занятии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (5-6 ЛЕТ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММИРУЕМОЙ ПЧЕЛЫ BEEBOT

«ПЧЕЛИНАЯ ЖИЗНЬ»

Разработала: Гайфулина Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ласточка».

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Пчелиная жизнь»

Возрастная группа: старшая ( 5 -6 лет)

Цель занятия: формирование представлений об особенностях жизни в пчелином семействе через участие в виртуальной экскурсии.

Задачи:

Образовательные:

- учить передавать свое отношение к насекомым через активацию речевого аппарата;

- ознакомление с особенностями жизни пчелиного семейства.

Развивающие:

- Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы через ознакомление с насекомыми.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в команде в процессе игры;

- Воспитывать интерес к пчёлам и особенностям их жизни.

Словарная работа: трутень, пчелиный улей, мёд, пчелиная царица – мать.

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношения

Знают, как передать своё отношение к насекомым.

Знают особенности жизни пчелиного семейства.

Умеют видеть красоту и своеобразие окружающей природы через ознакомление с насекомыми.

Проявляют умения работать в команде в процессе игры.

Проявляют интерес к пчёлам и особенностям их жизни.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций пчёл разного вида, заучивание стихотворения «Пчёлка» автор: Анастасия Тесленко, чтение сказки «Пчёлка Майя» издательство: Эгмонт, 2014 г, конструирование пчелы по схеме на занятии по конструированию.

Материалы и оборудования: программируемая пчела Beebot (3 штуки), ковры для Beebot, картинки пчелиного улия, видео для виртуальной экскурсии ( 5 минут).

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемый результат

1

Организационно - мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

Звучит жужжание пчел. В группу входит Пчелка Майя и зовет кого-то.

Майя: Полосатик, Цветочек, Пушинка, где вы?

Воспитатель: Добрый день! Что случилось? Мы можем вам чем-то помочь.

Майя: Ой, здравствуйте. Меня зовут Майя и я ищу моих младших сестер. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А как и где они потерялись?

Майя: Мы собирали пыльцу на лугу и тут прилетели ласточки. Ласточки любят нас ловить. Мои младшие сестры разлетелись в разные стороны, чтобы спастись.

Дети решили помочь пчёлке Маей, заинтересовались темой занятия

Проблемная ситуация, внесение пчёлки Beebot, вопросы

Дети проявляют интерес к занятию

2

Основной

Усвоение определённого объёма знаний и представлений об особенностях пчелиной жизни.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пчелы могли защитить себя как-нибудь?

Дети: Нет. Да, могли укусить.

Если дети не приближаются к ответу, то педагог подсказывает.

Воспитатель: Майя, а почему вы просто не ужалили ласточек?

Майя: Ласточки не боятся наших укусов. Поэтому мы могли только улететь.

Воспитатель: Ребята, поможем пчелке Майя найти сестричек?

Дети: да.

Майя: вот одна моя сестра (показывает одну бумажную пчелку). Ребята, ищите остальных.

Дети с пчелкой ищут по группе остальных пчелок и отдают их Майе.

Майя: Спасибо вам, ребята! А вон и мой улей! Мне пора домой. Я приглашаю вас в гости!

Воспитатель: Спасибо, мы с удовольствием пойдем к тебе в гости. Я знаю, что у вас много интересного в улье. Ты нам сможешь показать?

Майя: и покажу, и расскажу. Летим!!! 

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья. Сейчас мы с вами окунёмся в пчелиный улей. Вы готовы? Начинается наша волшебная экскурсия. (длительность видео 5 минут).

Майя: это наш улей. Внутри он сделан из воска в виде маленьких комнат. А все эти комнаты называются сотами. Здесь мы выращиваем малышей, ночуем и храним мед! 

 – Это наши рабочие пчелы. В нашей большой семье работают только девочки пчелы. Рабочие пчелы помладше работают внутри улья. Они делают воск, ухаживают за личинками. Рабочие пчелы постарше носят пыльцу, ищут новые места с вкусной пыльцой.

