Экспериментально-творческий проект "Снежный калейдоскоп"
проект по коррекционной педагогике

Гарбарчук Светлана Степановна

Данный проект  направлен на систематизацию знаний детей о природном явлении - снег. Преимущество и простота данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет детям материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalno-tvorcheskiy_proekt_snezhnyy_kaleydoskop.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №9 «Колокольчик»

Экспериментально-творческий проект

«Снежный калейдоскоп»

(разработан для детей подготовительной группы)

                                                    Автор проекта: Гарбарчук Светлана Степановна (воспитатель)

                                                     

                                                                                                         

                                                          г. Канск

2023

        Паспорт проекта.

Цель проекта: Формирование у детей знаний о снеге и его свойствах.

Задачи проекта:

продолжать расширять представления о времени года «зима»;

формировать представления о снеге через экспериментальную и продуктивную деятельность;

развивать любознательность, наблюдательность, внимание, память;

способствовать участию родителей в совместной деятельности с ребенком в рамках проекта;

вызывать положительные эмоции, чувство восхищения явлениями природы, через образы в литературных и музыкальных произведениях.

воспитывать интерес к объектам неживой природы.

Тип проекта:

По направлению деятельности: экспериментально-творческий.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

По составу участников: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Срок реализации проекта: 02.12.2023 – 14.12.2023.г.

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снег, как он появляется, какие свойства имеет.

Актуальность:

Одно из самых ярких и контрастных времён года – это «зима». Это время характеризуется многими запоминающимися природными явлениями. Первый снег – одно из них. Взрослые и особенно дети очень эмоционально реагируют на появление первого снега, сколько восторженных детских комментариев можно услышать по этому поводу. Играя со снегом на прогулке, от детей можно услышать вопросы: «Почему снег липкий?», «Почему снег тает?» и т.д.   Чтобы систематизировать знания детей, было решено подготовить и реализовать проект «Снежный калейдоскоп». Этот проект охватывает все образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие). Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет детям материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества. Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания, полученные детьми в ходе реализации данного проекта.

Деятельность участников проекта:

Воспитатель: организует образовательное пространство, детско-взрослую деятельность, взаимодействие с родителями.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: оказывают помощь в реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • определение темы проекта, постановка цели и задач проекта;
  • составление плана работы по проекту;
  • подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы;
  • подготовка материалов для художественного творчества;
  • аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
  • создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории).

Основной: непосредственное осуществление содержания проекта.

Содержание деятельности:

Образовательная область: познавательное развитие

Виды детской деятельности:

Целевая прогулка по территории детского сада «Знакомство с метеоплощадкой».

Наблюдение: «Снегопад», «Узоры на окне», «Как выглядят снежинки».

Беседы: «Что такое снег, почему скрипит снег?», «Снег в жизни людей, растений и животных», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки?».

Рассматривание иллюстраций книг, сюжетных картинок, фотографий зимних пейзажей.

Настольно-печатные игры: «Времена года», «Пазлы»

Дидактические игры: «Собери снежинку» (разрезные картинки), «На что похоже?» (узоры на окнах), «Кто как зимует?», «Сложи снежинку» (из палочек).

Исследовательская деятельность (в группе): «В тепле снег тает», «Снег состоит из воды», «Почему нельзя есть снег?», «Снег непрозрачный», «Какая температура у снега?», «Какого цвета снег?», «Куда спрятался снег?», «Определение чистоты снега».

Исследовательская деятельность (на улице): «Сравнение снега и льда»

Изготовление цветных льдинок.

Образовательная область: речевое развитие

Виды детской деятельности:

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».  Составление описательного рассказа о зиме.  Отгадывание загадок по теме.

Речевые игры: «Я начну, а вы продолжите», «Подбери признак», «Подуй на снежинку»

Чтение художественной литературы:

«Времена года» издательство «Детская литература», Н. Калинина «Про снежный колобок», «Снегурочка» (русская народная сказка.), «Морозко» (русская народная сказка.), «Госпожа Метелица», «Заюшкина избушка»;

 К. Ушинский. «Четыре желания»; О. Высотская «На санках», «Холодно»; И. Токмакова. «Как на горке снег...»; «Как на тоненький ледок…» (потешка).

Прослушивание аудиозаписей сказок о снежинках.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

Рисование: «Разные снежинки», «Снежинка-балеринка», «Зимний пейзаж»

Ручной труд: «Вырежи снежинку»

Прослушивание музыкальных произведений: песни «Белые снежинки»,

«Кружится снежинок хоровод».

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Виды детской деятельности:

Сюжетно – ролевые игры: «Крепость».

Труд: уборка снега на участке, сбор снега на участке для постройки снежных фигур.

Образовательная область: физическое развитие

Виды детской деятельности:

Подвижные игры: «Кто дальше бросит?», «Кто быстрей?», «Два мороза»,

 «След в след», «Снежки».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку».

Речь с движением: пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Работа с родителями: консультация «Домашние игры со снегом»; приобретение для детей инвентаря для уборки снега, пополнение        развивающей среды группы; участие в выставке совместных работ «Такие разные снежинки»

Заключительный: составление презентации проекта.

Результат работы проекта:

  • дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;
  • дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок;
  • научились проводить лабораторные опыты со снегом, определять его свойства;
  • дети узнали, что у снежинки всегда только шесть лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.
  • совместное проведение домашнего досуга родителей с детьми – изготовление снежинок

Презентация проекта:

  • выставка работ и поделок, в том числе сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».
  • Изготовление снежных построек на участке.

Вывод:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников о временах года, о снеге и снежинках.

Список используемой литературы:

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2-е изд. – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весенний калейдоскоп"интегрированное занятие для старшей группы

Данное занятие разработано для детей старшей логопедической группы, которое проводилось в конце года совместно с музыкальным руководителем. На занятии присутствовали и родители детей, что позволило им...

Дидактическое пособие "Звуковой калейдоскоп"

В работе представлено авторское  дидактическое пособие, способствующее осмыслению детьми фонематической системы русского языка....

"Семейный калейдоскоп" совместное мероприятие с родителями

Совместное мероприятие с родителями, построенное на интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы)...

Презентация «Калейдоскоп сказок" по сказкам А. С. Пушкина

Совместное творчество детей и родителей (подготовительная группа)...

осений праздник "Осенний калейдоскоп" старший возраст

Осенний праздник для подготовительной и старшей группы, где есть сказка "Стрекоза и муравей"....