Конспект подгруппового логопедического занятия "Представление в цирке"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Представление в цирке»
Цель: Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях.
1 Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произнесение звука Р в слогах, словах и
предложениях;
- обогащение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи.
2 Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- закреплять представления детей об артикуляционном укладе звука Р;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
3 Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию и желание говорить правильно;
- формировать навык речевого самоконтроля.
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Цирковое представление»;
- большое зеркало;
- колпачки с кисточками по количеству детей;
- ламинированные карточки артикуляционной гимнастики;
- ватные диски;
- игра «Собери звук» (мини- карточки для анализа артикуляции звука);
- наборы картонных шаров с картинками по количеству детей;
- дидактическое лото «Животные и детёныши»;
- дидактическое лото «Музыкальные инструменты»;
- контурное изображение животных (верблюд, жираф, носорог).
Ход занятия.
1 Организационный момент.
На стульях лежат разноцветные колпачки с кисточками.
Логопед: Доброе утро, дети!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ай, что это? Посмотрите, какие интересные колпаки! Как вы думаете, кто их здесь оставил?
Дети: Наверное, клоуны!
Логопед: Правильно, клоуны!
Логопед: Как вы думаете, что это может значить?
Дети предлагают варианты развития событий. Логопед помогает.
Логопед: Сейчас мы отправимся с вами на представление в цирк!
Слайд 1 «Афиша» (арена цирка, яркий занавес, фейерверк и клоуны,
приглашающие на представление).
2 Эмоциональная пауза.
Дети надевают колпачки.
Логопед: Эй, ребята, поскорей!
Собирайтесь в цирк зверей!
3 Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Перед выходом к зрителям клоунам надо много готовиться, для начала необходимо потренировать язычок. Артисты-клоуны садятся перед зеркалом и выполняют такую же гимнастику, как и мы с вами. Давайте потренируемся вместе.
Упражнение «Улыбка» Мы улыбаемся и людям, и птицам,
Желаем здоровья улыбчивым лицам!
Упражнение «Маляр» Красить купол нам пора,
В цирк зовём мы маляра.
В радуги-дуги цвета
Красит купол наш с утра.
Упражнение «Грибок». Гриб, грибок, масляный бок,
Серебряная ножка, прыгай в лукошко!
Упражнение «Лошадка» Я лошадка Серый Бок! Скок - скок! Скок - скок!
Я копытцем постучу! Цок - цок! Цок- цок!
Если хочешь, прокачу! Скок - скок! Скок - скок
Упражнение «Фокус» С вами в цирке побываем,
За чудесами понаблюдаем,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем с вами.
(дети сдувают ватные диски с носа).
4 Звук Р. Автоматизация звука.
Логопед: Сегодня клоуны выезжают на арену на машинах. Поможем им завести моторы.
Дети: Ррр-ррр («помогают» руками).
5 Уточнение акустических и артикуляционных характеристик звука.
Логопед: Правда звук Р похож на звук работающего мотора? Давайте вспомним, как правильно произносить этот звук.
Игра «Собери звук». Дети выбирают соответствующие карточки и описывают артикуляцию звука.
Дети: Рот приоткрыт, губы слегка улыбаются, зубы не сомкнуты. Кончик языка поднимается к нёбу за верхние зубы, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Под напором воздуха язык «дрожит». Также дрожит горлышко, можно это почувствовать, приложив ладонь к горлышку. Воздушная струя сильная, теплая (тактильный контроль).
Логопед: Дайте характеристику этому звуку.
Дети: - звук Р согласный, твердый, звонкий.
6 Автоматизация звука Р в слогах. Развитие фонематических процессов.
Слайд 2 (арена, занавес, попугаи).
Логопед: Распахнулся занавес и на арену вылетели попугаи. Все мы знаем, что попугаев можно научить повторять отдельные слоги и слова.
Игра с мячом.
Логопед: Ряд слогов запоминай,
Мяч бросай и повторяй!
Ра – ра – ра Ра – ры - ро
Ры – ры – ры Ро – ру - ра
Ро – ро- ро Ры – ро - ру
Ру – ру – ру Ру – ра – ры
Логопед: Молодцы! – говорит своим попугаям дрессировщик, – КРАсавцы!
БРАво!
Попугаи повторяют (отраженное повторение слогов со сменой ударного слога):
Кра – кра – кра Бра – Бра – Бра
Кра – кра – кра Бра – Бра – Бра
Кра – кра – кра Бра – Бра – Бра
7 Автоматизация звука Р в словах. Формирование навыков звукового
анализа и синтеза.
Слайд 3 (арена, мартышки).
Логопед: Смотрите-ка, на арене мартышки. Какие озорницы! Любят всех
передразнивать.
Игра «Замени звук»: заменить первый звук в слове на звук Р.
Кот - Рот Козы - Розы
Мак - Рак Лама - Рама
Нога - Рога Хобот - Робот
Тома - Рома Высь - Рысь
Пыжик - Рыжик Танец - Ранец
Мука - Рука Мычать - Рычать
8 Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков звукового и
слогового анализа.
Слайд 4 (арена, жонглёр).
Логопед: А это жонглёр. У него в руках сразу несколько шаров.
Он предлагает вам поймать только те шары с картинками, в названии которых
есть звук Р.
У детей наборы шаров с картинками.
1 радуга, бегемот, комар, машина, Буратино.
2 роза, мышка, сыр, лягушка, корова.
3 рыба, белка, мухомор, книга, сорока.
Дети выполняют задание логопеда, затем каждый называет свои картинки.
Логопед: У кого картинка, в названии которой один слог? Как определяем?
Дети определяют количество слогов - «отхлопывают», тянут гласный звук.
Дети: Сыр.
Логопед: У кого слово из двух слогов?
Дети: Роза. Комар. Рыба.
Логопед: У кого слово из трёх слогов?
Дети: Радуга. Сорока. Корова. Мухомор.
Логопед: У кого самое длинное слово? Сколько в нём слогов?
Ребенок: Буратино.
Логопед: Давайте отпустим шары под купол цирка. Но сначала выберем шары с
картинками, в которых звук Р в начале слова (в середине слова, в конце).
9 Динамическая пауза.
Логопед: Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)
Дети: Да! Да! Да!
Логопед: И поэтому все встали? (руки вверх – потянулись)
Дети: Да! Да! Да!
Логопед: Головою покачали (наклоны вперед – назад)
И как тигры зарычали: Р – р – р… (рычат и показывают «коготки»)
Порычали, помолчали.
Как мартышки, поскакали. (прыжки, изображают мартышек)
Поскакали, поскакали
И за кулисы убежали. (сели, обхватив руками колени)
10 Автоматизация звука Р в словах. Упражнение в различных способах
словообразования.
Логопед: Мы так весело играли, что на арену цирка прибежали малыши –
детёныши животных. Да так заигрались, что потерялись.
Лото «Животные и детёныши».
У тигра – тигрёнок, тигрята
У рыси – рысёнок, рысята
У свиньи – поросёнок, поросята
У верблюда – верблюжонок, верблюжата
У кролика – крольчонок, крольчата
У страуса – страусёнок, страусята
У моржа – моржонок, моржата.
11 Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Упражнение в
словообразовании.
Слайд 5 (труба, пианино, барабан, бубен, гармонь). Звучит музыка В.Шаинского
«Цирк, цирк…».
Логопед: А сейчас выступает цирковой оркестр. Посмотрите внимательно и
назовите только те инструменты, в названии которых есть звук Р.
Дети: Труба, барабан, гармонь.
Логопед: Ребята, а как называются профессии людей, которые играют на этих
инструментах? (логопед просит полного ответа).
Дети: На трубе играет трубач.
На гармони играет гармонист.
На барабане играет барабанщик.
Логопед: Трубач, гармонист, барабанщик – это кто?
Дети: Музыканты.
Логопед: Давайте и мы создадим свой оркестр. Выберите себе инструмент, на
котором будете играть и скажите об этом.
Дети: Я буду играть на трубе, я буду трубачом.
Я буду играть на гармони, я буду гармонистом.
Я буду играть на барабане, я буду барабанщиком.
Логопед: Мы будем вместе играть на инструментах, у нас будет свой оркестр.
Логопед просит детей повторить слово «оркестр».
12 Автоматизация звука Р в предложениях. Развитие графомоторных
навыков.
Слайд 6 (арена, факир)
Логопед: И, наконец, на арене цирка – факир!
Факир взмахнул волшебной палочкой: крибле, крабле…
И из тумана появились…
Кто это, ребята?
Логопед предлагает узнать контурные изображения животных.
Дети: Носорог! Жираф! Верблюд!
Логопед: Саша, как ты догадался, что это верблюд?
Ребенок: У верблюда на спине два горба.
Логопед: Дима, как ты догадался, что это жираф?
Ребенок: У жирафа длинная шея.
Логопед: Алиса, как ты догадалась, что это носорог?
Ребенок: У носорога на носу растёт рог.
Дети по очереди повторяют предложения.
Логопед предлагает детям раскрасить картинки.
13 Итог занятия.
Вам понравилось представление?
Какой звук мы учились произносить?
Что было особенно трудно на занятии?
Что было интересно на занятии?
Наши весёлые чудаки-клоуны подарили вам свои колпачки и вот эти картинки-
раскраски. А дома вы сможете рассказать о цирке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с логопедическим заключением ОНР
Тема: "Зимующие птицы"...

КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...