Психолого-педагогическая характеристика
материал по коррекционной педагогике
Психолого-педагогическая характеристика. Пример. Данные выдуманные.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика ребенка Марии (5–6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР)
1. Общие сведения
- Имя ребенка: Мария
- Возраст: 5 лет 6 месяцев
- Диагноз: Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня
- Социальная ситуация развития: Воспитывается в полной семье, есть младший брат. Родители активно участвуют в воспитании ребенка, но недостаточно осведомлены о специфике речевых нарушений.
2. Речевое развитие
Фонетико-фонематическая сторона речи
- Нарушено звукопроизношение: наблюдаются замены и искажения шипящих ([ш], [щ]) и сонорных звуков ([р]).
- Фонематический слух развит в соответствие с возрастом.
- Слоговая структура слова нарушена: в сложных словах пропускает или переставляет слоги (например, "парашютист" → "пасютист").
Лексико-грамматическая сторона речи
- Словарный запас ограничен, преимущественно бытовой тематики.
- Наблюдаются ошибки в словообразовании.
- Грамматический строй речи недостаточно сформирован: ошибки в согласовании слов (например, "оранжевая апельсин"), использовании предлогов (например, "на крыльце" вместо "под крыльцом").
Связная речь
- Связная речь фрагментарна, высказывания состоят из простых предложений.
- При пересказе текста пропускает важные детали, нарушает последовательность событий.
- В самостоятельных рассказах использует шаблонные фразы, затрудняется в построении логически связанного повествования.
3. Познавательное развитие
Восприятие
- Зрительное восприятие развито в пределах возрастной нормы: Мария узнает и называет основные цвета, геометрические фигуры.
- Слуховое восприятие недостаточно развито: затрудняется в выполнении заданий на различение звуков речи.
Память
- Объем слуховой памяти сформирован в соответствие возраста.
- Зрительная память развита в соответствие возраста.
Мышление
- Наглядно-образное мышление развито в пределах нормы: Мария успешно выполняет задания на классификацию предметов по признакам.
- Логическое мышление недостаточно развито: затрудняется в решении задач на установление причинно-следственных связей.
Внимание
- Внимание неустойчивое, легко отвлекается на внешние раздражители.
- Объем внимания снижен: Мария может сосредоточиться на задании не более 5–7 минут.
4. Эмоционально-волевая сфера
- Эмоциональный фон устойчив.
- Наблюдается повышенная тревожность, особенно в новых ситуациях.
- Волевые процессы достаточно развиты.
5. Коммуникативные навыки
- Мария стремится к общению со сверстниками, но испытывает трудности из-за речевых нарушений.
- В общении со взрослыми проявляет застенчивость, часто ждет поддержки и одобрения.
- В групповых играх предпочитает пассивную роль, избегает конфликтов.
6. Моторное развитие
Общая моторика
- Движения несколько скованы, координация нарушена.
- Мария испытывает трудности при выполнении заданий на равновесие (например, ходьба по линии).
Мелкая моторика
- Мелкая моторика недостаточно развита: наблюдаются трудности в застегивании пуговиц, работе с мелкими предметами.
- Графомоторные навыки слабо развиты: Мария с трудом обводит контуры, рисует неточно.
7. Особенности учебной деятельности
- Мария проявляет интерес к занятиям, но быстро устает.
- Требуется постоянная поддержка и поощрение со стороны взрослого.
- При выполнении заданий часто обращается за помощью, не стремится к самостоятельности.
8. Рекомендации
Логопедическая работа
- Проведение индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха.
- Работа над расширением словарного запаса и формированием грамматического строя речи.
- Развитие связной речи через обучение пересказу и составлению рассказов.
Психолого-педагогическая поддержка
- Развитие когнитивных функций (памяти, внимания, мышления) через игровые задания.
- Формирование эмоционально-волевой сферы: работа над снижением тревожности и повышением мотивации к обучению.
Работа с родителями
- Обучение родителей методам развития речи и мелкой моторики в домашних условиях.
- Рекомендации по созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в семье.
Заключение
Мария — девочка с общим недоразвитием речи III уровня, которая нуждается в комплексной коррекционной помощи. Учет ее индивидуальных особенностей и системный подход к обучению позволят достичь значительных успехов в преодолении речевых и сопутствующих нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...
Психолого - педагогическая характеристика детей
В последнее время наиболее активно изучается группа детей с задержкой психического развития.Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучениии....

Психолого=педагогическая характеристика
Данная характеристика заполняется на ГПМПК, на медицинские осмотры у узких специалистов (невропатолог, психиатр и т.д.). В характеристике отражены все параметры обследования развития ребенка....

Психолого-педагогическая характеристика
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника логопедического пункта...
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, поступающего в логопедическую группу
Педагоги ДОУ, работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления индивидуальных психолого – педагогических характеристик и часто при их составлении...

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР
Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР...
Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста.
психология дошкольного возраста...
