Психолого-педагогическая характеристика
материал по коррекционной педагогике

Сухорукова Вера Владимировна

Психолого-педагогическая характеристика. Пример. Данные выдуманные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика ребенка Марии (5–6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР)

1. Общие сведения

- Имя ребенка: Мария

- Возраст: 5 лет 6 месяцев

- Диагноз: Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня

- Социальная ситуация развития: Воспитывается в полной семье, есть младший брат. Родители активно участвуют в воспитании ребенка, но недостаточно осведомлены о специфике речевых нарушений.

2. Речевое развитие

Фонетико-фонематическая сторона речи

- Нарушено звукопроизношение: наблюдаются замены и искажения шипящих ([ш], [щ]) и сонорных звуков ([р]).

- Фонематический слух развит в соответствие с возрастом.

- Слоговая структура слова нарушена: в сложных словах пропускает или переставляет слоги (например, "парашютист" → "пасютист").

Лексико-грамматическая сторона речи

- Словарный запас ограничен, преимущественно бытовой тематики.

- Наблюдаются ошибки в словообразовании.

- Грамматический строй речи недостаточно сформирован: ошибки в согласовании слов (например, "оранжевая апельсин"), использовании предлогов (например, "на крыльце" вместо "под крыльцом").

Связная речь

- Связная речь фрагментарна, высказывания состоят из простых предложений.

- При пересказе текста пропускает важные детали, нарушает последовательность событий.

- В самостоятельных рассказах использует шаблонные фразы, затрудняется в построении логически связанного повествования.

3. Познавательное развитие

Восприятие

- Зрительное восприятие развито в пределах возрастной нормы: Мария узнает и называет основные цвета, геометрические фигуры.

- Слуховое восприятие недостаточно развито: затрудняется в выполнении заданий на различение звуков речи.

Память

- Объем слуховой памяти сформирован в соответствие возраста.

- Зрительная память развита в соответствие возраста.

Мышление

- Наглядно-образное мышление развито в пределах нормы: Мария успешно выполняет задания на классификацию предметов по признакам.

- Логическое мышление недостаточно развито: затрудняется в решении задач на установление причинно-следственных связей.

Внимание

- Внимание неустойчивое, легко отвлекается на внешние раздражители.

- Объем внимания снижен: Мария может сосредоточиться на задании не более 5–7 минут.

4. Эмоционально-волевая сфера

- Эмоциональный фон устойчив.

- Наблюдается повышенная тревожность, особенно в новых ситуациях.

- Волевые процессы достаточно развиты.

5. Коммуникативные навыки

- Мария стремится к общению со сверстниками, но испытывает трудности из-за речевых нарушений.

- В общении со взрослыми проявляет застенчивость, часто ждет поддержки и одобрения.

- В групповых играх предпочитает пассивную роль, избегает конфликтов.

6. Моторное развитие

Общая моторика

- Движения несколько скованы, координация нарушена.

- Мария испытывает трудности при выполнении заданий на равновесие (например, ходьба по линии).

Мелкая моторика

- Мелкая моторика недостаточно развита: наблюдаются трудности в застегивании пуговиц, работе с мелкими предметами.

- Графомоторные навыки слабо развиты: Мария с трудом обводит контуры, рисует неточно.

7. Особенности учебной деятельности

- Мария проявляет интерес к занятиям, но быстро устает.

- Требуется постоянная поддержка и поощрение со стороны взрослого.

- При выполнении заданий часто обращается за помощью, не стремится к самостоятельности.

8. Рекомендации

Логопедическая работа

- Проведение индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха.

- Работа над расширением словарного запаса и формированием грамматического строя речи.

- Развитие связной речи через обучение пересказу и составлению рассказов.

Психолого-педагогическая поддержка

- Развитие когнитивных функций (памяти, внимания, мышления) через игровые задания.

- Формирование эмоционально-волевой сферы: работа над снижением тревожности и повышением мотивации к обучению.

Работа с родителями

- Обучение родителей методам развития речи и мелкой моторики в домашних условиях.

- Рекомендации по созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в семье.

Заключение

Мария — девочка с общим недоразвитием речи III уровня, которая нуждается в комплексной коррекционной помощи. Учет ее индивидуальных особенностей и системный подход к обучению позволят достичь значительных успехов в преодолении речевых и сопутствующих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

Психолого - педагогическая характеристика детей

В последнее время наиболее активно изучается группа детей с задержкой психического развития.Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучениии....

Психолого=педагогическая характеристика

Данная характеристика заполняется на ГПМПК, на медицинские осмотры у узких специалистов (невропатолог, психиатр и т.д.). В характеристике отражены все параметры обследования развития ребенка....

Психолого-педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника логопедического пункта...

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, поступающего в логопедическую группу

Педагоги ДОУ,  работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления  индивидуальных  психолого – педагогических характеристик и часто при их  составлении...

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР...