Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе на тему : " Весна"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Подгрупповое логопедическое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие568.73 КБ
Файл Презентация весна2.82 МБ
Файл Самоанализ весна20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 16 « Василек» общеразвивающего вида города Ишимбая

   муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе.

Тема:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0855/00058694-8cd65fa1/img16.jpg

                                                                                                                                       

                                                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                                                            Байназарова

                                                                                                                    Альбина

                                                                                                                              Миннихаевна

Конспект логопедической непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему « Весна».

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; обогащать активный словарный запас детей; обучать детей составлению описательного рассказа о весне с опорой на картинки-символы.

Коррекционно-развиваюцие задачи:

развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • учить правильному поведению на занятии, за столом.

Оздоровительные задачи:

-артикуляционная гимнастика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: компьютерная презентация, зеркала, су-джок шарики, счетные палочки, картинки по точкам, простые карандаши, музыка.

Ход занятия.

1. Организационный момент: 

 Логопед: К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их и друг друга ( садятся на свои места).

2. Введение в тему.

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадок

 ( Д/и : « Отгадайте загадки»:

А) Мягкий он, а не подушка.

 Белый он, а не пушок.

 Он холодный, но от солнца,

Превратится в ручеек. (Снег)

Б) На ветках — плотные комочки.

 В них дремлют клейкие листочки. (Почки)

В) Крылья просятся в полёт,

Нас домой весна зовёт,

Прилетят весны гонцы

 И появятся птенцы. (Перелетные птицы)

Г) Утром солнышко пригрело,

Зазвенела кáпель трель.

Дружно как сосульки тают,

 За окном слышна. (Капель)

Д) Бегу я, как по лесенке.

По камушкам звеня.

 Издалека по песенке

 Узнаете меня. (Ручей)

Е) Первым вылез из земли, на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Логопед:  С каким временем года связаны эти загадки? (С  весной). О чем мы будем сегодня говорить? (О весне). Назовите все отгадки ( снег, почки, перелетные птицы, капель, ручей, подснежник).

 (Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит, к нам пришла ….весна.    

 (дети договаривают хором: весна).

3. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Логопед: а теперь сделаем упражнения для язычка.

-Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание)«Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

4. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

5. Су джок-терапия « Перелетные птицы»:

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, возвращаются птицы с юга (назовите птиц).

-Тили – тели, тиле – тели,

 С юга птицы прилетели!             Дети катают Су – Джок между ладонями.

  Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .

   Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

  Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –       Поочередно одевают колечки на     пальчики, начиная с мизинца правой руки.

  Все вернулись, прилетели,

  Песни звонкие запели !             Дети катают Су – Джок между ладонями.

 

6. Д/и : « посчитай слова в предложении»:

Наступила долгожданная весна. . Выглянуло яркое, лучистое солнце. По небу плывут лёгкие воздушные облака. . Тает рыхлый тёмный снег. . Бегут звонкие говорливые ручьи. На снегу появились тёмные проталины. На деревьях набухают клейкие почки. Распустились первые весенние цветы. Вернулись с юга перелётные птицы. Птицы вьют уютные гнёзда. Природа весной оживает.

7. Составление рассказа с опорой на картинки-символы .

Логопед: Вспомните предложения, и объедините их в рассказ. (Составление рассказа о весне по опорным картинкам).

 Наступила долгожданная весна. Выглянуло яркое, лучистое солнце. По небу плывут лёгкие воздушные облака. Оседает и тает рыхлый тёмный снег. Бегут звонкие говорливые ручьи. На снегу появились тёмные проталины. На деревьях набухают и лопаются клейкие почки. Распустились первые весенние цветы. Вернулись с юга перелётные птицы. Птицы вьют уютные гнёзда. Природа весной оживает. Мы очень рады весне.

8. Дыхательное упражнение « Цветочек»:

Логопед: Какие весенние цветы вы знаете?

( подснежники, тюльпаны, нарциссы, ландыши, мимозы, одуванчики).

Логопед: Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

9. Д/и « Обведи по точкам»:

Логопед: Обведите по точкам картинку на столе ? Какой весенний цветок у вас получился?( тюльпан)

10. Итог.

-Что делали на занятии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект логопедической непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему « Весна». учитель-логопед Байназарова Альбина Миннихаевна

Слайд 2

Загадки с отгадками. снег почки капель ручей подснежник перелетные птицы

Слайд 3

Загадка о весне. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла ….весна.

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую ( варенье ). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком- лошадка ) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: « Ку-ку-ку » , — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . « Д-д-д » , — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание- « Ж-Ж-Ж») . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку ( лопатка ) . Сел язычок на пенёк ( грибок ) и огляделся ( часики ) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз- окошко ) . Язычок поспешил домой к маме.