- Мы живём большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Есть у пчел в семье пчелиная царица-мать, она занимается откладыванием яиц. Да, пчелы появляются из яиц, как и многие другие насекомые. Еще в пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями. Однако, все же, одна задача у них есть – они помогают семейству обзавестись потомством.

Пчелки - трудолюбивые, умные, медоносные насекомые, защищаясь, могут укусить. Их укус достаточно болезнен и в некоторых случаях может быть даже опасен для человека, поэтому трогать насекомое руками не стоит. В момент укуса, пчела оставляет в теле человека жало и пузырек с ядом, постепенно стекающим в ранку. Место укуса немного припухает и немеет. Однако, ужалив человека и оставшись без своего оружия, пчела умирает. Пчелиный рой, так называют семейство пчел, проживающих в одном улье, при нападении может быть смертельно опасно для человека. Но это вовсе не значит, что увидев пчелу, нужно бросаться бежать со всех ног куда подальше, пчелы просто так не нападают. Просто с ними нужно быть немного осторожнее, чем с другими насекомыми.

Воспитатель во время рассказа Майи  раскладывает коврик для робота Bee-Bot с изображением трутней, рабочих пчел, королевы.

Воспитатель: Как интересно. Ребята, вам было интересно? Наша экскурсия подошла к концу. Посмотрите, пчёлка Майя расставила фигурки. Что же это за фигурки?

Майя:

- Ребята, я предлагаю вам разделиться на 3 команды и запрограммировать своих пчёлок : меня и моих сестёр. Сможем ли мы попасть в свой улей зависит только от вас. Кто быстрее доберётся до улия получается медаль «Пчеловода», за второе место получают медаль «Активные пчёлки», а за третье место получают медаль «Медленные п пчёлки». Будьте аккуратнее на пути у пчёлок препятствия в виде ласточек.

( дети программируют своих пчёлок, показывают свои умения)

- Ура! Вы успешно справились с задачей. Настало время награждения. Подходите ко мне. ( происходит награждение медалями).

Отвечают на вопросы

Думают, анализируют, рассуждают

Дети соглашаются пойти в гости к пчёлке Маей

Присаживаются на стулья и начинают смотреть виртуальную экскурсию

Внимательно слушают об особенностях пчелиной жизни

Запоминают информацию

Рассматривают картинки с видео

Слушают внимательно

Отвечают на вопросы, рассматривают фигурки

Делятся на команды и разрабатывают стратегию, как довести пчёлку до улия.

Награждение победителей

Вопросы, указания, использование игры, виртуальной экскурсии, объяснение.

Дети знают особенности пчелиной жизни, как выглядит пчела

3

Заключительный

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, самооценка.

- Понравилось вам у меня в гостях? Что вы запомнилось больше всего?

Майя: Ой, ребята, с вами заболталась и забыла, что должна собирать пыльцу. Сёстры полетели!

Дети прощаются.

Воспитатель:

- Что вас понравилось больше всего в занятии?

- Успешно получилось поработать в команде во время игры?

- Я предлагаю вам сфотографироваться на память вместе со своими медалями.

Отвечают на вопросы, прощаются с пчёлкой Майей, оценивают сами себя.

Вопросы, самооценка.

Дети оценили сами себя, подвели итоги занятия, отвечая на вопросы воспитателя

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (5-6 ЛЕТ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА FISHER TECHNIK

«МАШИНА ДЛЯ ИНЖЕНЕРА»

Разработала: Гайфулина Марина Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ласточка».

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Машина для инженера»

Возрастная группа: старшая ( 5 -6 лет)

Цель занятия: формирование представлений о частях из которых состоит грузовая машина через её сборку из конструктора Fisher Technik. Задачи:

Образовательные:

- учить выделять основные части и характерные детали конструкций;

- учить строить по  рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Развивающие:

- продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к конструктору Fisher Technik ;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения во время конструирования машины из конструктора Fisher Technik.

Словарная работа: колесо, кузов, грузовая машина.

