Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ЗПР по теме "Величина"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Низямова Зарина Тальгатовна

Полное название мастер-класса (далее МК): "Способы формирования представлений о величине в процессе развития мыслительных операций у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗПР"

Адресаты МК: педагоги (воспитателя, учителя-дефектологи), работающие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Материалы теоретического блока: презентация + текст к ней.

Материалы практического блока: распечатанные и заламинированные изображения (заготовки), липучки, ножницы.

Последовательность проведения мастер-класса может быть любой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velichina_prezentatsiya.pptx2.37 МБ
Файл velichina_tekst.docx25.59 КБ
Файл velichina_zagotovka_dlya_mk.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы формирования представлений о величине в процессе развития мыслительных операций у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития г осударственное бюджетное учреждение – ц ентра психолого-педагогической, м едицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области Низямова Зарина Тальгатовна , учитель-дефектолог

Слайд 2

Практический блок Теоретический блок Изготовление дидактического пособия по теме «Величина» 1. Взаимосвязь зрительного восприятия и величины. 2. Диагностика сформированности представлений о величине. 3. Нормы формирования представлений о величине. 4. Формирование представлений о величине у детей с задержкой психического развития. 5. Этапы формирования представлений о величине.

Слайд 4

Диагностика Диагностическое задание «Спрячь шарики» по методике Е.А. Стребелевой для детей с 2-3 лет направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

Слайд 5

Нормы 2—2,5 года 2,5—3 года Большой-маленький Большой-средний-маленький В 2-3 года дети воспринимают величину предметов, ориентируясь на общий вид, не выделяя длину, высоту, ширину. В активной речи ребенка преобладают слова: «большой-маленький». В пассивной речи дети имеют такие слова как: «длинный-короткий; узкий-широкий; высокий-низкий; тяжелый-легкий». Но эти слова заменяются в активной речи ребенка словами «большой», «маленький ».

Слайд 6

Формирование представлений о величине у детей с задержкой психического развития Возможность усвоения представлений и понятий о величине предметов тесно связано с достаточно развитыми способностями анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, умения сравнивать, классифицировать, дифференцировать. У многих детей с особенностями в развитии эти функции мыслительной деятельности развиты недостаточно. Поэтому формирование представлений о величине предметов представляет собой сложный и продолжительный процесс, требующий поэтапности и применения различных способов и методов.

Слайд 7

Формирование представлений о величине В специально-организованных условиях В естественно-жизненных ситуациях

Слайд 8

1 этап На первом этапе по формированию понятий «большой-маленький» нужно подобрать дидактический материал, предметы, которые бы отличались друг от друга только одним признаком – величиной. Причем этот признак должен выступать контрастно.

Слайд 9

2 этап Далее дети должны в своей практической деятельности воссоздать предметы с определенным признаком. Задания: вылепи из пластилина большой и маленький мяч, закрась большой мяч –зеленым цветом, маленький – желтым и т.п.

Слайд 10

Наконец, необходимо закрепить знания о признаках величины в естественных условиях (на прогулке, на улице, в парке, лесу, на площадке и т. д.), в которых многие признаки предметов выступают в комплексе с другими качествами предмета (цвет, материал, форма и т. д .) 3 этап

Слайд 11

Д ля успешного овладения понятиями и представлениями о величине предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗПР следует уделять особое внимание таким компонентам как: - опора на жизненный опыт; - деятельность должна носить предметно-практическую направленность; - разнообразие дидактического материала; - последовательность.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут ЗТ, я учитель-дефектолог ППЦ г. Тольятти. Хочу представить вам мастер класс на тему «Способы формирования представлений о величине в процессе развития мыслительных операций у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗПР»

2 слайд. Наш мастер-класс мы поделим на практический и теоретический блок. В практическом вами будут изготовлены небольшие пособия на тему «Величина», которые вы сможете применить в своей коррекционно-развивающей работе.
Вам нужно вырезать все детали и при помощи липучек прикрепить их к основе. Не забываем, к основе прикрепляем ту часть липучки, которая более колючая. А мягкую к детальке. Липучки крепите так же по величине. Постарайтесь мусор выбросить в этот пакет.

Давайте перейдем к теоретическому блоку. В нем мы с вами рассмотрим:
1. Взаимосвязь зрительного восприятия и величины.

2. Диагностика сформированности представлений о величине.

3. Нормы формирования представлений о величине.

4. Формирование представлений о величине у детей с задержкой в развитии.

5. Этапы формирования представлений о величине. 

3 слайд. Здесь важно отметить, что в основе лежит зрительное восприятие как мыслительный процесс. Зрительное восприятие – это способность получать через зрение (глазами) разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь. С помощью предметных действий ребёнок активно познаёт окружающий мир, что способствует развитию составляющих основу восприятия в раннем и мл. дошк. возрасте зрительных действий.

В процессе зрительного восприятия мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности

Представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является важных показателем интеллектуального развития. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия.

