Открытое занятие "Первые весенние цветы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Асланова Сабина Телман кызы

Цели занятия:

Развитие лексико-грамматических категорий языка по лексической теме «Первоцветы»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме «Первые весенние цветы».
  • Учить отвечать на вопросы целым предложением.
  • Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
  • Закреплять представления о признаках весны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pervye_vesennie_tsvety_1.docx322.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «МАРГАРИТКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОТЕЛЬНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140053 Московская область, город Котельники, Яничкин проезд, д. 11.

тел.(498) 659-89-02, тел./факс (495) 659-89-01

ktln_dsmargaritka@mosreg.ru  0000000000000000000000 000000000  http://margaritka-kotel.edumsko.ru

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По развитию лексико-грамматических категорий языка

на тему: «Путешествие в весенний лес за первоцветами»

старшая группа компенсирующей направленности

№ 6 «Смельчаки» 

Изображение выглядит как текст, внутренний, загроможденный  Автоматически созданное описание

Подготовили и провели:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Алексеева Екатерина Евгеньевна

Воспитатель группы компенсирующей направленности

Асланова Сабина Телман кызы

г. Котельники

13.03.2023 г.

Тема: Первые весенние цветы.

Цели занятия: 

Развитие лексико-грамматических категорий языка по лексической теме «Первоцветы»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме «Первые весенние цветы».
  • Учить отвечать на вопросы целым предложением.
  • Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
  • Закреплять представления о признаках весны.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Упражнять в правильном дыхании.
  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать память, внимание и мышление.
  • Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение
  • Развивать познавательную активность, желание разобраться в явлениях природы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к первоцветам.
  • Воспитывать правильное поведение в природе.

Оборудование: запись -  музыка леса, мяч, сюжетная картина весна в лесу, предметные картины по признакам весны и других времен года, предметные картины с изображение первых весенних цветов (подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, медуница, одуванчик, крокус), 6 льдинок, символы звуков (С, З, К); раздаточный материал – пособия для развития воздушной струи (ландыш серебристый), цветы медуницы, карандаши по количеству детей.

Предварительная работа: уточнение знаний о признаках весны,

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

(дети встают в круг) 

Логопед: Один, два, три, четыре, пять…

Будем снова мы опять:

Смотреть, слушать, размышлять.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

(дети повторяют слова и движения по тексту)

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: внимательно послушайте мою загадку.

Загадка:

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей

На дорогах лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам идет весна… (Весна)

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна! А давайте вспомним признаки весны. Выберете среди разных признаков именно весенние признаки.  (на полу картинки с изображением признаков весны. Дети выбирают правильные признаки и помещают на мольберт, после этого садятся на свои мета)

Логопед: правильно ребята! Весной природа пробуждается, оживает, зацветают первые цветы. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в весенний лес, что познакомится с первыми весенними цветами. Давайте скажем волшебные слова.

Раз, два, три, улыбнись

В весеннем лесу ты окажись.

Логопед: Мы с вами оказались в весеннем лесу. Вы слышите? Кто-то плачет?

(под музыку весеннего леса выходит Лесовичек)

Лесовичок: здравствуйте, ребята!

Лесовичок: Ребята, помогите мне, пожалуйста!

Логопед: Старичок-лесовичок! Что у тебя случилось?

Лесовичок: Снежная королева, заколдовала мой лес, и теперь все первоцветы спят глубоким сном и не могут порадовать нас своей красотой!

Логопед: Лесовичок, а как же нам тебе помочь?

Лесовичок: для того, чтобы лесное царство ожило, нужно выполнить задания Снежной королевы. Она оставила мне льдинки. Каждая льдинка – это первый весенний цветок.

  1. Работа над темой занятия.

1 задание (подснежник)

Логопед: (читает задание от Снежной королевы на первой льдинке)

Вы должны отгадать загадки мои и тогда вы узнаете первый весенний цветок.

Не спеша огонь тот ходит
Землю-матушку обходит
Смотрит весело в оконце
Ну конечно это…солнце

Солнце ласково смеется
Светит ярче, горячей
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый… ручей

На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... подснежники

Лесовичек: Вы догадались, какой цветок самый первый появляется весной? (ответы детей)

(демонстрирует подснежник)

Мы разгадали первый весенний цветок – это подснежник.

Лесовичек: Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

2 задание (мать и мачеха)

Логопед: (читает задание от Снежной королевы на второй льдинке)

Поиграйте в игру с мячом «Скажи со словом «весенний».

День — … (весенний день)

Солнце — … (весеннее солнце)

Лучи — … (весенние лучи)

Небо — … (весеннее небо)

Погода — … (весенняя погода)

Цветы — … (весенние цветы)

Месяца — … (весенние месяцы)

Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте узнаем, какой второй весенний цветок мы расколдовали.

Лесовичек: (демонстрирует мать и мачеху)

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега - и цветут!

Мать-и-мачеха – самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки. Растет на обочинах дорог и в лесу. Нижняя сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – это мать, а верхняя – гладкая, прохладная – мачеха.

Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается. А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья.

3 задание (ландыш)

Логопед: (читает задание от Снежной королевы на третей льдинке)

Я очень люблю вьюгу и ветер, и снежную пургу. Разгоните снежинки ветерком и разморозьте цветок.

(детям раздаются модели для выполнения дыхательной гимнастики «Дует, дует ветерок»)

Лесовичек: (демонстрирует ландыш)

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Ландыши имеют красивые соцветия, собранные в метелки. Каждый цветок ландыша - это маленький белый колокольчик с оттенком от кремового до нежно-сиреневого. У нас ландыш занесен в Красную книгу - изящные цветки безжалостно срывают в букеты.

4 задание (крокус)

Логопед: (читает задание от Снежной королевы на четвертой льдинке)

Вы разморозите этот цветок, если поиграет в игру «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы,                                Дети садятся на корточки, встают,

Небывалой красоты.                                   руки разводят в разные стороны.

К солнцу тянутся цветы -                           Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.

Солнце поднимается,                                  Ладони соединены, пальцы скрещены,

Цветочек распускается                               бутон распускается

Солнышко садиться                                    бутон закрывается

Цветочек спать ложиться                            ладони соединены, пальцы скрещены

Ветер дует иногда,                                        взмахи руками, изображая ветер

Только это не беда.                                  

Наклоняются цветочки,                                 Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                                   Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

Лесовичек: (демонстрирует крокус)

Через снег пробиться смог
И весенний фокус
Показать сумел цветок
Под названьем крокус!

         Крокусы бывают желтыми или лиловыми, но бывают еще белыми, бронзовыми или ярко – голубыми. Крокусы цветут до Тюльпанов, поэтому часто их выращивают цветоводы на своих клумбах. Растут Крокусы несколькими луковицами рядом друг с другом и своими яркими красками цветов радуют всех. Также Крокусы можно выращивать и в горшках дома»

5 задание (медуница)

Логопед: (читает задание от Снежной королевы на пятой льдинке)

Следующий цветок вы сделаете сами. Поиграйте в игру «Волшебная картинка»

(дети раскрашивают цветок по символам)

Лесовичек: (демонстрирует медуницу)

Медуница мягонькая
Изменчивый цветочек,
То она вся красненькая,
То синенький платочек.

Медуница – лесной цветок. Растёт она в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые.

6 задание (одуванчик)

Логопед: (читает задание от Снежной королевы на шестой льдинке)

Поиграйте в игру «Один-много», ведь вы уже узнали очень много первых весенних цветов.

Один крокус - много крокусов.

Один подснежник - много подснежнков.

Одна медуница - много медуниц.

Один ландыш-много ландышей…

Один одуванчик-много одуванчиков

Лесовичек: (демонстрирует одуванчик)

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет нарядится

В желтенькое платьице

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков)

- Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

Логопед: Все льдинки разгаданы. Теперь наши первые весенние цветы на свободе. Давайте поиграем в игру «Какой цветок пропал», «Что изменилось?»

Лесовичек: спасибо ребята, вы мне помогли, и мой лес вновь ожил, на полянах распустились цветы!  К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Логопед: А вы знаете, что многие первоцветы занесены в Красную книгу. В Красной книге записано«Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься!

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Лесовичек: Давайте запомним правила.

• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Берегите первоцветы!

Их не так много в наших лесах.

Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды.

Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились

новые, крепкие, красивые первоцветы.

  1. Итог занятия.

(Звучит музыка. Дети закрывают глаза.)

Логопед: Раз, два, три, улыбнись

Опять в группе окажись.

Логопед: Вот мы и вернулись! Что вам больше всего запомнилось? Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чем говорили? Кому что понравилось? Какие первоцветы подарил вам старичок-Лесовичок!

Изображение выглядит как стол, человек, внутренний, мальчик  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как пол, внутренний, человек, группа  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия образовательной области «Коммуникация» в старшей группе Тема «Весенние цветы»

Воспитательно –образовательные задачиЦель: показать знания и умения детей полученные на занятиях по развитию речи.Задачи:Образовательные:-уточнить и закрепить представления детей об изменениях, ...

Конспект открытого занятия во 2-ой младшей группе.Тема"Весна.Весенние цветы".

Конспект открытого занятия во 2-ой младшей группе.Тема"Весна.Весенние цветы"....

Конспект открытого интегрированного НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ "Весенние цветы"

Цель: Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.Задачи:-         Знакомить с натюрмортом, используя нетр...

Презентация к открытому занятию по Лего – конструированию «Весенние цветы» для детей средней группы

Цель: Формировать навык конструирования цветов из конструктора Lego.Задачи:Образовательные: Продолжать учить детей строить по предложенной схеме, учитывая способы крепления деталей, выбирать...

Конспект открытого занятия "Первые весенние цветы" для детей от 3 до 4 лет (2021 год).

Конспект  по ознакомлению с окружающим на  тему: «Первые весенние цветы»  для детей  3 – 4 лет....