конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Конспект коррекционно–развивающего занятия
по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР 5-6 лет
«Приключения кругляшей»
Составитель:
Котина Наталья Александровна
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
высшей кв. категории
Санкт-Петербург
2023г
Программа: образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТМНР) ГБДОУ детского сада №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Группа: разновозрастная группа «Сложные дефекты» детского сада.
Контингент: дети 5-6 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Тема: Осень
Методы и приёмы:
- метод пассивного стимулирования;
- метод активного стимулирования;
- метод сопряженных действий;
- метод последовательности;
- метод систематичности;
- метод повтора;
- метод побуждения
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Технологии:
- Здоровьесберегающая технология;
- Игровая технология;
- Коррекционно-развивающая технология;
- Информационно-коммуникативная технология;
- Технология разноуровнего обучения.
Планируемый результат (рефлексия):
Планируемые результаты освоения детьми полученных знаний в ходе занятия с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Социально-личностное развитие:
1. Положительно относиться к занятиям по развитию тактильного восприятия.
3. Понимать правила поведения на занятии.
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.
3. Удерживать цель деятельности.
Познавательное развитие:
1. Отзываться на свое имя, понимать словесное обращение педагога.
2. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, словесную) на прикосновения к открытым участкам тела материалов разной фактуры.
5. Различать приятные и неприятные прикосновения.
7. Захватывать и удерживать предмет из разного материала.
8. Обследовать игрушку, предмет руками, ладошкой.
Коммуникативное развитие:
1. Осуществлять коммуникативное сотрудничество с педагогом.
2. Учитывать мнение других детей и стремиться наладить общение с ними.
3. Овладевать вербальными и невербальными способами общения.
Практическая реализация: Конспект занятия разработан для детей 5-6 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития и может использоваться для детей с ТМНР, ЗПР в других ОУ.
Цель: формирование тактильного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности у детей со сложными психофизическими нарушениями.
Оборудование:
1. Природные материалы.
2. Упаковочные материалы.
3. Бытовые мелочи.
4. Предметы обихода.
5. Игрушки из материала разной фактуры.
6. Сенсорные бассейны.
7. Подборка аудио записей релаксирующей музыки и музыки для занятий.
Предварительная работа:
На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители.
На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка.
На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов.
На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полу сопряженные, потом самостоятельные действия с предметами.
Коррекционно -развивающее занятие
Часть занятия Действие педагога | Действие детей | Задача | Оборудование, пособия |
Приветствие. Игра на положительный эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята, я пришла к вам в гости со своими друзьями, давайте познакомимся. Я – Н.А., вот Кругляш и вот Кругляш. А как вас зовут? (Спросить каждого ребенка по отдельности, повторяя фразу). Поздоровайтесь сперва одним пальчиком, потом ладошкой, потом другой ручкой. Какие они мягкие, приятные. Посмотрите, они грустные. Мы пришли к вам в сад и ищем маму Кругляшей. А давайте вместе маму искать? Возьмитесь за руки. Пойдем по дорожке. | Называют свои имена. Здороваются сперва одним пальчиком, потом ладонью, потом другой рукой. Ответ детей. | - установление контакта. - воспитание положительного отношения к занятию. - понимание выделенных педагогом ориентиров действия. - удерживание цели деятельности. | - кругляши игрушки-перевертыши |
Совместные действия, игры и упражнения по исследованию предметов, предложенных педагогом. - Ребята, мы нашли волшебный мешочек, что в нем? Откроем его. Это же мячики. Давайте с ними поиграем. Игра: «Волшебный мешочек». (картотека игр с массажными мячами). Понравилась вам игра в мячики? Но здесь нет мамы, отправляемся дальше по дорожке. Отправляемся дальше. - Ребята, что у нас под ногами? Листья. Давайте поиграем с ними. Положите листик на ладошку, а другой ладошкой сверху прикройте. Подуем на них, они легкие – разлетаются. Возьмем много листочков в руки. Пошуршим, ой, а как они пахнут. Соберем их в корзинку. Ребята, но здесь нет нигде мамы, пойдем дальше искать по дорожке. - Посмотрите, а что на дорожке? Грибы, какие они гладки, приятные. Подуйте на них, они тяжелые, не разлетаются. Давайте их соберем в корзинку. - Ребята, а что еще есть на дорожке? Желуди. Они гладкие. Приятные. Покатайте их в ладошках, сожмите ладошку, они твердые. Поиграем с желудями (картотека игр). Возьмите много желудей в ладошки, как они пахнут. Соберем их в корзинку. - И еще есть шишки. Возьмите шишку в ладошку, сожмите ладошку. Она колючая, неприятная. Поиграем с шишкой (картотека игр). Соберем их тоже в корзинку. А маму мы нашли? Нет. Идем искать дальше по дорожке. Игра «Откуда эта вода?». - Ребята, посмотрите, а откуда вода? И тучка сверху. Наверное, из тучки дождик накапал. Посмотрите, тучка какая злая, сколько дождя нам налила. И под ногами все размыла. Давайте мы злую тучку прогоним. - Злую тучку мы прогнали, а давайте воду перельем в ведро. - Посмотрите, что у меня есть. Губки. Ой, а что в губках? Камешки, какие красивые, гладкие, твердые. Давайте их оттуда достанем. А губками наберем воду в ведро. Руки вытираем полотенцем, чтобы они стали сухие. | Совместные действия. Достают мячики, повторяют сопряженные движения. Обследуют листья. Обследуют макеты грибов. Обследуют желуди. Обследуют шишки. Ответы детей, откуда вода. Движения детей под песню Злая тучка. Достают из губок камешки, обследуют. Набирают воду губками, отжимают в ведро. Вытирают руки полотенцем. | - формирование у детей интереса к изучению объектов живого и неживого мира; - знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту; - знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы; - обогащение чувственного (тактильного) опыта детей посредством соприкосновения с объектами живой и неживой природы и природными явлениями. - развитие пассивного словаря; - побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ, которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями; - расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения; | Различные материалы: приятные и менее приятные: - волшебный мешочек (картотека игр) - листья -корзинка с крышкой из пленки с отверстием для рук. - макеты грибов. - корзинка с крупно переплетёнными сверху нитками. - желуди. - корзинка с мелко переплетенными сверху нитками. - шишки - таз с водой - изображение тучки - ватман с цветной водой под ногами, сверху пленка, чтобы не намочить ноги - песня Злая тучка. - губки - камешки Марблс - ведро - полотенце. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Ой, ребята, смотрите, а что здесь? Да это же мама кругляшей. Доставайте ее, посмотрите, какая она большая, мягкая и тоже грустная, она скучала по своим деткам. А вы помогли деткам найти свою мамочку. Посмотрите, они улыбаются. - Ребята, кругляши теперь стали какие? Веселые, они улыбаются. Давайте мы покажем маме кругляшей, что мы сегодня делали. (возвращаемся обратно по дорожке, проговаривая каждую зону). - Ребята, вы молодцы, поиграли с мячиками, собрали листья, грибы, желуди, шишки, прогнали злую тучку и помогли найти маму кругляшей. Давайте мы улыбнемся и обнимемся с вами. | Дети садятся под одеяло на корточки. Определяют, как изменились эмоции. Полу-сопряженные действия. Самостоятельные действия. Прощаются. | - улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения; - развитие умений дифференцировать осязательные ощущения; - развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения. | - покрывало - игрушка перевертыш большая. - перевернутые кругляши, с изображением улыбки. - вода, шишки, желуди, грибы, листья, мячики. Песок в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия тема «Путешествие зайчика» для детей средней группы.
Конспекти индивидуального коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия....
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"
Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....
Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.
Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы
В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Развитие тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ
Маериал представлен для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ТМНР...