Пространственные представления
консультация по коррекционной педагогике

Пространственные представления – это способность ориентироваться в пространстве, понимать взаимное расположение предметов, их форму, размеры и положение относительно друг друга и самого себя. Для нормального развития ребенка эти навыки крайне важны, так как они лежат в основе многих видов деятельности: игры, учебы, общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvennyh_predstaleniy_u_detey_s_zpr.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР»

Пространственные представления – это способность ориентироваться в пространстве, понимать взаимное расположение предметов, их форму, размеры и положение относительно друг друга и самого себя. Для нормального развития ребенка эти навыки крайне важны, так как они лежат в основе многих видов деятельности: игры, учебы, общения.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) формирование пространственных представлений происходит с трудностями. Это связано с особенностями восприятия, внимания, мышления и моторики.

Основные особенности пространственных представлений у детей с ЗПР

  1. Затрудненное восприятие и запоминание пространственных отношений.
  2. Трудности с ориентировкой в собственном теле и в окружающем пространстве.
  3. Слабое развитие мелкой моторики, что влияет на восприятие формы и размеров.
  4. Замедленное формирование понятий «вверх», «вниз», «спереди», «сзади», «рядом», «далеко» и т.д.

Значение формирования пространственных представлений

  1. Улучшение ориентировки в окружающей среде.
  2. Развитие логического мышления и памяти.
  3. Повышение самостоятельности в быту и учебе.
  4. Подготовка к овладению навыками письма и чтения.

Методы и приемы формирования пространственных представлений у детей с ЗПР

Игровые упражнения

Конструирование из кубиков, пазлов, мозаик.

Игры с мячом, ориентирование в игровом пространстве.

Ролевые игры, где ребенок учится ориентироваться в пространстве.

Двигательная активность

Упражнения на координацию движений (ползание, ходьба по линии, прыжки).

Занятия с использованием ориентиров (обход предметов, движение по маршруту).

Визуальные и тактильные упражнения

Работа с объемными моделями и фигурами.

Использование тактильных пособий (рельефные карты, текстурные материалы).

Развитие речи и мышления

Обсуждение расположения предметов («Кубик стоит слева от мяча»).

Использование вопросов и заданий на сравнение и классификацию.

Использование наглядных пособий

Карты, схемы, иллюстрации.

Компьютерные программы и интерактивные игры, адаптированные для детей с ЗПР.

Практические рекомендации для родителей

Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, избегать излишнего давления.

Использовать индивидуальный подход, учитывая уровень развития ребенка.

Постепенно усложнять задания, закреплять навыки через повторение.

Вовлекать ребенка в совместную деятельность, стимулировать интерес и мотивацию.

Таким образом, формирование пространственных представлений у детей с ЗПР – важный этап их развития, который требует систематической работы и терпения. Использование разнообразных методов и приемов позволяет компенсировать трудности и способствует успешной социализации и обучению ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа бу...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Пространственные представления при отклоняющемся развитии

Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М....

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Проверить понимание предлогов за и перед, над и под,около и возле, рядом, внутри (в), между; слов близко и далеко. Развивать память,внимание, воспитывать интерес к предмету,культуру поведения.Воспитыв...