Подгрупповое занятие "Насекомые"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белякова Марина Александровна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_nasekomye.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение –

детский сад компенсирующей направленности № 11 «Улыбка»

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы ТНР «Насекомые»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Белякова М.А

группа №8

г. Краснокаменск, 2023

Технологическая карта

НОД «Насекомые»

ФИО педагогов и специалистов

Белякова М.А., учитель-дефектолог

Возрастная группа

Подготовительная  группа детей с ТНР  (6-7 лет)

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповая, 6 детей

Тема мероприятия

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Насекомые»

Используемые технологии

Развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

Тип НОД

Обучающий

Цель

Расширять и закреплять знания детей о насекомых.

Задачи

Обучающие задачи:

-Закреплять знания детей о насекомых.

-Уточнить знания детей о насекомых и их характерных признаках.

-Закреплять умение отгадывать загадки,

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения.

-Обогащать и активизировать  словарь детей. Развивающие задачи:
-Развивать внимание через игру «Четвёртый лишний», «Найди мою тень».

-Развивать речь через игру «Посчитай 1, 2, 5», «Назови ласково», «Какой? Какая?».

-Развивать наблюдательность.

-Развивать мелкую моторику через игру «Комар», «Заштрихуй».

-Развивать умение правильно строить предложение по предложенной схеме.

Воспитательные задачи:
-Воспитывать бережное отношение к насекомым.

-Воспитывать уважение к друг другу, работая в коллективе, отвечая на вопросы педагога.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

Форма организации детской деятельности

Игровая ситуация

Оборудование и материалы

Демонстрационное – картинки «Насекомые», использование ИКТ, схема счёта; картинки для игры «Четвёртый лишний».

Цветок для закрепления предлогов. Схема для составления предложений.

Раздаточное – «Найди тень»

Предварительная работа

Предварительная работа среди педагогов:

  • анализ литературы и интернет ресурса;
  • подготовка дидактических игр;
  • планирование и разработка мероприятия;
  • обсуждение организационных моментов;
  • уведомить всех сотрудников ДОУ о времени проведения НОД и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.

Предварительная работа:

  • обсудить с детьми правила поведения во время НОД;
  • рассматривание картинок из серии «Насекомые»;
  • дидактические игры «Угадай по описанию», проведение подвижных игр, физкультминуток; 

Предварительная работа среди родителей:

  • информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться НОД

Индивидуальная работа с детьми

Подготовка детей к проведению НОД

План мероприятия

Вводная часть

  1. Д/и «Что необычного мы видим в группе»
  2. Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку»
  3. Д/и «Отгадай загадку, сосчитай 1, 2, 5»

Основная часть

  1. Д/и «Четвёртый лишний».
  2. Пальчиковая гимнастика «Комар»
  3. Д/и «Найди мою тень»
  4. Физкультминутка «Бабочка» 
  5. Д/и «Назови ласково».
  6. Д/и «Заштрихуй».
  7. Д/и «Составь предложение по схеме»
  8. Д/и «Какая? Какое?»

Заключительная часть 

  1. Рефлексия Д/и «О чем я дома расскажу»

Перечень видов детской деятельности и соответствующие им формы работы

Коммуникативная деятельность: общение между собой и родителями, беседа, обсуждение, рассматривание картинок, речевые игры и упражнения;

Познавательно-исследовательская деятельность: расширение опыта ориентировки в пространстве.

Игровая деятельность: ,дыхательная гимнастика, физкульминутка, пальчиковая гимнастика с применением Су-Джок

План мероприятия

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

1. Вводная часть (дети находятся в группе)

Мотивационно-побудительный:

1.1. Приветствие детей, организация и установление зрительного контакта.

1.2. Сюрпризный момент Д/и «Что мы видим необычного в группе?»

Создание проблемной ситуации – Ребята, посмотрите, что необычного сегодня вы видите в группе? (Цветок)

-А где мы можем с вами наблюдать цветы?

-Давайте подойдём, посмотрим, кто сидит на цветке?

-Сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику «Подуй на бабочку». Делаем глубокий вдох через нос, выдох- через рот (4-5 раз)

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Дети думают, решают, беседуют между собой

-В лесу,  на полянке.

-Это бабочки.

2. Основная часть (дети определяют, чем они будут заниматься)

Введение в проблемную ситуацию

Д/и «Письмо с заданиями».

-Ребята, посмотрите, а здесь лежит письмо. Давайте откроем, посмотрим, что там внутри (флешка с видеообращением).