Слайд 5

Д/и « Хлопни в ладоши» проталина ледоход капель

Слайд 7

Су-джок « Перелетные птицы» И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, возвращаются птицы с юга (назовите птиц). Тили – тели , тиле – тели , С юга птицы прилетели! Дети катают Су – Джок между ладонями. Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко . Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей . Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Все вернулись, прилетели, Дети катают Су – Джок между ладонями. Песни звонкие запели !

Слайд 8

Составить рассказ о весне( подсчет слов в каждом предложении).

Слайд 9

Первые весенние цветы подснежники мимоза ландыши тюльпаны нарциссы одуванчики

Слайд 10

Дыхательное упражнение « Цветочек» Какие весенние цветы вы знаете? ( подснежники, тюльпаны, нарциссы, ландыши, мимозы, одуванчики). -Соберём лепестки в бутоны ( дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Слайд 11

Обведи цветок по точкам.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 16 « Василек» общеразвивающего вида города Ишимбая

   муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Самоанализ

организационной непосредственно образовательной подгрупповой логопедической деятельности на тему : « Весна».

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                                                            Байназарова

                                                                                                                    Альбина

                                                                                                                              Миннихаевна

Самоанализ логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе.

Тема:  « Весна».

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; обогащать активный словарный запас детей; обучать детей составлению описательного рассказа о весне с опорой на картинки-символы.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • учить правильному поведению на занятии, за столом.

Оздоровительные задачи:

-артикуляционная гимнастика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: компьютерная презентация, зеркала, су-джок шарики, счетные палочки, картинки по точкам, простые карандаши, музыка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о весне и перелетных птицах, отгадывание загадок на весеннюю тематику, беседы по картинам с весенними пейзажами.

Методические приёмы: Дидактические упражнения:«Отгадайте загадки», , «Хлопни в ладоши» , « Посчитай слова в предложении», «Составление рассказа с опорой на картинки-символы»,  « Обведи по точкам», а также  Су джок-терапия « Перелетные птицы», артикуляционная гимнастика «История веселого язычка» и дыхательное упражнение « Цветочек».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Занятие было проведено с детьми подготовительной  группы и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация и музыка, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанников к коррекционно - образовательному процессу.

Анализ целей и задач.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Я Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.                                                                                                

При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне, учитывая возрастные особенности детей.  Они были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в играх.                                                  

Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям

Занятие отвечает следующим дидактическим принципам:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, я определила цель занятия, его содержание и место в системе других занятий, методы и приемы обучения. Была продумана структура, ход занятия, подготовлен соответствующий наглядный, художественный и практический материал, технические средства обучения.

2. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей организованна на достаточном уровне трудности. Обучение носило развивающий характер.

3. Занятие также носило воспитательный характер. Решались задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Воспитательное влияние на детей обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.

4. Эмоциональный характер занятия. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Между мной и детьми сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям.

5. В структуре занятия четко прослеживались три части – вводная, основная и заключительная.

Вводная часть: Положительный психологический настрой был создан в начале занятия,дети улыбнулись и поздоровались.

Основная часть: В ходе игр и упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели. На всех этапах занятия я старалась активизировать речевую, познавательную деятельность детей. Для получения обратной связи я использовала метод поощрения, ласковое слово, мимику, жесты.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для развития дыхания я провела упражнение: Цветочек» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» ( с применением мячика-су джок).

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы икт-технологии (презентация к занятию). На занятии использовала наглядные, словесные и практические методы. Опосредованные методы были основаны на применении изобразительной наглядности (показ слайдов).

К занятию дети выучили загадки на весеннюю тематику , которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности

воспитанников. Для активной речевой деятельности были созданы все условия.

Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – еще раз вспомнить о том,что дети делали на занятии.

 Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. . Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 30 минут.

 В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «Познание» (расширение знаний о весенних явлениях), «Коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии со сверстниками, логопедом,присутствующими  людьми). На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы по теме "Весна. Весенние цветы".

Интеграция образовательных областей: "Познание, "Коммуникация, "Музыка, "Здоровье", "Худоржественное творчество", "Чтение художественной литературы", "Психология".Задачи: развивать внимание и память, ...

Интегрированное занятие в подготовительной группе по теме "Весна".

Целью данного занятия является закрепление знаний о временах года, признаках весны. Используются разнообразные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продук...

22 марта день прихода весны Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

22 марта день прихода весны Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт» ...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ " ВЕСНА"

Цель: закрепить знания о признаках весны, сезонных изменениях в природе.Образовательные задачи:систематизировать представление детей о том, какие изменения в природе происходят весной; ее характерных ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе ДОУ...