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношения

Знают, как выделять основные части и характерные детали конструкций.

Знают, как строить по  рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни

Проявляют интерес к конструктору Fisher Technik.

Проявляют доброжелательные взаимоотношения во время конструирования машины из конструктора Fisher Technik.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций грузовой машины, обсуждение частей и деталей из которых состоит грузовая машина.

Материалы и оборудования: конструктор Fisher Technik, схема машины, голосовое сообщение от инженера Василия.  

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемый результат

1

Организационно - мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

- Ребята, сегодня утром мне пришло голосовое сообщение на электронную почту. Я предлагаю вам его прослушать:

«Здравствуйте, ребята. У нас на производстве случилась беда: все грузовые машины уехали и осталось всего пару штук, а кирпичей ещё очень много. Сконструируйте грузовые машины и доставьте кирпичи на производство по адресу Новострой 20.»

Инженер Василий

- Ребята поможем инженеру Василию?

Дети решили помочь инженеру Василию, заинтересовались темой занятия

Проблемная ситуация, голосовое сообщение,  вопросы

Дети проявляют интерес к занятию

2

Основной

Усвоение определённого объёма знаний и представлений о том, как построить грузовую машины из конструктора Fisher Technik.

- Присаживайтесь на свои места. Не будем медлить и приступим сразу к делу. Для начала давайте повторим правила техники безопасности во время работы с конструктором? Какие правила вы знаете? ( повторение правил техники безопасности).

- Сейчас я вам раздам схемы на которых изображена грузовая машина, точнее как её собирать из конструктора Fisher Technik.

- Напомните –ка из каких частей состоит грузовая машина? ( кабина, кузов, колёса).

- Посмотрите, что это у вас на столах?

- Правильно это детали конструктора. А как называется этот конструктор? Fisher Technik.

- Назовите, какие детали здесь есть?

- Какие вы умные и внимательные! Молодцы!

- Давайте немного поиграем, вставайте:

Физминутка « Конструктор»

Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!

- Присаживайтесь. Теперь я вам предлагаю собрать грузовую машину из конструктора  Fisher Technik.

( происходит сборка модели грузовой машины из конструктора Fisher Technik. Во время конструирования педагог наблюдает за выполнением задания детьми, помогает, объясняет, наблюдает)

- Все справились с заданием?

- Замечательно! Поднимите свои красивые грузовые машины.

- Красота – какая! Инженер Василий удивиться.

Присаживаются на стулья и отвечают на вопросы

Думают, анализируют, рассуждают

Участвуют в физминутке

Конструируют модель грузовой машины из конструктора Fisher Technik, выполняют сборку по схеме, которая лежит на столе, просят воспитателя о помощи.

Вопросы, указания, объяснение, рассматривание схемы, рассуждение, физминутка.

Дети знают, как из конструктора Fisher Technik собрать модель грузовой машины.

3

Заключительный

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, самооценка.

- Кажется вон в том углу у нас находятся кирпичи. Давайте доставим наш груз на Новострой 20. ( дети доставляют груз на Новострой 20).

- Давайте сфотографируемся с нашими грузовыми машинами  и я их отправлю инженеру Василию.

- Что вас понравилось больше всего в занятии?

- Всё ли получилось?

- Что оказалось самым трудным?

Отвечают на вопросы, фотографируются, доставляют груз на Новострой 20.

Вопросы, самооценка.

Дети оценили сами себя, подвели итоги занятия, отвечая на вопросы воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному конструированию с детьми старшего дошкольного возраста "Сарафан надела Осень"

Занятие по художественному конструированию направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения работать с осенними листьями, создавая из них коллаж (Образовательная область "Худож...

Методическая разработка занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «Транспорт»

Методическая разработка занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «Транспорт»...

Конспект занятия по LEGO-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Вертушка» в рамках кружковой деятельности

Конструирование модели «Вертушки» с разными лопастями посредством LEGO - конструкторов «Первые механизмы»....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Сборник опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие»

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы и...