4 слайд. Как было упомянуто, сформированность представлений о величине важный показатель интеллектуального развития ребенка. Во всем известной диагностике Стребелевой сформированность представлений о величине обследуется в процессе диагностического задания  СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического  ориентирования  на  величину,  а  также  наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

  • Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.
  • Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

5 слайд.  Прежде чем перейти к особенностям формирования понятий величины у детей с задержкой в развитии, важно отметить нормы. По диагностике Стребелевой в возрасте от 2 до 2,5 лет у детей должны быть сформированы понятия «большой-маленький», после 2,5 лет добавляется понятие «средний».

В 2-3 года дети воспринимают величину предметов, ориентируясь на общий вид, не выделяя длину, высоту, ширину. В активной речи ребенка преобладают слова: «большой-маленький». В пассивной речи дети имеют такие слова как: «длинный-короткий; узкий-широкий; высокий-низкий; тяжелый-легкий». Но эти слова заменяются в активной речи ребенка словами «большой», «маленький»

Ребёнок мл. дошк. возраста довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т.д.

6 слайд. Формирование представлений о величине у детей с ЗПР

Возможность усвоения представлений и понятий о величине предметов тесно связано с достаточно развитыми способностями анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, умения сравнивать, классифицировать, дифференцировать. У многих детей с особенностями в развитии эти функции мыслительной деятельности развиты недостаточности. У данной категории детей наблюдается низкий уровень развития мышления. Оно характеризуется слабостью обобщения, непоследовательностью, некритичностью, нецеленаправленностью, слабой регулирующей функцией, трудностями в понимании речи и в целом низкой речевой активностью.

Поэтому формирование представлений о величине предметов представляет собой сложный и продолжительный процесс, требующий поэтапности и применения различных способов и методов.

7 слайд. Усвоение понятий по теме «Величина» происходит как в специально организованных условиях, то есть на кор-разв занятиях, так и в естественно-жизненных ситуациях, то есть в обычной повседневной рутине.

Формирование представлений о величине требует тщательного отбора наглядных пособий, дидактического материала, а также предметов окружающей ребенка обстановки, с которыми он повседневно сталкивается.

8 слайд. Этапы формирования понятий «большой-маленький».

На первом этапе по формированию понятий «большой-маленький» нужно подобрать дидактический материал, предметы, которые бы отличались друг от друга только одним признаком, то есть величиной. Причем этот признак должен выступать контрастно. Например, следует подбирать такие пособия, которые отличались бы только по величине, а все другие признаки (материал, цвет) были одинаковы (УПОМЯНУТЬ НАШЕ ПОСОБИЕ). Такой подбор наглядного материала предупреждает смешение существенных и несущественных признаков. Например, при изучении понятий «большой-маленький» использовать кольца от пирамид, матрёшки, разновеликие бочонки, геометрические фигуры, реальные предметы (посуда, одежда, игрушки) и т.д.

Исследования показывают, что формирование представлений о размерах будет эффективнее, если на первом же занятии создать такую жизненную ситуацию, благодаря которой дети поняли бы, что перед ними предметы, разные по размерам, и что этот признак надо учитывать при решении конкретной задачи. Например, ребенку предлагается разложить кубики в коробки. Коробки - большая и маленькая. Кубик большой. Если дети выбирают маленькую коробку, кубик не вмещается в нее, а в большую коробку они хорошо помещаются. Дети наглядно и практически понимают почему они выбрали для большого кубика большую коробку.

На этом этапе важно отметить, что дети с трудностями понимания обращенной речи лучше усваивают, если педагог интонационно выделяет признак. Например, БОЛЬШОЙ грузовик, МАЛЕНЬКАЯ машинка.

В связи с трудностями переноса полученных знаний, умений и навыков в новые условия и с необходимостью постоянной стимуляции эмоционально-волевой сферы пособия и материалы нужно постоянно менять.

9 слайд. На 2 этапе дети должны в своей практической деятельности (лепка, обводка, рисование, раскрашивание и др.) воссоздать предметы с определенным признаком. Задания: вылепи из пластилина большой и маленький мяч, закрась большой листочек зеленым цветом, маленький- желтым и тп. Выполняя практическую работу, ребенок должен придать предмету заданные качества. Это требует от него достаточно ясного представления о том или ином признаке предмета. 

10 слайд . На 3 этапе, наконец, необходимо закрепить знания о признаках величины в естественных условиях (на прогулке,  площадке, на улице, в парке, лесу и т. д.), в которых многие признаки предметов выступают в комплексе с другими качествами предмета (цвет, материал, форма, конструкция и т. д.). 

11 слайд. Для успешного овладения понятиями и представлениями о величине предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста следует уделять особое внимание таким компонентам как :

- опора на жизненный опыт. То есть когда изо дня в день мама и другие близкие ребенку взрослые совместно с ребенком сравнивают предметы по величине;

- деятельность должна носить предметно-практическую направленность;

- разнообразие дидактического материала;

- последовательность.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"

Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...

Организация коррекционно - развивающих занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в сенсорной зоне кабинета педагога - психолога

В данном материале отражен опыт сопровождающей  работы педагога  - психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях специализированного дома ребенка....

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в раннем и младшем дошкольном возрасте»

Большой  потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании.  На мой взгляд, именно с помощью нетрадиционных способов рисования можно н...

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста.

Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному включению родителей в ...

Статья для педагогов "Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста:- значение;- методика организации;- виды этюдов;- примеры этюдов....