-Как вы считаете, о чём может нам сказать флешка?

Голос бабочки.

 «Дорогие, милые ребята! Меня посадила в тёмную комнату злая колдунья. Она забрала моих подружек. Мне так грустно, одиноко. Так хочется вместе с ними порхать, летать от цветочка к цветку. Помогите мне ребята! Если вы выполните все задания колдуньи она меня отпустит к моим подружкам!»

-Ребята! Мы поможем нашей бабочке? Выполним задания колдуньи?

- Здесь у нас загадки. Слушайте внимательно загадку. кто отгадает, тот посчитает «1, 2, 5»

«В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).

Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)

Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)

Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (оса)

Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)

Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)

Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда (муравей)

Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (муха)

-Скажите мне пожалуйста, как мы можем назвать одним словом? Значит о ком мы с вами будем говорить?

-Чем они похожи?

-Почти у всех насекомых по 6 лапок, тельце разделено на 3 части: голова, грудка, брюшко есть крылышки и усики. И на брюшке есть насечки, поэтому и назвали «насекомые». Отлично справились.

-А каких вы знаете насекомых?

-Молодцы!

1 кусочек разрезной картинки

Дети отвечают на поставленные вопросы

Д/и «Четвёртый лишний»

-Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний». Я выкладываю насекомых, а вы подумайте внимательно и скажите, кто здесь лишний: Комар, пчела, бабочка, гусеница. Почему? Гусеница, муравей, муха. Почему? Т.е насекомые бывают которые что делают? (летают, ползают, прыгают)

-1 кусочек разрезной картинки

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы педагога.

Пальчиковая гимнастика «Комар»

Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)

И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Дети под руководством педагога выполняют инструкции.

Д/и «Найди мою тень»

-Наша бабочка предлагает вам задание. На столах у вас листок с изображением насекомых. Они потеряли свою тень. Проведите стрелочками от насекомого к тени.  

-А сейчас поменяйтесь листочками, проверьте работу товарища.

-Молодцы! Хорошо справились с заданием!

1 кусочек разрезной картинки

Самостоятельно работают на местах.

Физкультминутка «Бабочка»

Звучит голос бабочки:

Утром бабочка  проснулась,  (Протирают кулачками  глаза)

Потянулась, улыбнулась. (руки через стороны вверх, тянуться)

Раз -росой она умылась (протирают ладонями щеки)

Два-изящно покружилась. (кружатся на месте)

Три – нагнулась и присела   (приседают) 

На четыре – полетела. (машут руками вверх, вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою закружилась. (приседают) 

Дети вместе с педагогом выполняют инструкции.

Д/и «Назови ласково»

-Я кидаю мяч, а вы отдавая называете ласково:

Пчела- пчёлка

Гусеница-гусеничка

Стрекоза-стрекозочка

Комар-комарик

Муравей-муравьишка

1 кусочек разрезной картинки

Дети придумывают, как правильно назвать ласково.

Д/и «Заштрихуй»

-Ребята! А сейчас мы с вами будем штриховать бабочку. Внимательно смотрим и штрихуем.

1 кусочек разрезной картинки

Дети выполняют самостоятельно.

Д/и «Составь предложение по схеме»

-Посмотрите, что это? (схема предложения)

-Что она означает?

-А сейчас у нас последнее задание. Нужно составить предложение со словом бабочка по схеме. Сколько слов в предложении?

        

1 кусочек разрезной картинки

Дети под руководством педагога составляют предложения.

Д/и «Какой? Какая?»

-Давайте вместе составим нашу картинку из тех, что у нас были после каждого задания. (Бабочка).

-Скажите какая она?

Дети складывают картинку. Каждый ребёнок отвечает на вопрос « Какая?»

-Спасибо, мои милые друзья! Вы справились с заданиями, мы встретились с подружками и полетели на полянку! А в корзинке для вас оставили небольшое угощение! Спасибо!

3. Заключительная часть (Итог)

Рефлексия Д/и «О чем я дома расскажу»

-Вам понравилось наше занятие?

-Оставьте на вашей бабочке ту эмоцию, которой соответствует ваше настроение.

-Что было особенно интересным?

-А что не понравилось?

-Мы помогли бабочке?

Вы были молодцы.

Дети отвечают на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в старшей группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План составлен в...

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...

В ГОСТИ К ВИННИ-ПУХУ (подгрупповое коррекционное занятие в подготовительной группе)

Цель: Закреплять знания  детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.Упражнять в прямом и обратном счете.Развивать логическое мышление....

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...